Сага о форсайте: как предсказать будущее

Найти ориентиры, которые помогут преодолеть кризисную стремнину, в сегодняшних условиях задача сложная. Особенно с учетом того, что именитые консалтинговые агентства покинули российский рынок. О самых прогрессивных инструментах работы с будущим в колонке для журнала «Компания» рассказывает доктор экономических наук, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, международный эксперт Программы развития ООН по форсайту Александр Чулок. 

Что такое форсайт?

Технология форсайта зародилась в 1950–1960 годах прошлого века. Одной из первых компаний, обратившихся к нему, была американская корпорация RAND, которой необходимо было определить направления поддержки научных исследований и разработок. На сегодняшний день в мире существует более трех тысяч форсайт-проектов, созданных на базе порядка 80 разных методов работы с будущим. 

Сам форсайт представляет собой процесс систематической научно-обоснованной оценки перспектив будущего (экономики, науки, бизнеса, общества и т. д.) с учетом глобальных трендов, существующих заделов и с вовлечением тех, кто это будущее формирует, — стейкхолдеров. В случае компаний это как внутренние участники, основные акционеры, руководство, сотрудники, так и внешние — потребители, поставщики и подрядчики, государство и регуляторы, наука, вузы, конкуренты.

Как определить будущее?

Существует несколько грубых ошибок при работе с будущим, которых мы стараемся избежать при проведении форсайта.

От мозгового штурма до дорожной карты

В текущих условиях лучше всего работать будут в основном комбинированные методы прогнозирования. Для их применения можно и нужно использовать дополнительные инструменты.

 

 

Рассмотрим несколько популярных методов подробнее:

1. Форсайт-сессии

Форсайт-сессии представляют собой моделирование различных ситуаций, которое должно дать ответ как минимум на два вопроса: куда все движется и что с этим делать. Уровень агрегации будет отличаться в зависимости от самого объекта. Например, для крупного мегаполиса или компании охват должен быть глобальным, а для небольшого бизнеса или стартапа можно начать с национальных трендов и рынков, но не ограничиваться ими в будущем. 

Подготовка к классической качественной форсайт-сессии занимает в среднем от полумесяца. При этом в процессе используются различные инструменты — мониторинг трендов, анализ литературы, углубленное интервью с экспертами, предварительная аналитика, часто мы применяем анализ больших данных, например, с помощью системы iFORA, которая включает более 750 млн документов. Это совсем другой класс форсайта. Также крайне важна компоновка участников. 

Такие мультидисциплинарные мероприятия дают возможность посмотреть на будущее взором в 360 градусов сквозь призму глобальных трендов, наметить ключевые инициативы, а также повысить уровень сплоченности команды. 

2. Построение сценариев

Есть разные подходы к построению сценариев — непротиворечивых внутренне и комплексно охватывающих всю область описаний. Самый распространенный — 2 х 2, когда определяются два фактора, которые имеют наибольшее влияние на предмет сценирования и наименьшую определенность в реализации. Далее все разбирается на четыре сценария, которые описываются по единому шаблону. 

Более продвинутый подход предусматривает построение целого семейства сценариев. Например, альфа-сценарии — восстановление бизнеса до прежнего состояния, и для кого-то это может быть негативный прогноз. Бета-сценарии — ухудшение положения бизнеса, а далее следуют гамма-визионерские и дельта-трансформационные сценарии.

3. Дорожные карты

В терминологии форсайта дорожная карта представляет системное описание того, как выбранный объект (продукт, технология, город, проблема) будет развиваться во времени и как связаны между собой его ключевые составляющие (слои). Грамотно разработанная дорожная карта позволяет прописать маршруты движения в соответствии с желаемым (нормативная карта) или возможным (исследовательская) результатом. Дорожные карты могут быть технологические, продуктовые, проблемно ориентированные и интегральные. И это далеко не принятый подход к существенному упрощению, редукции дорожных карт до планов-графиков или красивых наклеек на стенах аудитории. 

В мире существует порядка двух тысяч дорожных карт по различным направлениям — от физики и астрономии до полупроводников и водородной энергетики. В России их в общей сложности около 100. 

4. Трендвотчинг

Этот метод имеет множество названий, в том числе сканирование горизонтов, мониторинг трендов и т. д. Примечательно, что анализ трендов должен идти на регулярной основе. Среди источников должны быть достоверные, отобранные не по принципу «что есть». Также необходимо учитывать нелинейный характер развития тренда, возможности по его вхождению в «резонанс» с другими или взаимное нивелирование. 

Частая ошибка при трендвотчинге — ранжирование. От рейтингов необходимо переходить к ландшафтам и обращать внимание на то, как тренды влияют не только друг на друга, но и на разных игроков в отрасли, на рынке. Конечно, для этих целей лучше всего подходит анализ больших данных, ведь иногда небольших трендов, влияющих на компанию, может быть больше сотни, и один человек или группа аналитиков с трудом смогут увидеть целостную картину. 

5. Анализ данных искусственным интеллектом

В форсайте многое завязано на анализе данных: это и кабинетные исследования, и анализ литературы, и выявление и изучение экспертных мнений. Главная цель — получить качественно собранную информацию и обработать ее, узнать инсайты. Использование технологий ИИ, нейросетей в этих целях является логичным развитием инструментария. Однако даже самая продвинутая технология ИИ пока не может исключить экспертного взгляда. Нужно совмещать, усиливать одни методы изучения будущего другими. Сейчас в форсайт-сообществе ведется активная дискуссия на тему, смогут ли нейросети заменить репрезентативные выборки или хотя бы просто выборки эксперимента. Это позволило бы значительно ускорить процесс проверки гипотез, в том числе маркетинговых. 


Подводя итог: проводить какие-то отдельные форсайт-практики можно, однако профессиональную картину они не дадут. В форсайте, как в блюде из ресторана со звездами Michelin, важно все: подача, исходные материалы, способ приготовления, соус и даже размер тарелки.