Сага о форсайте: как предсказать будущее
Найти ориентиры, которые помогут преодолеть кризисную стремнину, в сегодняшних условиях задача сложная. Особенно с учетом того, что именитые консалтинговые агентства покинули российский рынок. О самых прогрессивных инструментах работы с будущим в колонке для журнала «Компания» рассказывает доктор экономических наук, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, международный эксперт Программы развития ООН по форсайту Александр Чулок.
Что такое форсайт?
Технология форсайта зародилась в 1950–1960 годах прошлого века. Одной из первых компаний, обратившихся к нему, была американская корпорация RAND, которой необходимо было определить направления поддержки научных исследований и разработок. На сегодняшний день в мире существует более трех тысяч форсайт-проектов, созданных на базе порядка 80 разных методов работы с будущим.
Сам форсайт представляет собой процесс систематической научно-обоснованной оценки перспектив будущего (экономики, науки, бизнеса, общества и т. д.) с учетом глобальных трендов, существующих заделов и с вовлечением тех, кто это будущее формирует, — стейкхолдеров. В случае компаний это как внутренние участники, основные акционеры, руководство, сотрудники, так и внешние — потребители, поставщики и подрядчики, государство и регуляторы, наука, вузы, конкуренты.
Как определить будущее?
Существует несколько грубых ошибок при работе с будущим, которых мы стараемся избежать при проведении форсайта.
-
Первая — попытка построить прогнозные оценки при помощи лишь одного инструмента. Например, только на базе экономической теории, философских рассуждений, математического моделирования, экспертных сессий или используя только эмпирические опросы. На будущее следует смотреть через призмы многих разных оптик. Тогда есть шанс получить цельную, сбалансированную картину.
-
Вторая системная ошибка — говорить о будущем в терминах «сбылось — не сбылось», «угадал — не угадал». Такая логика привычна тем, кто занимается классическим прогнозированием, сверяет в конце года «план» и «факт», но чем дальше горизонт будущего от настоящего, тем сложнее получить точные цифры. Да и не только в них дело. В форсайте оценка сбываемости важна, но это лишь один из многих других показателей, по которым измеряется его качество. Прежде всего необходимо наладить системную работу по анализу глобальных трендов, перспективных рынков и технологий, продуктов и услуг с новыми свойствами и далее последовательно актуализировать информацию, приближаться к будущему. Изменить, трансформировать систему ценностей и мотиваций экономических агентов в направлении целевого облика будущего — вот основная задача. Но для этого надо прочно стоять на базе научно обоснованного форсайта.
-
Третье упущение — не привлекать стейкхолдеров во время разработки и проведения форсайта, а ставить их перед фактом уже сделанной работы. С будущим важно иметь дело с самого начала. При этом ключевые стейкхолдеры будут меняться в зависимости от объекта форсайта, горизонта, бюджетов и множества других параметров.
От мозгового штурма до дорожной карты
В текущих условиях лучше всего работать будут в основном комбинированные методы прогнозирования. Для их применения можно и нужно использовать дополнительные инструменты.
Рассмотрим несколько популярных методов подробнее:
1. Форсайт-сессии
Форсайт-сессии представляют собой моделирование различных ситуаций, которое должно дать ответ как минимум на два вопроса: куда все движется и что с этим делать. Уровень агрегации будет отличаться в зависимости от самого объекта. Например, для крупного мегаполиса или компании охват должен быть глобальным, а для небольшого бизнеса или стартапа можно начать с национальных трендов и рынков, но не ограничиваться ими в будущем.
Подготовка к классической качественной форсайт-сессии занимает в среднем от полумесяца. При этом в процессе используются различные инструменты — мониторинг трендов, анализ литературы, углубленное интервью с экспертами, предварительная аналитика, часто мы применяем анализ больших данных, например, с помощью системы iFORA, которая включает более 750 млн документов. Это совсем другой класс форсайта. Также крайне важна компоновка участников.
Такие мультидисциплинарные мероприятия дают возможность посмотреть на будущее взором в 360 градусов сквозь призму глобальных трендов, наметить ключевые инициативы, а также повысить уровень сплоченности команды.
2. Построение сценариев
Есть разные подходы к построению сценариев — непротиворечивых внутренне и комплексно охватывающих всю область описаний. Самый распространенный — 2 х 2, когда определяются два фактора, которые имеют наибольшее влияние на предмет сценирования и наименьшую определенность в реализации. Далее все разбирается на четыре сценария, которые описываются по единому шаблону.
Более продвинутый подход предусматривает построение целого семейства сценариев. Например, альфа-сценарии — восстановление бизнеса до прежнего состояния, и для кого-то это может быть негативный прогноз. Бета-сценарии — ухудшение положения бизнеса, а далее следуют гамма-визионерские и дельта-трансформационные сценарии.
3. Дорожные карты
В терминологии форсайта дорожная карта представляет системное описание того, как выбранный объект (продукт, технология, город, проблема) будет развиваться во времени и как связаны между собой его ключевые составляющие (слои). Грамотно разработанная дорожная карта позволяет прописать маршруты движения в соответствии с желаемым (нормативная карта) или возможным (исследовательская) результатом. Дорожные карты могут быть технологические, продуктовые, проблемно ориентированные и интегральные. И это далеко не принятый подход к существенному упрощению, редукции дорожных карт до планов-графиков или красивых наклеек на стенах аудитории.
В мире существует порядка двух тысяч дорожных карт по различным направлениям — от физики и астрономии до полупроводников и водородной энергетики. В России их в общей сложности около 100.
4. Трендвотчинг
Этот метод имеет множество названий, в том числе сканирование горизонтов, мониторинг трендов и т. д. Примечательно, что анализ трендов должен идти на регулярной основе. Среди источников должны быть достоверные, отобранные не по принципу «что есть». Также необходимо учитывать нелинейный характер развития тренда, возможности по его вхождению в «резонанс» с другими или взаимное нивелирование.
Частая ошибка при трендвотчинге — ранжирование. От рейтингов необходимо переходить к ландшафтам и обращать внимание на то, как тренды влияют не только друг на друга, но и на разных игроков в отрасли, на рынке. Конечно, для этих целей лучше всего подходит анализ больших данных, ведь иногда небольших трендов, влияющих на компанию, может быть больше сотни, и один человек или группа аналитиков с трудом смогут увидеть целостную картину.
5. Анализ данных искусственным интеллектом
В форсайте многое завязано на анализе данных: это и кабинетные исследования, и анализ литературы, и выявление и изучение экспертных мнений. Главная цель — получить качественно собранную информацию и обработать ее, узнать инсайты. Использование технологий ИИ, нейросетей в этих целях является логичным развитием инструментария. Однако даже самая продвинутая технология ИИ пока не может исключить экспертного взгляда. Нужно совмещать, усиливать одни методы изучения будущего другими. Сейчас в форсайт-сообществе ведется активная дискуссия на тему, смогут ли нейросети заменить репрезентативные выборки или хотя бы просто выборки эксперимента. Это позволило бы значительно ускорить процесс проверки гипотез, в том числе маркетинговых.
Подводя итог: проводить какие-то отдельные форсайт-практики можно, однако профессиональную картину они не дадут. В форсайте, как в блюде из ресторана со звездами Michelin, важно все: подача, исходные материалы, способ приготовления, соус и даже размер тарелки.