Сальто в невесомости

27.10.201300:00

На короткое время на борту Airbus A300 воцаряется напряженная тишина. Затем - внезапно - несколько десятков пассажиров отрываются от пола и свободно парят в салоне, словно воздушные шарики.
Повсюду громкие возгласы, смех, круглые от восхищения глаза. "Это безумие!" - кричит женщина в синем комбинезоне. По воздуху пролетает чей-то фотоаппарат, какой-то мужчина сидит на потолке головой вниз, а астронавт Райнхольд Эвальд делает сальто.

В течение 22 секунд длится состояние невесомости на борту самолета, принадлежащего французскому Центру исследований космического пространства Novaspace. Достигается оно с помощью следующего смелого маневра: на высоте 6100 м, над водной гладью Балтийского моря у побережья федеральной земли Мекленбург- Передняя Померания пилоты резко направляют машину вверх, и она, достигнув угла подъема в 47 градусов, стрелой взмывает ввысь.

Затем на высоте 7600 м самолет описывает дугу, параболу, словно камень, брошенный ребенком через забор. После этого лайнер находится в состоянии свободного падения, и на борту увеличивается сила тяжести, до тех пор, пока пилоты с помощью рулей высоты и реактивной тяги не выровняют самолет.

Novaspace производит такие параболические полеты около 30 раз в год, их главная цель - дать возможность ученым ставить эксперименты в невесомости. Для этого салон самолета обит мягкими матами и оснащен ремнями фиксации. В этот раз полет был организован Германским центром авиации и космонавтики (DRL), на борт поднялись три группы ученых: биологи, физики и медики.

Как насекомые распознают, где верх, а где низ? Как действует чувство равновесия? И как будет происходить процесс сплавления металлов в идеальных условиях, то есть без земного притяжения? "22 секунды невесомости - этого вполне достаточно, чтобы ответить на многие вопросы", - говорит руководитель центра Йоханн-Дитрих Вернер. Параболические полеты помогают также и при подготовке экспериментов, которые будут проводиться на МКС.

Биолог Катрин Шоппман из Университета Байройта взяла с собой на борт плоские коробочки, наполненные водой. В них плавают мелкие ракообразные и водяные блохи размером не более спичечной головки. Их поведение Шоппман будет фиксировать на камеру. "Мы пытаемся определить, какие организмы не меняют своего поведения при отсутствии силы тяжести, - поясняет она. - На космических станциях или во время полетов их можно будет использовать для корма рыбам". А рыбы, в свою очередь, могли бы быть источником питания астронавтов.

В условиях невесомости Шоппман выискивает "подопечных", продолжающих спокойно плавать в воде. Для них невесомость не помеха. Авот те ракообразные и блохи, которые начинают выделывать сальто, для полета на Марс не подходят - отсутствие гравитации сбивает их с толку.

Люди, впрочем, поначалу реагируют ненамного иначе. Первая парабола имитирует силу тяжести на Марсе, и все начинают беспорядочно прыгать на ватных ногах. Затем следует 20секунд чрезвычайно сильной гравитации: теперь нужно как можно меньше шевелиться, не двигать головой и просто смотреть вперед, иначе тут же подступает тошнота.

Во время следующей параболы самые смелые стоят на голове, отжимаются на руках. Еще как минимум с десяток раз всем предстоит с визгом подниматься вверх, выделывать сальто, взявшись за руки, и выпускать "полетать" взятых на борт животных. Все становится легким, у всех приподнятое настроение. Все хорошо, только желудок временами начинает протестовать. Но с ним можно справиться, уверяет меня астронавт, просто нужна тренировка.