GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
архив

Сам себе бренд

Развлечение, ставшее бизнесом

В Интернете успеха порой достигают не раскрученные ранее артисты – они зарабатывают свою популярность именно благодаря интернет-видео. «YouTube навсегда изменил сферу развлечений. Теперь все определяют не продюсерские компании или киностудии, а зрители. Они решают, кто станет знаменитостью и что станет успешным», – заявляет Мэтт Бриттин, глава бизнеса Google в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Пользователи Сети сделали мировой звездой южнокорейского певца PSY, чей клип Gangnam Style уже посмотрели 2,45 млрд зрителей. Джастин Бибер начал свою музыкальную карьеру с видеороликов, которые его родители размещали на YouTube.

Бизнесов разной степени успешности, стартовавших и развивающихся на YouTube, уже миллионы. Brandcast – ежегодно проходящее в Лондоне мероприятие, собирающее руководство YouTube, рекламодателей и популярных производителей видеоконтента, – представил некоторые примеры. Вся развлекательная часть шоу была обеспечена именно силами таких вот успешных проектов. Так, вела вечер Грейс Хелбинг, чья карьера началась с собственного комедийного шоу It`s Grace на YouTube (свыше 2,7 млн подписчиков). Помимо того, что Грейс продолжает еженедельно выкладывать в Сеть несколько выпусков своего шоу в духе стендап-комеди, она частый гость на американском ТВ, выпустила книгу, начала сниматься в кино.

Другой пример – британская компания SortedFood. В 2010 г. четверка школьных друзей запустила на YouTube кулинарное шоу. Как шутит один из основателей шоу Джейми Спаффорд, они сделали это, не зная, чем заняться после колледжа, и не желая идти грабить прохожих. При этом лишь один из всей компании, Бен Эббрелл, имел кулинарное образование. Каждый 7‑минутный выпуск шоу демонстрирует, как Бен с друзьями готовит очередное простое, но, вместе с тем, эффектное блюдо. Эббрелл обеспечивал рецепты, а его не умевшие на первых порах готовить друзья – хаос и толику юмора. Лишенные свойственного многим кулинарным шоу снобизма, легкие и веселые выпуски SortedFood быстро набрали популярность. Всего за пять лет канал обзавелся почти 1,4 млн подписчиков, а по количеству просмотров на YouTube (около 160 млн) даже обогнал такого популярного шеф-повара и телеведущего, как Джейми Оливер. В настоящий момент их предприятие не только производит видео, но и проводит выездные кулинарные шоу, а также выпускает в сотрудничестве с издательством Penguin Books книги рецептов. В компании работают 14 сотрудников, и в 2014 г. ее доход составил около $3,5 млн. 

YouTube делает основную ставку на независимых производителей видеоконтента. Именно они превратили видеохостинг в полноценный развлекательный портал, где любой пользователь может найти шоу по вкусу. Причем, в отличие от ТВ, потребитель не ограничен рамками времени и места просмотра видео. Как заметила управляющий директор отделения Google в Великобритании и Ирландии Эйлин Наутон, «мобильные устройства изменили способ, которым люди ищут и смотрят видео. Мы находимся в самом разгаре революции малых экранов – революции в привычках потребителей», что, в свою очередь, заставляет маркетологов менять принципы создания и планирования рекламы.

В борьбе за рекламодателя

Именно на рекламе зарабатывает как сам YouTube, так и авторы, заключившие с ним партнерское соглашение. YouTube получает 45% дохода, перечисляя остальное владельцу контента.

Впрочем, по словам Юрия Николаева, руководителя департамента продаж международного центра интернет-торговли Allbiz, «YouTube по-прежнему не зарабатывает достаточно, чтобы окупить себя – совокупный доход компании от рекламы в прошлом году составил около $4 млрд, что меньше ее расходов. Однако перспективы выхода на окупаемость у компании есть – за 2014 г. число рекламодателей YouTube увеличилось примерно на 40%».

Более того, как утверждают представители компании, уже в текущем году 100 ведущих рекламодателей увеличили свои расходы на YouTube-рекламу более чем на 60%. Это неудивительно: посещаемость сайта за год увеличилась на 40%, а количество времени, выделяемого пользователями на просмотр видео, растет еще быстрее.

Исследование Ipsos & GfK показало, что проведение рекламной кампании одновременно на ТВ и на YouTube более эффективно, чем показ того же количества рекламных роликов на одном только ТВ. Ссылаясь на эти данные, Эйлин Наутон утверждает: «Анализ более 1000 рекламных кампаний, проводившихся за последний год, дает стабильный результат: реклама намного более эффективно достигает целевой аудитории, если в медиаплан включен YouTube. Это справедливо для всех сегментов аудитории, но в первую очередь относится к такому трудному сегменту, как 16–34‑летние: стоимость их охвата оптимальна, когда 24% бюджета кампании приходится на YouTube». Это косвенным образом подтверждается данными исследовательского агентства ComScore: видео на YouTube хотя бы раз в месяц смотрят 100% британцев в возрасте от 18 до 34 лет.

«Детская болезнь»

Увы, пока рост бизнеса компании в России не настолько впечатляет. По словам Юрия Николаева: «Несмотря на то, что посетителей YouTube в России достаточно много (около 47 млн в месяц), монетизируются они слабее, чем американская или европейская аудитория. Стоимость 1000 показов российским посетителям для рекламодателей составляет не более $1,5. Для сравнения: в США 1000 показов рекламы на YouTube стоит $7, в Германии или Великобритании – около 8 евро. Поэтому тратить деньги на рекламу российским компаниям пока еще выгодно, а вот заработать на продвижении собственного видеоконтента будет достаточно сложно».

Неудивительно, что в пятерке ведущих русскоязычных каналов по количеству просмотров (по данным Whatstat.ru)
нет ни одного, контент которого изначально создавался бы специально для YouTube. Что примечательно, в пятерке лидеров – четыре канала детских мультфильмов: «Маша и Медведь», «Лунтик», «Барбоскины» и «Фиксики» (fixiki).