Сам себе сторож
В России начал развиваться рынок self-storage – боксов для индивидуального хранения вещей. Однако в огромной Москве пока всего три небольшие фирмы предоставляют эту услугу, что привлекло в этот сегмент западных инвесторов. В ближайшее время в России такие склады планирует открыть компания SafeSpace, имеющая немецко-голландские корни.
Место для удочек
«Такие склады очень нужны! Дело в том, что мой муж увлекается рыбалкой, и ему надо где-то хранить удочки и прочие рыболовные снасти. Раньше мы снимали склад площадью 3 кв. м у специализированной компании Key space и платили 2500 руб. в месяц за персональный бокс. Но компания закрылась, и хранить удочки негде», – переживает пресс-секретарь Penny Lane Realty Елена Кудымова. Ее семья готова выкладывать за комфортное хранение рыболовных снастей до $150 ежемесячно, однако ни одного удобно расположенного склада она не нашла. На Западе уже давно существует необычный сегмент складской недвижимости – так называемый self-storage, то есть система автономного хранения различных небольших вещей. Обычно это склад, состоящий из контейнеров или боксов, их можно арендовать для хранения предметов домашнего обихода, несезонной техники или спортинвентаря, а также всего того, чему не нашлось места дома. Подобный склад в большинстве случаев застрахован и обеспечен централизованной системой охраны. При этом каждый владелец имеет свой электронный ключ или код доступа к боксу, площадь которого может составлять от 3 кв. м до 30 кв. м, а при необходимости и больше. Такой сервис актуален и для небольших фирм. Лидером рынка считаются США, где первые подобные склады стали возникать в 1960-е годы. Кроме того, «удаленные кладовки» распространены в Австралии и Великобритании. Например, в одном только Лондоне десятки фирм предлагают более 100 складских комплексов, а ежегодный прирост сегмента составляет свыше 10%. В России этот рынок пока только развивается.
«В Москве существуют всего три компании, занимающиеся self-storage: это мы, «Складовка» и «Рэд бокс Ко». Кроме того, есть фирма «Мобиус», предлагающая контейнерное хранение за городом», – рассказывает управляющая комплексом «Ваш сторож» Наталья Мацнева. Помимо этого, по ее словам, на рынке существует «ответственное хранение»: обычно это большой склад, куда вещи принимаются по описи и в специальной упаковке. При этом, чтобы получить предмет со стеллажа, придется оформлять письменную заявку. Склады типа self-storage работают по другому принципу. «Нам все равно, что хранит человек, описи не составляются, клиент арендует у нас бокс, получает от него ключ и в любой момент имеет неограниченный круглосуточный доступ к содержимому своего бокса», – объясняет Мацнева.
Кладовка на всех
В то же время о серьезных планах на нашем рынке self-storage уже заявили другие иностранцы. Так, голландский предприниматель Нико Денайс рассказал «Ко», что занимается в России созданием компании под названием SafeSpace. Бизнесмен планирует открыть в нашей стране 5–10 подобных складов, из которых большая часть будет расположена в Москве. Партнером Денайса станет Питер Блау, глава Lagerbox – немецкой компании, занимающей третье место на рынке self-storage в Германии. Другим партнером предпринимателей является голландская транспортная фирма Voerman International. По словам Нико Денайса, в основном он рассчитывает на опыт Lagerbox, уже 9 лет работающей на немецком рынке, однако есть и объективные предпосылки для роста сегмента. «В США на каждого человек приходится 0,7 кв. м self-storage. Исходя из такого же расчета, Москве в ближайшее время понадобится примерно 10 млн кв. м помещений self-storage, а в настоящий момент в российской столице их максимум 10 000 кв. м. То есть в Москве этот бизнес только начал развиваться. При этом в США люди намного чаще переезжают и меняют дома, поэтому могут оставлять вещи в self-storage на 2–3 года. Такого в России пока нет, но тем не менее здесь люди тоже становятся мобильнее», – объясняет Нико Денайс свой интерес к нашей стране. Свои услуги он планирует предлагать на среднем для отечественного рынка ценовом уровне: склад площадью в 2 кв. м обойдется арендатору примерно в $70. Для сравнения: на Западе такая услуга стоит приблизительно $40 – 50. Объем инвестиций в проект предприниматель сообщить отказался, однако уже известно, что он привлек Cushman & Wakefield для подбора помещений.
Первый склад должен быть открыт в декабре 2010-го – январе 2011-го. «Компания планирует арендовать помещения площадью от 5000 до 10 000 кв. м в жилых районах. Как правило, такие помещения сейчас арендуют ритейлеры», – говорит Егор Дорофеев. По оценке «Магазина магазинов», в «хороших» районах Москвы, где проживает состоятельная публика, подобные помещения можно снять примерно за $150 за кв. м в год. Однако найти подходящие площади весьма непросто. «На территории большинства спальных районов отсутствуют такие площади, которые ищет компания», – отмечает Елена Комкова, партнер Retail Training Group. По словам Игоря Казимова, дело в том, что основную часть складов в городе составляют бывшие производства, а они располагаются отнюдь не в жилом секторе. В свою очередь Елена Комкова даже рекомендует предпринимателям присмотреться к замечательному проекту «Народный гараж». «Пустующие площади этих сооружений во многих районах столицы, так и не востребованные москвичами, могут быть успешно использованы для таких целей», – полагает она.
В узком кругу
По данным аналитиков, в нашей стране емкость рынка self-storage довольно сильно ограничена. «Многие другие хорошие идеи, позаимствованные на Западе, будут не так уж успешны в России, в частности, из-за высокой стоимости аренды, административных и прочих поборов. Не удивлюсь, что у нас не окажется законодательства, регламентирующего такой вид деятельности», – рассуждает Елена Комкова. По ее мнению, не у многих людей имеется постоянная потребность в хранении вещей, которые негде разместить, так как часть москвичей использует для этих нужд балконы, дачи, офисы и т. д. «Тема исключительно интересная, однако, если быть реалистом, минусов у этой рыночной новации гораздо больше, чем плюсов. Причина одна – социальная. Во-первых, россияне – малообеспеченная нация, и это напрямую ведет к желанию копить и хранить любую ветошь. Мы копим старую мебель, «лысые» покрышки, истлевшие отрезы ткани и сломанные телевизоры», – констатирует президент брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев. По его словам, маркетологи называют это «посылкой в будущее», то есть вещи, сложенные в сарае, реально уже никогда не будут использоваться и никакого чулана или сарая все равно не хватит. «Потенциальных потребителей может оказаться немного по Москве и ноль процентов по стране в целом. Люди, социально более успешные, как правило, имеют загородную недвижимость, и проблема хранения для них вообще не стоит. Да и с утварью они прощаются полегче. Остается гигантский пласт городских обывателей – менеджеров с невысокими доходами. Именно они и захламляют своими вещами все вокруг, начиная с собственных квартир и заканчивая общественными парковками», – говорит эксперт. Однако, по его словам, существующая цена сервиса способна помешать многим менеджерам. По словам Дмитрия Шустерняка, аренда пары квадратных метров – это уже почти тысяча долларов в год, а за эти деньги можно снять дом в деревне. Он считает, что подобные бизнес-проекты будут активно развиваться и станут массовыми лишь в том случае, если располагать склады в помещениях, которые ни для чего другого не могут быть использованы – ни под офисы, ни под магазины. Стоимость их аренды невысока, следовательно, и цена на услугу будет доступна более широкому кругу желающих. «В принципе услуга хранения вещей действительно востребована в крупных городах, небольшая квартира не позволяет складировать вещи. В советские времена, например в 1950-е гг., рядом с домами строили специальные боксы для хранения вещей, а в сталинских пятиэтажках для этого в подвалах строили специальные чуланы. Позже в хрущевках и девятиэтажках от этого отказались, так как чуланов на всех все равно бы не хватило», – рассказывает Дмитрий Шустерняк.
Одним из наиболее радикальных бизнес-решений было бы использование под частные склады сохранившихся с советских времен бомбоубежищ. Совсем недавно некоторые эксперты вспомнили о них в связи со смогом в столичном регионе, и выяснилось, что эти помещения используются в основном под склады столичными ритейлерами и представителями малого бизнеса. «Self-storage – это самостоятельное хранение: принцип в том, что клиенты сами привозят свои вещи на машине, используют электронный пропуск, с помощью которого открывают дверь в свой бокс, складывают вещи и уходят. Нет никакого вмешательства со стороны сотрудников нашей компании», – говорит Нико Денайс. Однако вряд ли такой комфорт по западным стандартам можно обеспечить в помещениях типа бомбоубежищ или подвалов.