Top.Mail.Ru
бизнес

Сам себе занятой

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ / Legion-Media

Самозанятость стремительно набирает популярность среди россиян, и к услугам внештатных специалистов — курьеров, водителей такси, клинеров, редакторов, фотографов — все активнее прибегает бизнес. Однако рост числа самозанятых бросает рынку новые вызовы — вопросы соцгарантий, пенсионных взносов и банковского обслуживания для данной категории во многом остаются непроработанными. О тренде на самозанятость и его проблемах — в колонке директора по развитию массовых сервисов Qiwi, эксперта бизнес-платформы ОНФ Виктории Кияченко для журнала «Компания». 

Гиганомика в цифрах 

По данным PwC, оборот глобального рынка фриланса составляет 6,5 трлн долларов и вырастет до 14 трлн к 2025 году. Рынок России в этой гонке по итогам 2020-го достиг 41 млрд долларов и, по прогнозам, через пять лет преодолеет отметку в 102 млрд долларов.

Глобально 70% рабочей фриланс-силы составляют молодые люди в возрасте до 35 лет. В России при оценке количества фрилансеров в 14 млн человек число официально самозанятых перешагнуло отметку в 3,1 млн (то есть 22%). Причем более 45 тыс. — это молодежь до 17 лет. В конце 2020 года мы опросили российских подростков 16–17 лет и выяснили, что больше 60% не знали о возможности стать самозанятым с 16 лет. Хотя 42% опрошенных молодых людей работали в течение последнего года. Это говорит о том, что нужно рассказывать молодежи о самозанятости, преимуществах, карьерном пути, а также о выборе и проверке заказчиков.

Число фрилансеров и самозанятых продолжит расти, в том числе из-за пандемии. В условиях кризиса многие компании были вынуждены оптимизировать расходы, в том числе и на персонал, в результате чего на рынке труда оказалось немало талантливых и квалифицированных специалистов, которые начали искать новые пути, в частности, работу на себя.

Любой бизнес, как правило, социально ориентирован с точки зрения предоставления клиентам и партнерам разных продуктов и услуг. Однако если опуститься на уровень ниже, то бизнес должен быть заинтересован в развитии и благополучии не только наемных сотрудников, но и независимых исполнителей. От них, равно как и от сотрудников в штате, зависит успех работы, качество обслуживания и удовлетворенность клиентов.

Пирамида потребностей самозанятого

Аналогично пирамиде Маслоу в первую очередь нужно удовлетворить базовые потребности самозанятых, прежде чем переходить к созданию сервисов под специфические запросы. Например, к базовым потребностям относится удобный и безопасный опыт расчетов между заказчиком и исполнителем: независимые специалисты хотят получать гонорары вовремя и в полном объеме, а заказчики — быть уверенными в контрагенте перед оплатой. Цифровые платежи — незаменимый инструмент для digital-специалистов, но в то же время мы заметили, что даже традиционно офлайновые сферы — туристические компании, небольшие мерчанты, таксопарки, клининговые сервисы — начали перестраиваться на цифровые рельсы и внедрять массовые выплатные решения.

Синие воротнички составляют наиболее многочисленную группу самозанятых, и самый яркий пример — рынок такси. Раньше таксопарки, с которыми работали водители, не могли самостоятельно обеспечить расчетный опыт, принимая на себя функции по сбору и предоставлению заказов. Поэтому появление платежных фасилитаторов и провайдеров технологических платежных услуг было вопросом времени. Наш опыт работы с этим сегментом показал заинтересованность перевозчиков не просто в настройке отправки денежных средств водителям такси, но и в расширении их UX через дополнительные модули и надстройки, например, контроль поездок или отслеживание мошеннических действий.

Другой пример — гиг-платформы, в частности, сервис «Рабочие руки», который помогает формировать бригады рабочих. Для всех сторон — заказчиков, исполнителей и самой платформы — важны прозрачность и высокий уровень безопасности расчетов. Для этого сервис использует нашу платежную инфраструктуру, и оплата за выполненные работы приходит уже на следующий день.

Когда налажен автоматизированный процесс выплат, можно приступать к решению потребностей более высокого уровня, например соцгарантий, к которым самозанятые пока не имеют доступа, поскольку не относятся к наемным работникам.

Вопрос о социальных гарантиях — оплате больничных, декрета, производственных травм и несчастных случаев, пенсионных взносов — стоит сейчас наиболее остро. Государство занимает в этом движении проактивную позицию. Например, Госдума работает над законопроектом о новых формах занятости. Он должен помочь защитить самозанятых, работающих через цифровые платформы, обеспечить социальные гарантии (в том числе те же вопросы оплаты отпуска, больничного, декрета, временной нетрудоспособности). Изменения могут повлечь пересмотр вопроса заключения срочных трудовых договоров и роли профсоюзных организаций.

Минэкономразвития прорабатывает возможность компенсации больничных и декретных выплат, разрабатывается пенсионный калькулятор для самозанятых. Минтруда и цифровые платформы, которые работают с самозанятыми, обсуждают защищенность независимых специалистов, в том числе вопросы оплаты отпуска, больничного, декрета. Со стороны бизнеса яркий пример — экспериментальный проект «Яндекса» по оплате больничных и страховок.

Отдельным уровнем можно представить сервисы для профессионального и личного пользования самозанятыми. К первым можно отнести сервисы, кастомизированные под нужды определенных сегментов. Например, мы видим интерес блогеров, геймеров, специалистов по продвижению в интернете к специальным решениям для работы в нем. «Арбитражники» заинтересованы в удобных виртуальных картах, которые можно легко привязать к рекламным кабинетам в Facebook, Google или «Яндексе» и использовать для закупки рекламы. Геймеры и блогеры — в цифровом платежном опыте во время стриминга в таких соцсетях, как Tik Tok и YouTube.

Сервисы для личного пользования включают в себя различные банковские услуги, в том числе кредиты и страхование. За рубежом уже появились необанки для самозанятых, скоринговые системы которых созданы с учетом переменного и непостоянного характера труда, on-demand-страхование, которое можно включать и выключать в любое время при необходимости, сервисы по управлению бюджетом, выравниванию доходов (когда сервис может покрыть разницу между средним и полученным ниже обычного доходом, чтобы поддержать установленный финансовый уровень). В России некоторые банки запустили первые ипотечные программы для самозанятых, хотя говорить о результатах преждевременно.

Стоит отметить интерес самозанятых к специализированным сервисам по подписке, которые учитывают характер их занятости. По данным нашего исследования, 88% опрошенных самозанятых заинтересованы в подобных решениях. Причем их интересуют не только финансовые бонусы, как, например, пониженный процент по кредиту (58%), но и нефинансовые, такие как консультации по продвижению в интернете (53%).

Спрос на аналогичные опции будет расти, особенно в свете активного использования самозанятыми маркетплейсов для продажи товаров собственного производства. Например, Ozon уже разрешил самозанятым регистрироваться в качестве продавцов, и для них будут актуальны сервисы по анализу спроса, советы по продвижению, помощь с организацией доставки заказов.

Что делать? 

Дальнейший рост рынка самозанятости зависит от совместной работы государства и бизнеса, тогда их инициативы будут усиливать друг друга и создавать новую ценность для самозанятых.

Пилотные проекты, запущенные игроками рынка, надо масштабировать и внедрять более широко, развивать специализированные финансовые сервисы под самозанятых, учитывая специфику их работы.

На государственном уровне неизбежен пересмотр текущих видов занятости и определения границ самозанятости, поскольку вопросов понятийного характера становится все больше. Например, если в пандемию компания начала сотрудничать с внештатными специалистами, как не перейти тонкую грань с трудовыми отношениями? Появится ли новая сущность на рынке с введением соцгарантий для самозанятых? Сейчас граждане некоторых стран также могут стать самозанятыми. Какие существуют пути для масштабирования, мотивации их перехода к самозанятости? Также участники рынка нуждаются в разъяснениях и применимости определенных норм, что тоже требует вовлеченности регулятора. Поэтому лучше проактивно подойти к решению наболевших вопросов, не откладывая их в долгий ящик.