Сами мы не местные
В последние 2–3 года стало заметно изменение отношения российского бизнеса к экспатам. И дело тут не только и не столько в кризисе, хотя многие считают, что так оно и есть. Скорее, можно говорить о том, что феномен экспатов пережил закономерную эволюию. На заре отечественного корпоративного строительства к экспатам относились как к носителям некоего сокровенного знания, а ныне смотрят на них просто как на один из многих инструментов бизнеса, который может быть эффективным. А может и не быть...
«Иностранные сотрудники имеют ряд преимуществ, однако необходимо понимать, что привлечение менеджера-экспата не станет для компании решением всех задач. Мне кажется, что российские компании начали осознавать, что зарубежный менеджер – это не дорогая игрушка или волшебник, а сотрудник, при правильном использовании опыта которого можно получить большую отдачу», – полагает генеральный директор Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен.
Иностранцы в России
Есть ощущение, что экспаты на самом деле могут быть по-настоящему органичны в нынешних условиях в нашей стране разве что на позициях топ-менеджеров в международных компаниях, и то какое-то время. Там они являются проводниками западного стиля управления и нередко собственного опыта работы в других регионах, в том числе и на развивающихся рынках, подобных российскому. «Международная компания, открывая новое отделение в том или ином государстве, включая Россию, вводит его в свою международную сеть, – поясняет директор по работе с персоналом DHL Express в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Елена Петрова. – Это подразумевает распространение общих принципов ведения бизнеса, операционных и иных процессов, корпоративной культуры. Практика приглашения сотрудников из других стран позволяет, и это особенно важно на начальном этапе деятельности, ввести новое отделение в структуру компании с сохранением всех корпоративных стандартов и заложить крепкую платформу для будущего развития».
Проще всего свести задачу экспатов, тем более в российских подразделениях международных корпораций, к контролю. Однако так бывает не всегда и не везде, реальная картина несколько сложнее. Пожалуй, главное, что ценят сегодня в экспатах, – это их роль носителей корпоративной культуры: «Экспаты являются носителями культуры корпорации. Вообще, в глобальных компаниях, особенно в американских, практика работы сотрудника в разных странах является стандартной, причем речь идет не только о руководящих позициях. Такой подход позволяет поддерживать единую корпоративную культуру и избежать неофициального разделения компании на множество «удельных княжеств», что часто негативно влияет на бизнес», – уверена директор по маркетингу в России и СНГ компани Fujitsu Екатерина Крымова. «Роль экспатов, – уверен в свою очередь заместитель генерального директора по персоналу IBM в России и СНГ Валентин Тимаков, – в интеграции коллег из разных стран в единую бизнес-сеть компании. Экспаты в силу хорошо развитых внутрикорпоративных связей способствуют этому в полной мере. Именно потому, что они являются представителями других стран, экспаты имеют большую свободу высказываний, прямо и открыто заявляют о своем несогласии в различных ситуациях, что укрепляет в компании культуру открытости и доверия. Экспаты приносят знания, новые варианты решения проблем с учетом международного экспертного опыта. Налаженные связи с коллегами в других странах помогают быстрее находить правильное решение».
Но, как всегда, имеется и обратная сторона. По наблюдениям участников рынка, на деле немногим компаниям удается полностью интегрировать «варягов» в свою локальную среду, что связано с их коротким сроком пребывания – в среднем от одного до двух лет. В связи с этим, поясняют специалисты, у местных сотрудников могут возникнуть недоверие, попытки дистанцироваться от временно прикомандированного иностранного коллеги. Кроме того, чаще, чем хотелось бы, возникает и языковой барьер. И дело не в том, что наши люди не говорят по-английски – как раз говорят. Проблема в незнании «варягами» русского, что иногда может оказаться даже критичным. Например, на фоне какой-то острой ситуации на деловых переговорах.
Еще труднее справиться с культурными различиями и разницей в менталитете. Например, как рассказывал как-то журналистам руководитель одной из отечественных IT-компаний, практически невозможно объяснить иностранным коллегам, почему в России люди готовы покупать компьютеры без операционного обеспечения.
На рынке, не называя имен, конечно, рассказывают и такую замечательную историю: одна очень известная и крупная российская компания пригласила экспата на должность финансового директора. Ему дали зарплату втрое больше, чем у российского коллеги, и очень хороший социальный пакет, но через считанные дни стало ясно, что работать тот не будет. Оказалось, что, услышав от экспата предложение заплатить все налоги, гендиректор кинул в него хрустальную пепельницу, поскольку был уверен, что иностранец-то уж точно знает, как сподручнее всего налоги вообще не платить, и все для этого сделает.
Экспаты в российских компаниях, 2009 г.
У нас работают экспаты – 22%
У нас не работают экспаты – 73%
У нас не работают экпаты, но планируем пригласить – 5%
Источник: www.hh.ru
Поменять Джона на Ивана
Коренной перелом в отношении к экспатам связан с тем, что теперь, после всех этих лет, коммерческие структуры ясно понимают: зарубежный топ-менеджер или управленец среднего звена далеко не всегда безоговорочно лучше россиянина. «Среди преимуществ иностранного менеджера перед российским можно выделить как основные опыт ведения бизнеса в развитых странах, прогрессивный подход к решению задач, западный стиль управления, образование западных вузов, – согласна директор департамента рекрутмента в Москве кадрового холдинга «Анкор» Лора Буромская. – Но россияне быстро учатся. Сейчас многие российские менеджеры получают необходимое западное образование, они лучше понимают специфику отечественного рынка, быстрее адаптируются и предлагают не менее эффективные решения для развития бизнеса. Опыт «Анкор» показывает, что после кризиса компании при поиске менеджера среднего и высшего звена практически всегда отдают предпочтение российскому сотруднику». Партнер «Агентства Контакт» Юлия Забазарных так оценивает нынешнюю ситуацию: «Если говорить об общей тенденции, то с начала 2000-х экспаты все чаще начали приезжать в Россию. Но со временем в стране стали появляться собственные специалисты, которые, с одной стороны, хорошо знали специфику российского рынка, с другой – были чаще всего дешевле, чем экспаты. В кризисные годы иностранные менеджеры снова стали приезжать в Россию, так как рынок в нашей стране более динамичен по сравнению со стагнирующей Европой и у нас экспатам было проще занять руководящие посты, здесь для них открывалось больше перспектив и предлагались довольно привлекательные условия. На сегодняшний момент иностранные специалисты все чаще уезжают обратно в свои страны, а их посты вновь занимают российские менеджеры».
Любопытно, что новым веяниям оказались подвержены даже такие известные консерваторы, как британцы. Многие годы British Airways назначала на должность главы представительства в России экспата – то ли по инерции, то ли по каким-то еще соображениям, которые, впрочем, ныне явно отброшены. Сейчас в British Airways в России русский руководитель, к тому же еще и женщина. 42% из 200 участников недавно проведенного Antal Russia исследования подтвердили, что их компания ищет замену иностранным коллегам. Но в то же время половина опрошенных менеджеров озвучили планы своей компании в ближайшие полгода нанимать иностранных менеджеров. То есть статистика указывает, скорее, не на какой-то доминирующий тренд, а на то, что каждая коммерческая структура решает вопрос о «варягах» в индивидуальном порядке, руководствуясь не модой, а исключительно целесообразностью для собственного бизнеса. Пожалуй, достаточно четко некую нынешнюю двойственность в отношении российского бизнеса к экспатам формулирует генеральный директор кадрового агентства Hays Алексей Штейнгардт: «С одной стороны, глобальные многонациональные компании предпочитают утверждать на руководящие позиции экспатов с целью соблюдения соответствия деятельности в России международным стандартам компании, с другой – многие уже вырастили себе отечественную квалифицированную замену иностранным менеджерам».
Экспаты в России, по отраслям, 2010 г.
Финансы – 24%
Строительство/Производство/Коммунальные услуги – 15%
Маркетинг – 9%
IT – 6%
Архитектура/Инжиниринг – 6%
Телекоммуникации – 6%
Прочие – 34%
Источник: www.offshore.hsbc.com
Цена-качество
При этом отечественный менеджерский «продукт», что бы там ни говорили о сужении разрыва в размерах компенсационных пакетов «наших» и «не наших», дешевле. Это очевидно хотя бы из объявления о вакансии, размещенного не далее как в феврале 2011 года на одном рекрутинговом портале: «Крупная международная компания приглашает административного ассистента по поддержке экспатов. Обязанности: travel-поддержка; решение вопросов размещения; организация быта семьи экспата (школа, курсы); документационная поддержка; работа с провайдерами; деловая переписка, выполнение переводов; составление отчетности; расчет бюджета». Предлагаемая зарплата при полной занятости – от 35 000 до 55 000 руб. И это лишь небольшая часть расходов компании на содержание «варяга». «В крупных иностранных компаниях, – рассказывает Лора Буромская, – для экспатов, как правило, предусмотрен солидный компенсационный пакет. Это обычно полное обеспечение пребывания в стране иностранца и его семьи (жены/мужа и детей). То есть компания обязана взять на себя все заботы по поиску и оплате квартиры, по регистрации в органах миграционного учета, по оказанию налоговой поддержки, что является отнюдь не простой процедурой, так как иностранцы должны урегулировать вопросы с российским налогообложением и налогообложением их собственной страны. Часто также компания-работодатель берет на себя заботы о размещении и об оформлении документов для всей семьи иностранного специалиста, включая покупку медицинской страховки и поиск школы и детского сада для детей. Кроме того, в целях безопасности компании нередко не разрешают экспатам самостоятельно водить автомобиль и предоставляют средство передвижения вместе с водителем. В конечном итоге расходы на содержание экспата в нашей стране соразмерны с их зарплатами, что фактически удваивает затраты компании. Поэтому держать экспатов в штате компаний сегодня в большинстве случаев просто нерентабельно, тем более что в современных условиях их без ущерба для бизнеса можно заменить российскими сотрудниками».
А вот как все это выглядит с другой стороны. «Уже больше 10 лет я работаю в разных странах мира и регионов EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка. – Прим. «Ко») и АТР и могу сказать, что работа с клиентами и коллегами в России ничем особенно не отличается от работы во многих других странах, – ответил на нескромные вопросы «Ко» Ян Бергстром, исполняющий обязанности руководителя «SAS Россия/СНГ». – Мне все нравится. Конечно, вызов для нас – русский язык и отчасти бизнес-культура, но при необходимости коллеги мне помогают. Моя семья живет в Швеции, так что каждую третью неделю я провожу с ними, работая из дома. В Москве я живу в небольшом отеле, в зависимости от погоды могу ездить на машине или метро, но могу и пешком передвигаться». Про сумму контракта мы, конечно, спросить смелости не набрались, но и так понятно, что экспаты, во всяком случае, на высоких позициях, трудятся в нашей стране и в самом деле на особых условиях.
Степень «особости» может быть разной, но российским коллегам – менеджерам на сопоставимых позициях – подобное, как правило, и не снилось, что не может оставаться незамеченным. Недаром, по данным опроса, проведенного Antal Russia, 78% респондентов считают, что их иностранные коллеги получают более высокие зарплаты, чем местные профессионалы на аналогичных должностях. Есть и более репрезентативная статистика. Результаты исследования Expat Explorer-2010, осуществляемого вот уже третий год подряд банком HSBC, показывают: 82% самих экспатов отмечают, что в России они зарабатывают больше, чем могли бы получать в других странах, и имеют более светлые перспективы для карьерного роста.
Кстати, именно наша страна занимает первое среди 25 стран место по уровню жизни экспатов (на втором – Саудовская Аравия, см. таблицу). При этом учитывались, в частности, такие параметры, как годовой доход (свыше $200 000) и ежемесячный располагаемый доход (от $3000). «Россия – одна из тех стран, куда больше всего стремятся экспаты, в ряде компаний существует дополнительное вознаграждение за переезд в РФ: ее популярность пропорциональна росту экономической привлекательности. В то же время экспаты оценивают Россию как страну, не идеальную для проживания, существует ряд инфраструктурных составляющих, по которым она заметно уступает, например, восточноевропейским странам: здравоохранение, безопасность, транспортная система», – оценивает ситуацию Валентин Тимаков. Кстати, в том же рейтинге Expat Explorer-2010 Россия получила самую низкую оценку по уровню роскоши. Так что высокие доходы иностранных менеджеров – в известной степени компенсация за общий дискомфорт.
Top-10 стран по финансовым характеристикам жизни экспатов | ||||
Страна | В целом | По располагаемому доходу | ||
Очки | Место | Очки | Место | |
Россия | 0,53 | 1 | 0,52 | 1 |
Саудовская Аравия | 0,5 | 2 | 0,62 | 2 |
Бахрейн | 0,49 | 3 | 0,62 | 2 |
ОАЭ | 0,48 | 4 | 0,59 | 6 |
Сингапур | 0,48 | 4 | 0,49 | 7 |
Бермуды | 0,48 | 4 | 0,6 | 5 |
Катар | 0,47 | 7 | 0,62 | 2 |
Филиппины | 0,39 | 8 | 0,32 | 12 |
Гонконг | 0,38 | 9 | 0,41 | 9 |
Китай | 0,36 | 10 | 0,42 | 8 |
Источник: http://www.offshore.hsbc.com/1/2/international/expat/expat-survey/expat-economics-report-2010 |
Еще по теме
На сегодняшний день в стране выпущено более 133 млн банковских пластиковых карт. Однако это все равно менее одной карты на россиянина. Учитывая, что за рубежом на одного человека приходится от двух до четырех карт, потенциал роста этого рынка очевиден.
Джек Коверт & Тодд Саттерстен. 100 лучших бизнес-книг всех времен: о чем они и почему их следует прочитать.
Трейдинг, основанный на интуиции. Как зарабатывать на бирже, используя весь потенциал мозга.
У Олимпийских игр в Сочи будет три талисмана, выбранных по результатам всероссийского голосования. Но участники рынка остались недовольны как результатами голосования, так и недостаточной прозрачностью процедур. По мнению экспертов, выборы талисмана продемонстрировали все минусы работы по госзаказу.