Top.Mail.Ru
$ 57.23
£ 62.21
¥ 39.54
 58.31
 8.00
Нефть WTI 83.03
GOLD 1649.39
РТС 1063.66
DJIA 29683.74
NASDAQ 11051.64
BTC/USD 19448.00
мнения

Сами с грузами: как автоперевозки справляются без зарубежного софта

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ / Legion-Media

Оборот рынка автомобильных грузоперевозок в РФ с 2017 по 2021 год вырос на 29%. В этом году иностранные разработчики ПО ушли с российского рынка, а международные цепочки поставок усложнились. При этом объем грузоперевозок на отечественных автодорогах сохраняется на уровне прошлого года. Российский рынок был готов к импортозамещению — еще до санкций доля своих решений на нем превышала долю зарубежных более чем вдвое. О том, сложно и дорого ли перейти с иностранного софта на отечественный, «Компании» рассказал Анатолий Зверев, коммерческий директор платформы для цифровизации грузоперевозок Trucker.

Как автоматизировалась логистика

Решения для автоматизации автомобильных грузоперевозок появились в России относительно недавно. Еще в 2014 году на отечественном рынке практически не существовало готовых продуктов для цифровизации логистики. Из доступных решений можно было выделить IT-платформу немецкой Transporeon. Российские IT-компании, как правило, находились в самом начале пути по части разработки, а грузовладельцы вообще скептически относились к автоматизации и предпочитали ручное управление: с помощью телефонных звонков и excel-таблиц.

Перевозчики и грузоотправители, как правило, слабо представляли, что должен включать софт для цифровизации логистических процессов и какую конкретную пользу можно из него извлечь. Предприниматели полагали, что рост объемов перевозок и данных можно обработать через наем бóльшего количества сотрудников. Им было сложно поверить в то, что система способна учесть опыт логистов и алгоритмизировать столь сложную сферу.

На то, чтобы изменить отношение к софту, потребовалось два-три года. Постепенно на рынке стали появляться первые российские предложения по автоматизации логистических процессов.

За несколько лет компании, связанные с грузоперевозками, масштабировали бизнес и поняли, что работать в ручном режиме при высокой конкуренции и достаточно низкой маржинальности попросту неэффективно. Чтобы не уйти в минус, им потребовалось адаптироваться к новым условиям: избавиться от привычки договариваться о рейсах по телефону, фиксировать данные в excel и освоить платформы, где проще решить перечисленные задачи.

Следующей реперной точкой для автоматизации отрасли стала пандемия. Менеджмент понял, что необходимо иметь возможность контролировать бизнес удаленно и процессы не должны быть завязаны на конкретном человеке, который может заболеть или уйти в отпуск. Стало очевидно, что большой пул задач, зависящий от человеческого фактора, — риск для многих процессов, в том числе и логистических. Поэтому для обработки больших объемов информации компаниям нужны надежные решения, которые будут одинаково хорошо выполнять работу независимо от обстоятельств.

К 2022 году на рынке уже было достаточное количество отечественных решений по автоматизации отрасли, поэтому уход зарубежных компаний не стал стресс-тестом для российских перевозчиков и грузоотправителей. Совокупная доля отечественных решений до санкций превышала долю зарубежных — 70% против 30%.

Из российских платформ используются «Атракс», «КаргоМарт», «ЛогистПро», Trucker, а из западных игроков на рынке активно присутствовал Transporeon. На текущий момент он приостановил работу с санкционными клиентами и прекратил продажи новому бизнесу. Исключение составляют транснациональные компании.

Российский софт: за и против

Основное преимущество российского софта для автоматизации логистики — высокая степень локализации. Проще говоря, двум отечественным компаниям проще организовать сотрудничество в системе с интерфейсом на русском языке.

Кроме того, отечественное ПО способно быстро адаптироваться под постоянно меняющееся законодательство РФ, интегрироваться с российскими сервисами электронного документооборота и мессенджерами для оперативной коммуникации.

С другой стороны, привязка к особенностям конкретной страны ограничивает международные амбиции компании. У каждого государства — своя специфика. Особенности грузоперевозок зависят от законодательства, валюты и даже языка.

Например, чтобы экспортировать российский продукт в Южную Америку, нужно пересечь несколько стран и использовать разные типы перевозок: на машине или в контейнере до порта, до точки прибытия в другой порт, до местной деревни. Это большой и сложный процесс, поэтому до сих пор не существует глобального популярного игрока на рынке автоматизации грузоперевозок.

Зачастую компаниям не нужна настолько сложная система — им важно закрывать локальные потребности, например исключительно в локальных перевозках в рамках одного региона. Поэтому российские компании — разработчики систем для автоматизации грузоперевозок ориентируются на отечественный рынок и создают решения с учетом его специфики.

От зарубежного к своему

Сложность перехода с западного ПО на отечественное зависит от того, насколько глубоко интегрировано решение в бизнес клиента и насколько сложна сама по себе замена на что-то аналогичное. Если заказчик следует сложному бизнес-процессу и использует большую часть функционала, представленного в заменяемом решении, то для перехода потребуется больше ресурсов проектной команды. В ее состав должны входить разработчики, проектные менеджеры и логисты. Они смогут быстро объяснить новому поставщику, как выстроен текущий процесс и что хотят получить при переходе на новое решение, чтобы процессы работали еще лучше. Со стороны разработчика также требуется команда, которая сможет посоветовать и внедрить необходимые функции, обучить логистов и перевозчиков работе с новым продуктом.

Срок перехода на российский софт зависит от бизнес-процессов, но в среднем для адаптации 80% функционала может потребоваться 2–3 месяца. Остальные 20% можно доделывать следующими итерациями. Зачастую основной коробочный функционал предоставляется практически бесплатно. Компания закладывает бюджет лишь на ФОТ логиста или на логистику.

Другой вопрос — когда и кому нужно внедрять российский софт, если компания не пользовалась им раньше? Потребность в автоматизации логистики напрямую зависит от размера бизнеса, а именно от количества нанимаемых или управляемых авто. Зачастую грузовладельцы начинают испытывать сложности при одновременной работе с 10 и более машинами, а грузоперевозчики — когда имеют от трех машин.

Даже при сравнительно небольшом размере автопарка перевозчику приходится тратить много времени на выстраивание эффективных маршрутов, согласование времени загрузок и выгрузок, редактирование информации по машине и водителю, поиск обратных рейсов, договора о взаиморасчетах и доплатах. Большую часть этой работы проще осуществлять через систему.

Для автоматизации логистических процессов не требуется дополнительная закупка оборудования или наем новых сотрудников. Например, для получения заказов достаточно иметь лишь обычный компьютер, планшет или, что еще проще, смартфон. Основная фаза проекта длится примерно месяц, дальнейшее время зависит от требований к IT-решению.

Как выбрать подходящий софт?

Несмотря на турбулентность в логистической отрасли, российские компании активно развиваются и наращивают объем перевозок и отгрузок: во втором квартале количество заявок на перевозки внутри страны по сравнению с первым выросло на 19%. Запросов, с которыми бизнес приходит к разработчику ПО по автоматизации логистических процессов, несколько:

  • сократить издержки на разных этапах перевозок;

  • иметь автоматизированный процесс;

  • получить полное понимание того, что происходит с затратами в логистике.

Современные реалии вынуждают компании искать разные пути оптимизации затрат. Вручную это сделать практически невозможно и зачастую автоматизировать логистику — самый простой путь. По данным Trucker, благодаря автоматизации логистики совокупное снижение затрат может составить до 30%.

Один из критериев выбора софта грузовладельцами сегодня — гибкость внедрения в бизнес-процессы. Компаниям важно, чтобы цифровое решение учитывало необходимые правила и логику, а доработки требовали минимальных ресурсов или не были нужны вовсе. Ведь перевозка угля на длинные расстояния и перевозка замороженной продукции по городу — совершенно разные процессы по сути и степени сложности.

Другие важные критерии при выборе решения:

  • Информация на серверах компании должна храниться в РФ. Это поможет избежать проблем с доступом, если вдруг компания уйдет с российского рынка.

  • Сервис должен интегрироваться в IT-инфраструктуру клиента. Это поможет сократить период обучения сотрудников по переходу с одной системы на другую, и логисты смогут пользоваться нужными инструментами в привычном интерфейсе.

  • Удобство и простота использования как грузовладельцами, так и перевозчиками.

  • Имидж разработчика: большое количество клиентов, широкая экосистема вокруг основного софта и оперативная служба поддержки.

  • Нужно учитывать стоимость не только внедрения, но и технической поддержки для всех пользователей.


Можно сказать, что российский рынок цифровизации грузоперевозок хорошо подготовился к импортозамещению международного ПО. За несколько лет отечественный софт вобрал в себя лучшие практики как конкурентов, так и транснациональных игроков. Благодаря этому российским компаниям не пришлось прилагать больших усилий по переходу с одного решения на другое.

Сейчас рынок ждет игрока, который сможет автоматизировать логистику одновременно как внутри страны, так и за ее пределами и при этом позволит работать со всеми видами перевозок: авто, ж/д и контейнерными. Если компании удастся учесть специфику разных видов перевозок и особенности транспортировки грузов в разных странах, то она станет новым лидером на рынке цифровизации логистики и сэкономит время и деньги всем участникам процесса.

Еще по теме