Самогонщики

19.05.201400:00


Когда герою картины Эмира Кустурицы "Черная кошка, белый кот" цыганскому барону Грге Питичу дали попробовать настоящий виски и поддельный, производимый его семьей, тот заметил: "Наш лучше!" "Это потому, что у нас оборудование лучше", - прокомментировал слова барона его работник. Сцена фильма выглядела анекдотично, однако, как выяснилось, с Гргой Питичем согласны многие "самогонщики" нашего времени: они искренне полагают, что кустарный способ не хуже массового производства. "Когда мы начинали наш бизнес и я сам доставлял оборудование заказчикам, побывал, к примеру, у одного американского художника, который живет в России и сам делает виски из кукурузы", - рассказывает совладелец сайта по продаже самогонных аппаратов cosmogon.ru Владимир Фисюк.

Ни он, ни его коллеги-конкуренты не жалуются на отсутствие клиентов в нашей стране. "Да сейчас даже Hennessy уже не соблюдает классическую технологию производства!" - утверждает один из продавцов оборудования для производства алкоголя в домашних условиях. По словам игроков рынка, сегодняшние самогонщики - это совсем не маргинальные элементы, высмеянные в одноименной комедии Леонида Гайдая. Это бизнесмены, депутаты Думы, сотрудники офисов, люди с нормальным доходом, которым интересно, к примеру, сделать свой особый кальвадос из экологически чистых яблок, выросших в саду. И с ростом доли нелегальной продукции на алкогольном рынке количество самогонщиков в России может вырасти.


Самогонный аппарат на патроны

Самогонный бизнес юриста Владимира Фисюка из Рязани и его партнера Евгения Попова начался с шутки. Шесть-семь лет назад Владимир Фисюк решился заняться самогоноварением для себя. О вреде водки он готов рассказывать часами. Самогон, по его мнению, гораздо лучше. "Водку в России начали продвигать с целью пополнения госбюджета, до революции Россия ведь не была пьющей страной", - подчеркивает Владимир. К тому же водка производится из спирта, получаемого путем ректификации, а самогон он рекомендует производить при помощи дистилляции - так, как во всем мире производят качественный виски, бренди, коньяки и прочие благородные напитки.

В середине 2000-х Владимир Фисюк залез в Интернет и попробовал купить самогонный аппарат, но в тот момент предложение таких агрегатов в России практически отсутствовало. Потребителям хватало традиционной водки и прочих алкогольных напитков, в ассортименте представленных в магазинах. Тогда он стал просить своих знакомых извлечь из гаражей и сараев старые самогонные аппараты, спрятанные там еще со времен горбачевского "сухого закона", и, разобрав старые и ржавые конструкции, сделанные некогда из стиральных машин, пылесосов и прочих подручных деталей, изучил технологию и нарисовал макет собственного спиртопроизводящего аппарата. Потом Владимир Фисюк нашел в своем городе производство, где старый слесарь дядя Ваня сварил ему дистиллятор с нужными параметрами. Аппарат работал и производил спирт 70-80 градусов крепости практически из любого растительного сырья. Тогда ради шутки партнеры решили выставить самогонный аппарат на продажу в Интернете. "Мы подумали, что, если никто не купит, может быть, мы его на патроны поменяем или на удочки, мы ведь заядлые охотники и рыболовы", - рассказывает Владимир.

Однако обменивать аппараты на патроны никто не стал, а вот заказы поступали. Об интернет-торговле бизнесмены тогда и не помышляли, а занимались юридическим и мелким строительным бизнесом в Рязани. "Я думал, что продажа самогонных аппаратов может быть незаконна, и открыл Уголовный кодекс. Выяснилось, что статья за самогоноварение с 1990-х годов в России отсутствует. Производить алкогольную продукцию можно сколько угодно, а вот продавать без лицензии и прочих разрешительных документов нельзя", - поясняет предприниматель.

Сколько было вложено в разработку первого интернет-магазина, партнеры уже точно не помнят. Бизнес на самогонных аппаратах они еще не воспринимали всерьез. По словам Владимира Фисюка, первоначальные вложения составили что-то около 30 000 руб. На момент выхода на рынок в 2008 г. в Интернете уже торговала подобным товаром московская фирма "Шмель" с сайтом samogonstvo.ru, почти одновременно с "Космогоном.ру" появился и питерский игрок по производству самогонных аппаратов - "Доктор Губер". Однако острой конкуренции не было.


Аламбик для кальвадоса

Постепенно партнеры оставили другие бизнесы и занялись самогоном вплотную. Производство алкоголя в домашних условиях придумали совсем не в СССР, и не во времена Михаила Горбачева. Например, еще в XII веке испанцы и португальцы подглядели у арабов технологию производства эфирных масел с помощью медного перегонного аппарата - аламбика и решили перегнать через него вино. У средневековых мореплавателей имелась проблема: во время длительных рейсов вино прокисало. Из вина путем перегонки получали винный спирт и добавляли его в вино, спирт не давал размножаться бактериям, стимулирующим закисание, так в мире и появились первые крепленые вина. Позже при помощи медных аламбиков стали производить огромное количество крепких алкогольных напитков - граппу, кальвадос, бренди... Использование аламбиков для домашнего производства разрешено, как выяснилось, не везде. Например, в США самогоноварением увлекаются, а в Италии оно запрещено. Вино производить в этой стране можно всем, а крепкие напитки в домашних условиях - нельзя. Просто итальянцы видели проблемы соседней Франции, население которой одно время увлекалось абсентом, и решили обезопасить своих граждан.

Однако во многих европейских странах самогоноварение разрешено, сохранилось и производство аламбиков для домашнего применения. "Космогон.ру" заключил контракт с португальским производителем аламбиков Al-Ambig и стал привозить дистилляторы в Россию. Если первый самогонный аппарат собственного производства на сайте Владимира Фисюка стоил порядка 3000 руб., то медные блестящие аламбики красивых форм потянут уже на 20 000-30 000 руб. Как выяснилось, многие из современных самогонщиков могут себе это позволить. "Полный комплект оборудования для производства крепкого напитка может стоить около 100 000 руб., и оно пользуется спросом", - говорит Александр Басин, руководитель московского офиса "Доктор Губер".

"Когда мы выставляли первый самогонный аппарат, то боялись, что покупать такую продукцию будут не очень состоятельные любители выпить... Однако наши клиенты нас удивили", - отмечает Владимир Фисюк. Среди них оказались владельцы немаленьких дачных домов и участков, бизнесмены, чиновники. Сегодня многие потребители считают, что не содержат "всякой химии" и консервантов лишь продукты, произведенные своими руками.

"Среди своих покупателей я заметил такую тенденцию. Состоятельный человек покупает участок в деревне, строит дом, а вокруг него соседи победнее. Так вот соседу справа новый домохозяин дает корову с условием, что ему будет доставаться парное молоко, а соседу слева, предположим, курей", - рассуждает Владимир Фисюк. А вот виноград обычно производят своими руками. Под Москвой вполне способны выживать морозоустойчивые сорта. "Правда, культура виноделия у нас совсем не развита, и люди часто путают столовые сорта и винодельческие. Некоторые пытаются делать вино из винограда, который к этому совсем не пригоден", - констатирует совладелец "Космогон.ру".


Винные бочки

Сайт cosmogon.ru стал эксклюзивным поставщиком Al-Ambig в России, однако сейчас доля аламбиков в продажах магазина составляет около 10%. Остальное приходится на перегонные аппараты из нержавейки, но не только на них. В последнее время у "Космогон.ру" растут продажи оборудования для виноделия: различные прессы, давилки, бочки для хранения вина. Пытаться делать вино на своей даче становится модно, хотя игроки рынка и признаются, что качественного сухого вина ни у кого из их знакомых клиентов еще не получалось. Владимир Фисюк говорит, что сам хочет заняться подобным производством, но пока не хватает времени и усидчивости. Слишком сложное производство в не слишком подходящей климатической зоне. Впрочем, сладкое крепленое вино для личного потребления под Москвой производят. "Я уже давно изготавливаю на даче домашнюю "Изабеллу", - замечает преподаватель из Москвы Татьяна Копосова. "Мы активно двинулись в бондарную тему, потому что у людей была потребность в бочках. Сначала нашли российского производителя бочек, потом украинского, сейчас у нас уже около восьми поставщиков, и мы являемся практически одним из немногих импортеров бочек в Россию: привозим бочки из Испании, Франции и Сербии", - рассказывает Владимир Фисюк.

Проект Владимира, конечно, нишевый. Сейчас оборот его интернет-магазина составляет около 3-4 млн руб. в месяц. Однако рязанский предприниматель намерен его развивать. Он начал работать на оптовом рынке и поставляет самогонные аппараты в офлайновые магазины, за счет оптового направления в этом году он хочет увеличить оборот примерно на 20%. И сам думает о том, чтобы организовывать собственные офлайн-магазины для тех, кто не любит пользоваться Интернетом.

Свой бизнес Владимир Фисюк называет низкомаржинальным. Товар нишевый, а продажа его требует затрат. Во-первых, нужны собственные склады, чтобы хранить привезенные аламбики и сделанные на заказ самогоные аппараты (сейчас компания заказывает на различных производствах собственную марку самогонных аппаратов "Космос"). Кроме того, необходим свой квалифицированный call-центр. Производство алкоголя - сложный процесс, клиенты часто звонят и консультируются, что именно и как производить на данном аппарате, каким образом делать сливовицу из дачных слив или кальвадос из яблок, а если не получается, то расспрашивают, почему. Для сотрудников call-центра надо постоянно проводить тренинги. За последние годы сильно выросли конкуренция и затраты на продвижение сайта. Для того чтобы быть на виду в поисковиках, сайт тратит примерно 1 млн руб. в год.


Много самогона

Сколько игроков на самогонном рынке сейчас, никто не подсчитывал. По словам совладельца "Космогона.ру", их около тридцати. "Исследований на рынке не было. Новые сайты появляются и исчезают", - констатирует Александр Басин. Свою компанию он называет лидером рынка интернет-торговли самогонными аппартами, правда, оборот назвать отказывается. "У нас есть собственное производство в Санкт-Петербурге, кроме того, мы развиваем и офлайновые точки - шоу-румы в торговых центрах. В Санкт-Петербурге таких три, в Москве один, но очень скоро откроется и второй", - говорит Александр Басин. Он утверждает, что продажи его компании растут, как и рынок оборудования для домашнего производства алкогольных напитков.

В то же время Владимир Фисюк утверждает, что продажи его интернет-магазина растут в основном не за счет увеличения объема реализации уже давно представленных моделей самогонных аппаратов, а за счет расширения ассортимента магазина. Владимир понял, что любители делать алкоголь своими руками не ленятся таким же способом производить и лапшу, творог, сыр, колбасу... Хотя идея представить на сайте широкий спектр оборудования для производства продуктов питания пришла в голову совершенно случайно. Просто при очередной закупке европейских аламбиков он увидел у производителя лапшерезку и подумал, что подобная продукция может пользоваться спросом. "Лапшу для супа лучше готовить самим. Просто она получается вкуснее, чем покупная", - уверяет Алсу Зианшина, директор департамента маркетинга и PR Cushman&Wakefield, которая также занимается производством продуктов в домашних условиях. Татьяна Копосова рассказывает, что заметила определенную тенденцию: число людей, предпочитающих производить как можно больше всего в домашних условиях, растет. Сама она, кроме "Изабеллы", делает различные соленья в бочках на даче, творог, сыр, колбасу.

Не все участники рынка самогонных аппаратов расширяют ассортимент таким способом. Представитель компании "Доктор Губер" утверждает, что не пойдет по этому пути, считая его ошибочным. По словам Александра Басина, для потребителя важна компетенция продавца, он должен понимать, что работники этого интернет-магазина - настоящие специалисты именно в сфере производства алкогольных напитков. "Это разные стратегии. Одна - это коммерция, делать сайт, где продается все что угодно. А другая - высокая квалификация компании именно в заявленной сфере", - подчеркивает Александр Басин. "У рынка самогонных аппаратов есть перспективы роста, - считает руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз. - Алкоголь дорожает. В 2009-2010 гг., когда акцизная реформа в России только началась, легальная водка стоила от 110 руб. за бутылку, а нелегальная в официальных магазинах - 50-60 руб. Сейчас нелегальная водка в легальных магазинах стоит уже 199 руб., с 1 августа она будет стоить 220 руб. Цена на легальную составит 250 руб. Делать свой алкоголь было бы очень выгодно. Просто люди ленятся". Однако и случаи отравления паленой водкой в связи с подорожанием алкоголя - не редкость. "Недавняя история с отравлением шестнадцати человек водкой с метиловым спиртом говорит о том, что этот продукт покупали не какие-нибудь асоциальные элементы, а вполне нормальные люди. Просто в регионах зарплаты в 7000-9000 руб. - это реальность", - добавляет Вадим Дробиз. По его мнению, подобные истории будут толкать часть людей к "домашним заготовкам", ведь лучше производить алкоголь самостоятельно, к примеру из дешевого сахара, чем травиться паленой водкой.

Между тем игроки рынка самогонных аппаратов опасаются, что их продукцией заинтересуется государство, как это было в советские времена. "Когда я поставлял аламбики для розничной продажи в одной офлайновой сети товаров для дома, продавец хотел указать на ценнике "самогонный аппарат", я же предостерег его и предложил название "дистилятор бытовой", - рассказывает один из игроков рынка. Он утверждает, что, когда продавал самогонный аппарат одному депутату Госдумы, тот пообещал: "И за вас тоже примемся" (имея в виду государственную политику по снижению алкоголизации населения).

"Знаменитый фильм "Самогонщики" имеет яркую пропагандистскую направленность, в нем показывают самогон как мерзкую зеленую жидкость, от которой люди травятся. Это делалось для того, чтобы люди пили государственную водку, повышая алкогольные сборы в бюджет", - говорит один из участников рынка. Опасаясь привлекать к себе внимание, некоторые из интернет-магазинов самогонных аппаратов отказывались давать интервью "Ко". Правда, пока в повестке дня Госдумы регулирование сегмента самогоноварения в России не стоит.