архив
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ заявил о своем намерении запретить с апреля 2002 года полеты основного российского транспортного самолета Ил-76, поскольку его двигатели отечественного производства не соответствуют международным стандартам. Из-за повышенной шумности двигателей может потерять право полетов за рубеж и пассажирский Ту-154, что для российской гражданской авиации чревато не менее серьезными последствиями. К тому же международную гражданскую авиацию не удовлетворяют и характеристики навигационно-пилотажного оборудования этих машин.
По мнению президента Ассоциации грузовых авиакомпаний России Виктора Михайлова, изъятие Ил-76 из эксплуатации приведет к потере российскими авиакомпаниями рынка грузовых авиаперевозок, а вернуться на него впоследствии будет невозможно. Ил-76 приносит грузовой авиации России свыше 60% всех ее доходов. Модернизация самолета, считает Михайлов, «становится фактором экономической безопасности страны». Сегодня российские авиакомпании используют около 50 самолетов Ил-76, однако в законсервированном состоянии их на порядок больше.
Непосредственным участникам рынка перспектива введения запрета не кажется столь уж критичной, поскольку Ил-76 летают в основном в страны Юго-Восточной Азии, ОАЭ и Турцию, а с этими странами всегда проще договориться, чем с ЕС. К тому же Ил-76 можно переоборудовать с помощью мотогондол, которые позволяют устранить имеющиеся недостатки и обходятся намного дешевле закупки новых летательных аппаратов. Помощь в модернизации самолетов россиянам готовы оказать американские авиаторы, знакомые с этой проблемой не понаслышке.
Другое дело, что в Европе пока не хотят признавать оборудованные мотогондолами самолеты соответствующими современным требованиям. Однако, по мнению представителей Министерства транспорта, есть несколько вариантов решения данной проблемы. Во-первых, большинство западных авиакомпаний с большим удовольствием летают над российской территорией из Европы в Азию, и наше правительство может использовать этот фактор в качестве дополнительного аргумента в дискуссии. Во-вторых, на нашей стороне и американские авиакомпании, которым также грозит отлучение от европейского рынка из-за повышенной шумности двигателей их воздушных судов.
Впрочем, даже отсрочка на время переоборудования наших самолетов не решит проблемы в целом, поскольку речь идет о будущем российской авиастроительной отрасли. Уже сейчас существуют разработки отечественных конструкторов, позволяющие выпускать модернизированный вариант Ил-76-ТФ с двигателями ПС-90, которые соответствуют всем международным стандартам. Чтобы наладить выпуск этих машин, российским конструкторам и производителям авиационной техники нужна финансовая поддержка, но серьезных планов оказания помощи в производстве новых Ил-76 пока нет.
Более того, многие лоббисты ратуют за замену российской техники на западную. Их основной аргумент: в случае снятия с полетов Ил-76 и Ту-154 возможна потеря значительной части рынка международных перевозок, что обернется совокупными убытками на уровне $600 млн в год. В результате окажется под вопросом сам факт присутствия российских авиакомпаний на международном авиационном рынке. Понятно, что при замене российских летательных средств на новые западные самолеты затраты отечественных авиаперевозчиков вырастут в несколько раз (российский самолет в среднем в 5 раз дешевле импортного), и тогда можно будет поставить крест не только на экономической эффективности нашей авиации, но и на российском самолетостроении.
Другой вариант – закупать подержанную авиатехнику в той же Европе – еще менее перспективен, хотя и более дешев. Ведь в случае провала переговоров с ЕС и введения запрета на полеты Ил-76 и Ту-154 у российских авиаторов может возникнуть соблазн закупить самолеты, отлетавшие свой ресурс в европейских компаниях. Однако это вряд ли повысит безопасность полетов.
30.04.200100:00
архив
Вино на устрицах
«НУ И ГДЕ это твое шабли?» – не без иронии спросила меня жена, устав любоваться вполне среднерусским пейзажем, украшенном разве что ярко цветущей на полях люцерной.
архив
Зиц-царь
Непопулярные антикризисные меры правители всегда хотят осуществлять чужими руками. У Бориса Ельцина для таких целей были под рукой сначала Егор Гайдар, а потом Анатолий Чубайс. Царь Иоанн Грозный в XVI веке использовал для реформирования страны татарского князька Симеона Бекбулатовича.
архив
Джинсовая революция
мериканская компания Gap, владелец почти 4 тыс. магазинов во всем мире, заработала в 2000 году около $13,7 млрд. Пережив несколько лет назад трудные времена, Gap остается одним из самых узнаваемых американских брэндов. Компания, которая в общем не производит ничего особенного, умеет продвигать свою продукцию лучше, чем конкуренты.
архив
Абонент на лекции
Российский бизнес опережает в развитии отечественное бизнес-образование. Предприниматели не хотят мириться с нехваткой квалифицированных кадров в московских бизнес-школах. Некоторые предлагают собственный метод решения проблемы. Сотовая компания «Вымпелком», например, готовит будущих управленцев с помощью собственных топ-менеджеров.
архив
Зубы вместо проводов
Группа компаний – лидеров рынка hi-tech задумала освободить квартиры и офисы от путаницы проводов. Идея «научить общаться» без проводов карманный компьютер, ноутбук и сотовый телефон появилась пять лет назад – тогда ее начала разрабатывать корпорация Ericsson. Однако на мировой рынок идея пока не пробилась, причем мешают этому не столько технологические сложности, сколько «лишние» $50 стоимости каждого из устройств, оснащенных новой технологией. Оптимисты в Ericsson и Motorola тем не менее уверены в том, что уже в ближайшем будущем беспроводная технология прорвется на мировой рынок.