Самоограничительная бедность

29.04.202014:59
Иван Федяков, генеральный директор и основатель компании INFOLine

В условиях самоизоляции ретейлеры наблюдают рост среднего чека — от 10 до 50 %, но потери от падения трафика существенно больше. Объем реализации товаров сократился от 20 до 50 % в зависимости от региона и формата. Больше других от того, что режим ЧС так и не был введен, страдают небольшие региональные ретейлеры и несетевые магазины у дома. Они и расплатятся за стабильность бизнеса крупных федеральных игроков.

Чек растет, продажи падают

По итогам марта рост чека по основным форматам FMCG-торговли (FMCG — товары с высокой частотой покупки) составил от 10 до 50 %. Это объясняется двумя факторами.

Во-первых, люди закупались впрок: запасы сделали 10–15 % потребителей. Из-за неожиданного всплеска спроса в среднем на 20–30 % магазины не всегда успевали пополнять запасы, и возникал временный дефицит, но ретейлеры быстро приспособились к новым условиям.

Во-вторых, с середины марта потребители предпочитают реже контактировать с другими людьми, в том числе — ходить в магазины. Поэтому товары покупают не на два-три дня, как обычно, а на две-три недели вперед.

Так что полагаться на динамику среднего чека не стоит. Нагляднее ситуацию в розничной торговле иллюстрирует валовый объем продаж. В конце марта уже фиксируется его существенное снижение. С 30 марта по 5 апреля объемы продаж в магазинах шаговой доступности снизились на 10–15 %, у супермаркетов — на 20–25 %, у гипермаркетов в некоторых регионах этот показатель дошел до 50 %.

В проигрыше даже фудтех и компании, ориентированные на интернет-продажи: рост заказов, избыточные нагрузки на ресурсы и другие сопутствующие проблемы приводят к снижению КПД работы.

С середины апреля наблюдается переход покупателей в сегмент экономпредложений. Еще недавно цена была не главным аргументом в пользу выбора товаров: на первый план чаще выходило качество продукции; популярностью пользовались органические товары для здорового питания. Сегодня для большинства россиян цена опять становится фактором номер один.

Происходит изменение покупательских предпочтений. Просели продажи фрешевой продукции — кулинарии, овощей и фруктов. Покупатели уже не хотят приобретать продукты, прошедшие через многие руки. А из-за повышения цен на фрукты и овощи, многие из которых сейчас импортные, потребители сократили покупки.

Кто заплатит за стабильность

В большей степени сегодня проигрывают гипермаркеты, небольшие региональные сети и несетевые магазины у дома.

Поток покупателей в гипермаркеты упал во многом из-за сложности наладить работу якорных FMCG-ретейлеров как отдельных торговых объектов в закрывшихся торговых центрах. Проблему усугубило то, что региональные власти изначально неправильно трактовали меры по самоизоляции и пытались закрывать все большие магазины. Пришлось даже привлечь Минпромторг для разъяснения ситуации: сегодня в Москве и Московской области, регионах с самыми жесткими ограничениями поездки в гипермаркеты не запрещены. Возможно, ситуацию исправят рекламные кампании, направленные на возвращение людей в гипермаркеты. Пока большого эффекта они не дают: потребители полагают, что в огромных магазинах не безопасно. В итоге выбор падает на торговые точки у дома, где в реальности контактов из-за ограниченности пространства значительно больше.

Однако самый большой удар «самоограничительные» новшества наносят небольшим локальным сетям и отдельно стоящим магазинам. Производители вынуждены повышать цены из-за увеличения себестоимости и предлагать ретейлерам новые закупочные условия. Большие игроки часто уходят от диалога, занимают жесткую позицию, не позволяя пересматривать цены контрактов. Вероятно, у федеральных сетей цены еще долго останутся на докризисном уровне, то есть согласно условиям январских и февральских контрактов. Расплатятся за стабильность локальные сети и отдельно стоящие магазины, с которыми поставщики и производители церемониться не будут.

В текущей ситуации выиграют ретейлеры с минимальными ценами. Тут все козыри у федеральных сетей. Спред в ценах у топ-10 FMCG-ретейла и второго эшелона сетей и магазинов станет разительным. Представители региональных сетей сетуют, что стоимость товаров у больших игроков на полках в магазинах ниже, чем предлагается им со стороны поставщиков по оптовым прейскурантам. Фактически, регионалам выгоднее сходить в «Ленту» и «Пятерочку» за паллетом товара, нежели приобретать у производителя или поставщика.

Единственное, что могло бы поддержать локальные магазины и небольшие региональные сети, — это взвешенная и адекватная позиция со стороны федеральных и региональных властей.

Катастрофа по другим фронтам

Если сегмент FMCG пострадал, то в непродовольственном ретейле происходит катастрофа. До прошлой недели многие категории непродовольственных сегментов не попадали даже в перечень пострадавших отраслей. Только 17 апреля появился документ, в котором обозначены некоторые отрасли непродовольственного ретейла.

В отдельных категориях отмечается падение продаж от 70 до 90 %. Обнулились продажи косметики, одежды и парфюмерии. Страдает даже фармацевтика, где объемы реализации просели на 20–30 %. Такой показатель поставит аптеки на грань закрытия.

Что останется от отрасли непродовольственного ретейла после снятия ограничительных мер? Вопрос остается открытым. Россияне уже экономят на продуктах питания — значит, от покупок одежды и электроники им придется отказаться надолго.

По бизнесу в России нанесли два серьезных удара. Первый: введены прямые запреты на осуществление деятельности предприятий из многих сфер экономики. Второй: государство сохранило обязательства бизнеса по уплате налогов, арендных платежей, кредитов и других договоров, а также по выплате зарплаты персоналу.

Меры правительства по поддержке бизнеса недостаточные и неэффективные. Чрезвычайная ситуация официально не введена. Вместо ЧС используют недавно выдуманные термины «самоизоляция» и «нерабочие дни». Такая ситуация, созданная руководством страны, способна разорить даже крупные и в прошлом успешные компании.

В будущем ретейлеры еще испытают трудности из-за падения реальных доходов населения, снижения уровня зарплат и роста безработицы. Из-за массового ухода с рынка добросовестных компаний в ряде потребительских секторов снизится качество сервиса и продукции. Оставшиеся пересмотрят отношения с государством. Лояльности к правительству поубавится, бизнес будет рассматривать различные варианты ухода от налогов и других сборов. Возможен возврат в девяностые и нулевые. «Очернение» как защитная реакция бизнеса ждет все сектора российской экономики.