Самые неэффективные

24.07.201500:00

Российское правительство уже в который раз пытается избавиться от самой главной в государственном хозяйстве страны организационно-правовой формы – от федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов). Фактически это важнейшая форма, через которую происходит управление государственным имуществом, а порой и его разбазаривание.

Дело в том, что государственное имущество может быть закреплено за ФГУПом, после чего предприятие – а точнее, его директор – практически единолично им распоряжается и может даже – если получит необходимые согласования – его продавать. В отличие от акционерных обществ, при ФГУПах не существует советов директоров, которые бы наблюдали за их деятельностью. Фактически ФГУПы, сотрудники которых формально не считаются государственными чиновниками, часто являются скрытой частью государственного аппарата и выполняют функции министерств и ведомств. В число ФГУПов ранее входили такие важнейшие и известные всей стране организации, как ВГТРК, «Почта России», Гознак, ИТАР-ТАСС, ТТЦ «Останкино», «РИА Новости» и «Росвооружение». 

По данным доклада Общественного совета при правительстве, у ГУПов низкая производительность труда (в среднем по России – 4,4 млн руб. на человека, в ГУПах – 972 000 руб.), на ГУПы приходится 2,8% оборота всех российских предприятий, но 4,4% всех производственных затрат. «Многие УП – это бывшие государственные заводы, владеющие огромными производственными площадями, – поясняет генеральный директор юридической компании «Базальт» Василий Неделько.– При нынешних технологиях такое количество площадей не требуется для производства. Если бы это было акционерное общество, излишки площадей можно было бы продать и использовать деньги для инвестиций в основную деятельность. Руководители унитарных предприятий не заинтересованы в освобождении от излишков площадей, так как доходов предприятию это не добавит, деньги от продажи уйдут в казну». 

Сегодня существует 1489 ФГУПов, но при региональных администрациях и муниципалитетах их не более 20 000 – в среднем 30 ГУПов на каждый регион и 1 МУП на каждый муниципалитет. «Все здравомыслящие эксперты, вне зависимости от политического окраса, выступают за приватизацию ФГУПов и МУПов, – утверждает главный эксперт правового сервиса 48Prav.ru Александр Трифонов. – Более неконкурентного, коррупционного и менее контролируемого вида ОПФ не существует. «Бюджетная кормушка», вот как их в сердцах называют все те, кто в теме. Унитарное предприятие – это, как правило, имеющее давнюю историю предприятие с научным или военным прошлым, а также с недооформленными или неучтенными, или криво и непонятно на каких правах используемыми объектами недвижимости и земельными участками с ретробонусами в конвертах».

Поговаривать о необходимости ликвидировать ГУПы начали еще в 1994 г. В начале 2000-х принципиально вопрос о ликвидации этой правовой формы ставил бывший в те годы министром экономического развития и торговли Герман Греф – но эта его инициатива не увенчалась успехом. Еще раз подобная инициатива появилась в 2009 г., когда Владимир Путин заявил, что в стране неоправданно много бюджетных учреждений и лишние необходимо ликвидировать. Все это время правительство пыталось уменьшить количество ФГУПов с помощью приватизации и акционирования, но процесс шел гораздо медленнее, чем планировалось, – все планы неизменно срывались. Недавно Счетная палата проверяла процесс приватизации в 2010–2014 гг., и, как сказал аудитор Максим Рохмистров, со стороны органов государственной власти отсутствовал контроль за государственной регистрацией подведомственными ФГУПами прав на используемое имущество, в результате с момента принятия решения о преобразовании ФГУПа до его регистрации в ОАО могло пройти 5 лет. «Затягивание приватизации ФГУПа приводит к рискам изменения состава и характеристик имущества ФГУПа», – сказал Рохмистров. «Основная причина срывов при подготовке предприятия к реформированию – это необходимость зарегистрировать права на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, – объясняет директор аудиторско-консалтинговой группы «БДО Юникон» Анна Иванюк. – Дефицит бюджетного финансирования и отсутствие достаточности у самого предприятия собственных средств приводят к тому, что финансирование расходов на регистрационные мероприятия осуществляется по остаточному принципу – после финансирования текущей деятельности предприятия и расходов на модернизацию его имущества. Кроме этого, еще требуется много времени и людских ресурсов (проверить наличие необходимых для регистрации документов, а при их отсутствии – их собрать или изготовить, провести инвентаризацию и так далее). Все это приводит либо к существенным задержкам по времени, либо к полному невыполнению регистрационных мероприятий».

Сегодня правительство планирует нанести по ФГУПам два удара. Во-первых, программа приватизации требует продать треть существующих ФГУПов – 507 предприятий – к концу 2016 г. План более чем амбициозный – по данным Счетной палаты, до сих пор приватизировалось в среднем 60 ФГУПов в год. Во-вторых, существует законопроект, вообще ликвидирующий данную организационно-правовую форму к 2018 г. Препятствиями к реализации этого плана могут быть саботаж руководства самих ФГУПов и курирущих их министерств, а также возражения «силового» блока правительства. На вопрос, почему против отказа от ФГУПов протестуют именно силовики, генеральный директор юридической компании «ЮрПартнеръ» Антон Толмачев отвечает: «Ответ на данный вопрос весьма очевиден, ведь именно в сфере ОПК и спецстроя наблюдаются самые масштабные вливания бюджетных средств. Само собой, что с переходом таких предприятий в форму ОАО ситуация кардинальным образом изменится. Если раньше все расходы ложились на плечи государства, то после реформы с этим бременем придется разбираться самостоятельно. А предприятия в сфере ОПК, скажем откровенно, в отличие от других организаций, в первую очередь рассчитаны не на получение прибыли. Ну и, само собой, не следует забывать, что самые масштабные вливания бюджета подразумевают и самые масштабные возможности по их присваиванию».

Разумеется, эта коррупциогенная ситуация выражается в уголовных делах – например, экс-глава ФГУП «Спецстройсервис» при Спецстрое России Андрей Ярцев стал фигурантом уголовного дела о хищении денег, выделенных на строительство космодрома «Восточный». По информации следствия, он похитил 132 млн руб. По этому же делу арестовали бывшего главу ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» Юрия Хризмана. Экс-руководитель ФГУП «Главный вычислительный центр Минсельхоза России», бывший директор ФГУ «Росагропромстандарт» и его заместитель подозреваются в хищении более 50 млн руб.

Дело, впрочем, не только в коррупции. Как отмечает Василий Неделько, представители ОПК и Спецстроя опасаются, что отвлечение ресурсов на приватизацию ФГУПов может привести к срыву государственных программ по вооружению. Кроме того, в некоторых случаях за ФГУПами закреплялось имущество, приватизация которого запрещена. Данные случаи нужно будет рассматривать индивидуально.

Эти обстоятельства заставляют предположить, что, возможно, именно сфера оборонно-промышленного комплекса и сфера спецстроя окажутся теми заповедниками, где ФГУПы останутся и после 2018 г.