Саудовские Штаты Америки
Прорыв в добыче сланцевого газа в США уже назвали "сланцевой революцией". Если раньше многие месторождения разрабатывались с прицелом на рост поставок в Евросоюз и даже перспективой экспорта сжиженного газа в США, то теперь эти проекты сворачиваются.
Замглавы "Газпрома" Андрей Круглов уже признал, что из-за добычи сланцевого газа в США разработка Штокмановского месторождения, ориентированного на американский рынок, может быть оставлена "будущим поколениям". Сланцевый газ спутал "Газпрому" все карты: добыча газа в Штатах растет, США осуществляют пробные поставки в Евросоюз, и, как следствие, цены на "голубое топливо" пошли вниз. "Газпром" объявил, что ожидает снижения цены на газ в 2013 г. с $402 до $370-380 за 1000 кубометров, притом что некоторые покупатели в Европе еще в прошлом году добились пересмотра контрактных цен. Но, как оказалось, сланцевый газ из США - это еще не все проблемы. Сейчас на первый план выходит добыча сланцевой нефти. Ее пока еще не назвали "революционной", но она способна полностью перекроить мировую карту запасов углеводородов. Причем на первое место выйдут именно США, оставив позади не только Россию, но и Саудовскую Аравию.
Нефтеносный сланец
По весьма оптимистичным для РФ прогнозам PwC, к 2035 г. добыча сланцевой нефти составит 14 млн баррелей в день, или 12% всей нефтедобычи. По оценкам же экспертов концерна BP, США уже в этом десятилетии станут крупнейшими производителями "черного золота" в мире. "В американской энергетической отрасли ведутся разговоры об экспорте нефти - еще несколько лет назад это казалось немыслимым", - пишет The Wall Street Journal. Но с тех пор многое изменилось. "Показатели добычи нефти в США находятся на максимальных значениях за последние двадцать лет. Такого эффекта удалось достичь за счет разработки сланцевых месторождений в Техасе и Северной Дакоте. За шесть лет добыча нефти в Дакоте выросла в 150 раз и превышает 660 000 баррелей в день. По данным ОПЕК, Штаты уже снизили долю экспортируемой нефти из африканских стран на 41%. Исключением стала нефть Саудовской Аравии", - рассказывает аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева. "Добыча сланцевой нефти в США увеличилась в восемь раз за последние семь лет (с 60 000 до более чем 500 000 баррелей в сутки). По прогнозам экспертов, добыча будет расти, хотя уже не такими высокими темпами. Ожидается, что к 2020 г. она удвоится", - подтверждает директор по развитию бизнеса Frost-and-Sullivan Алексей Волостнов. С другой стороны, необходимо учитывать, что месторождения сланцевой нефти, отличающиеся хорошими показателями дебита в течение первого года разработки, впоследствии резко снижают продуктивность, что вынуждает добывающие компании регулярно инвестировать в разведку и бурение новых месторождений. В итоге с учетом капитальных и операционных затрат добыча нефти из сланцев рентабельна при уровне цен от $60 за баррель (пограничное значение). Но это для США, которым не нужно пока ее экспортировать, обеспечивает потребление лишь на внутреннем рынке. "Раньше 2030 г. США от импорта нефти не откажутся, это даже не планируется, если принять во внимание все направления диверсификации энергетики (политика энергоэффективности, сланцевый газ, альтернативная энергетика)", - уверен Алексей Волостнов. "Следует помнить, что рост добычи сланцевой нефти в США происходит на фоне падения добычи нефти традиционной, поэтому даже в длительной перспективе полный отказ от импорта нефти маловероятен. По очень оптимистичным прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), добыча нефти в США вырастет на 3,9 млн баррелей к 2018 г. Даже в этом случае импорт нефти в США будет превышать 3 млн баррелей в сутки", - соглашается заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК "Велес Капитал" Василий Танурков. Но кардинальным образом сократить закупки Штатам вполне по силам, учитывая текущую динамику добычи сланцевой нефти.
Наш ответ Чемберлену
Если "войну" со сланцевым газом мы де-факто проиграли, то чем же ответить на новый вызов из-за океана? Глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что считает неактуальной добычу сланцевого газа в России, компании интереснее добывать сланцевую нефть. Его в этом поддержал вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун, сказавший, что удерживать добычу на уровне 10 млн баррелей нефти в день до 2020 г., как того требует президент Владимир Путин, возможно за счет разработки месторождений сланцевой нефти. Официальный представитель ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов отказался отвечать на вопросы, связанные со сланцевой нефтью, а вот представители "Газпром нефти" оказались более разговорчивыми. "В начале апреля "Газпром нефть" завершила бурение первой поисково-оценочной скважины с целью промышленного исследования и испытания бажено-абалакского горизонта Пальяновской площади Красноленинского месторождения", - рассказали в компании. Летом 2013 г. "Газпром нефть" планирует подготовить проект промышленного освоения залежей сланцевой нефти Пальяновской площади Красноленинского месторождения. Оценка потенциала бажено-абалакского горизонта Пальяновской площади - уже второй проект "Газпром нефти" по изучению возможностей добычи сланцевой нефти. Аналогичный проект реализуется в рамках совместного предприятия с Shell (компания Salym Petroleum Development, SPD).
"Роснефть" опробовала горизонтальное бурение с гидроразрывом пластов для добычи сланцевой нефти еще в 2011 г. на Приобском месторождении. В нынешнем году этот метод будет использоваться на 50 скважинах, в то время, как в 2012 г. их насчитывалось всего три. Самым активным разработчиком данной технологии на сегодняшний день является ЛУКОЙЛ: компания к началу 2013 г. пробурила 215 горизонтальных скважин и добыла таким образом 19 млн баррелей "черного золота". В планах у нее - довести количество таких скважин до 450. Имеется опыт горизонтального бурения и у ТНК-BP, которую приобрела "Роснефть". Число ее горизонтальных скважин в 2013 г. превысит сотню. При этом все российские компании при работах по добыче сланцевой нефти привлекают иностранных партнеров. Так, "Газпром нефть" приступит к освоению Баженовской Свиты совместно с Royal Dutch Shell Plc в течение трех лет. "Роснефть" на свои участки планирует привлечь ExxonMobil Corp. В стране уже активно работают три крупнейшие нефтесервисные компании мира - Schlumberger Ltd. (SLB), Weatherford International Ltd. (WFT) и C. A.T. Oil AG. Они, по всей вероятности, будут выступать подрядчиками.
"Трудная" нефть
"Заниматься сланцевой нефтью российским компаниям необходимо: традиционные запасы истощаются, для того, чтобы поддерживать добычу на нынешнем уровне после 2020-2025 гг., нужно уже сейчас развивать технологии добычи "тяжелой" нефти. Но в ближайшее десятилетие сланцевая нефть вряд ли будет составлять сколько-нибудь значимую долю добычи в РФ", - рассуждает Василий Танурков. "Добыча сланцевой нефти для российских компаний является нерентабельной и экологически опасной. Традиционных запасов на сегодняшний день достаточно для того, чтобы удовлетворить внутренний и внешний спрос, а также нарастить добычу. Себестоимость сланцевой нефти в несколько раз превышает себестоимость традиционной", - констатирует Анна Кокорева.
Действительно, себестоимость добычи сланцевой нефти в США - порядка $50-55 за баррель, традиционной нефти в России - около $5, в Саудовской Аравии - примерно $0,2 за баррель. При этом есть проекты добычи на шельфе с себестоимостью выше $80 за баррель. "Себестоимость высокая, но реализация таких проектов ведет к развитию технологий добычи плюс позволяет увеличить объем разведанной нефти (рост капитализации компаний)", - уточняет Алексей Волостнов. Хотя, с другой стороны, добыча нефти в нашей стране в 2012 г. выросла до 518 млн тонн, впервые перекрыв результат 1990 г. Объем нефтепереработки в 2012 г. соответственно также достиг максимальных после распада СССР значений и превысил 270 млн тонн. В ближайшие годы добыча нефти, скорее, будет находиться на текущем уровне. "Действующий налоговый режим, НДПИ плюс экспортные пошлины "выдаивают" почти все доходы нефтяников в бюджет. Нефтяные компании испытывают дефицит инвестиционных ресурсов, а новые месторождения - Восточная Сибирь и Арктика - очень капиталоемкие", - подчеркивает Анна Кокорева. Поэтому падение добычи на старых месторождениях Западной Сибири будет компенсироваться ростом добычи на новых месторождениях, в том числе "тяжелой" нефти - сланцевой.
Картель непобедимых
Почему же тогда отечественные нефтекомпании, разрабатывая месторождения сланцевой нефти, обращаются к иностранцам, ведь и так при весьма низкой рентабельности проектов с ними еще нужно делиться прибылью? "Собственные технологии развиты плохо. Как правило, месторождения такого уровня сложности разрабатываются совместно с ведущими мировыми игроками (ExxonMobil, BP, Royal Dutch Shell) и нефтесервисными компаниями (Schlumberger, Halliburton)", - отмечает Василий Танурков. Основная сложность - добыча сланцевой нефти экономически менее интересна по сравнению с извлечением нефти обычной. В других странах, например в США, государство применяет целый ряд экономических и налоговых стимулов и мер поддержки, чтобы нарастить добычу сланцевой нефти. В России данные стимулы и меры в настоящий момент отсутствуют. Такие компании, как "Газпром" и "Роснефть", это в принципе не остановит: они могут позволить себе "долгие" инвестиции в сланцевую нефть, а также обладают соответствующими ресурсами, дабы при необходимости лоббировать меры господдержки. При этом если в США, РФ, Мексике и Китае месторождения расположены в удаленных и труднодоступных регионах (экологический ущерб не столь чувствителен), то в остальных государствах компании могут отказаться от добычи под давлением общественного мнения и экологов.
Вторая угроза, исходящая от сланцевой нефти, - это риск падения цен на "черное золото" из-за увеличения предложения. Недавнее заседание стран - участниц ОПЕК продемонстрировало, что картель весьма настороженно относится к новой "сланцевой революции". Представители арабских стран активно демонстрировали, что рост добычи в США, до сих пор крупнейшем потребителе арабской нефти, их мало волнует. Министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими заявил, что американская сланцевая нефть - всего лишь очередной новый источник сырья, который рынок успешно абсорбирует, как это уже произошло с нефтью Северного моря, Бразилии и России. Глава ОПЕК, ливиец Абдалла Салем аль-Бадри, ответил на рассуждения о снижении роли картеля фразой, что "ОПЕК останется после конца сланцевой нефти". "Следует рассматривать рост доли добычи сланцевой нефти как позитивный фактор с точки зрения цен на нефть: дело в том, что себестоимость добычи сланцевой нефти очень высока, а ориентиром для долгосрочной цены нефти служит уровень издержек производителей с наибольшей себестоимостью", - объясняет Василий Танурков. Более того, у скважин сланцевой нефти гораздо более короткий жизненный цикл, и в случае снижения цены прекращение нового бурения быстро уменьшит предложение на рынке - именно за счет производителей сланцевой нефти. Кроме того, как бы эффектно ни выглядел рост добычи в Штатах, контролируют рынок производители с минимальными издержками, а это страны ОПЕК, которые способны в случае необходимости без особых потерь снижать объемы производства и для которых на данный момент уровень в $90-100 за баррель является пороговым с точки зрения наполняемости бюджетов, а постоянно растущий уровень социальных расходов - вопрос выживания местных режимов. Поэтому можно не опасаться длительного уменьшения цены ниже $90 за баррель, даже в том случае, если США выйдут на международный рынок с предложением сланцевой нефти.
Скрытая угроза
Пусть цены и не упадут, но тут есть "скрытая угроза", что традиционные покупатели российских энергоносителей могут по примеру Украины, уже разрабатывающей месторождения сланцевого газа, начать добывать собственную сланцевую нефть. Речь, в частности, идет о крайне перспективном для наших компаний Азиатско-Тихоокеанском регионе. Еще прошлой осенью Япония объявила, что успешно провела первую в своей истории добычу сланцевой нефти с собственного месторождения в префектуре Акита (север самого большого острова Хонсю). Этим проектом занимается Japan Petroleum Exploration Company Limited. Объем запасов месторождения в Аките равен примерно 5 млн баррелей, что в принципе немного - около 10% годовой потребности страны. Однако нынешний успех может стать настоящим прорывом для Японии в области разработки и производства технологий добычи сланцевой нефти, считают эксперты.
А что, если тот же Китай займется добычей сланцевой нефти? Поднебесная потребляет более 10 млн баррелей нефти в день, а добывает около 4 млн баррелей ежедневно. "Даже если они начнут активнее заниматься добычей сланцевой нефти, им все равно необходимо будет импортировать много нефти", - уточняет Екатерина Крылова, аналитик Бинбанка. Российская нефть занимает около 6% в структуре импорта нефти КНР, большая часть приходится на страны ОПЕК, соответственно если на рынок выйдет американская нефть, то она заменит прежде всего опековскую, а не российскую, полагает аналитик. Алексей Волостнов уверен, что рано или поздно Китай займется добычей сланцевой нефти. Технологии будут покупаться либо начнут создаваться СП с ведущими мировыми игроками. Но даже учитывая планы увеличения добычи за счет сланцев, прогнозируется, что импорт нефти в КНР вырастет до 61% (с текущих 56%) к 2015 г. "На экспорт российской нефти это никак не повлияет. У нас жесткие контракты на следующие двадцать лет. Может корректироваться цена на саму нефть, но все объемы, по крайней мере в следующие десять лет, Китай будет выбирать", - констатирует Алексей Волостнов. Но на примере контрактов "Газпрома" с потребителями в Европе уже сейчас видно, что и цены, и условия вполне могут быть пересмотрены.
Новая нефтяная карта
Так какой же тогда будет карта крупнейших стран-экспортеров, допустим, через десять лет? В мире самые большие запасы сланцевой нефти находятся в США, в основном в штатах Колорадо, Северная Дакота, Техас, Калифорния, Юта, Вайоминг и др. Согласно оценке геологических ресурсов сланцевой нефти, только в бассейне реки Грин-Ривер (расположен в части штатов Колорадо, Юта и Вайоминг) сосредоточено от 1,5 до 1,8 трлн баррелей. Извлекаемые запасы меньше - от 1,1 трлн до 500 млрд баррелей нефти. Эти цифры более чем втрое превышают доказанные запасы Саудовской Аравии. "Оценки сильно различаются, но общий вывод такой: на первом месте - США (более половины всех запасов), на втором - Бразилия, на третьем - Китай, у остальных доли незначительные", - говорит Василий Танурков. "Продолжение спада в мировой экономике - это самый важный фактор на рынке углеводородов. Сланцевые нефть и газ в столь сложной обстановке выгодно добывать лишь при высоких ценах на сырье. Поэтому спад будет здесь ограничителем, что, видимо, не коснется США. Для российского бюджета и сырьевых корпораций перспективы не выглядят радужными", - рассуждает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. Падение цен на углеводороды может оказаться очень резким, когда начнется спад в Китае, но определить его начало очень непросто, считает эксперт. "Если такая тенденция будет сохраняться в перспективе и Штаты начнут снижать экспорт не только из африканских стран, но из стран Латинской Америки, то цена на нефть может опуститься ниже отметки $100 за баррель. Дешевая нефть снижает доходы государственного бюджета РФ, что в дальнейшем приводит к его дефициту", - резюмирует Анна Кокорева. Единственная страна, которая, как обычно, не останется внакладе, - это США, ведь добывать сланцевую нефть в ближайшем будущем там планируется только для внутреннего потребления. Поэтому колебания мировых цен на "черное золото" затронут Штаты в последнюю очередь. Так что США могут позволить себе роскошь добывать нефть и при себестоимости в $50 за баррель, а когда мировые цены на нее вновь пойдут вверх, предложить сланцевую нефть на глобальном рынке. Тогда уже ОПЕК вряд ли сможет так спокойно относиться к этой проблеме, ведь снижать добычу опековцы способны лишь до определенного уровня, а если предложение "тяжелой" нефти от США будет большим, то, вполне возможно, они согласятся на цену и в $60 за баррель. Благо себестоимость добычи нефти в той же Саудовской Аравии крайне невелика. Для России же это будет настоящая катастрофа, и разработка собственных залежей сланцевой нефти тут не поможет.
Двойные оценки США
10 июня Управление энергетической информации США (EIA) опубликовало оценку технически извлекаемых запасов сланцевой нефти и газа, охватывающую 42 нефтедобывающие страны. Американские эксперты, вопреки всеобщему мнению, считают, что первое место по запасам сланцевой нефти в мире занимает Россия, а не США, как считалось ранее. Америка заняла на второе место с запасами 58 млрд баррелей против 75 млрд у России.
Правда, EIA сразу же предупредило, что оценки носят весьма "приблизительный" характер и не учитывает экономическую целесообразность добычи сланцевой нефти на отдельных месторождениях. Если предположить, что Россия действительно на первом месте в мире по запасам сланцевой нефти, то все равно себестоимость ее добычи сейчас остается крайне высока, из-за чего рентабельность добычи и транспортировки данной нефти на экспорт может оказаться весьма сомнительной с экономической точки зрения. В отличие от США, где сланцевую нефть добывают в первую очередь для внутреннего потребления. В перспективе на экспорт Америка может направить углеводороды, добытые в Мексиканском заливе, а собственное потребление обеспечить за счет добычи на сланцах.