Сбербанк и Яндекс начинают битву экосистем

20.08.202007:59

Практически одновременно бывшие партнеры Сбербанк и «Яндекс» выпустили новости о развитии своих экосистем. Сбербанк совместно с Mail.ru Group увеличил финансирование O2O (онлайн-офлайн) проектов на 12 млрд руб. Деньги пойдут в первую очередь на развитие новых и старых сервисов СП, в том числе «Самоката» (экспресс-доставка продуктов), YouDrive (каршеринг) и 2ГИС (картография). Перспективными в СП объявили инвестиции в форматы dark kitchens и dark stores. У экосистемы, созданной банком и ИТ-холдингом, есть амбиции стать первой на отечественном рынке еды и транспорта.

Того же хочет «Яндекс», который подружился с ВТБ. Компания анонсировала релиз суперприложения «Яндекс Go» — в одном окне можно заказывать такси и каршеринг, блюда из ресторана и доставку посылок.

Эта схватка за смартфон россиян будет легендарной. В этом уверены опрошенные Ко эксперты. 

Андрей Кочетков, ведущий аналитик «Открытие Брокер» по глобальным исследованиям:

— Инвестиции Сбербанка и Mail.ru в совместный проект — это логичное продолжение альянса, который был сформирован вместо проекта с «Яндексом». Естественно, он и останется основным конкурентом, вместе со своим новым банковским партнером — ВТБ. Других масштабных начинаний в этой сфере пока нет.

Принципиальные новшества совместный проект Сбербанка и Mail.ru вряд ли предоставит, но в качестве альтернативы проектам «Яндекса» он будет создавать конкурентную среду, позитивно действующую на общие темпы развития отрасли. Впрочем, сам Сбербанк активно развивает технологии искусственного интеллекта, которые могут быть использованы в совместных с Mail.ru проектах. Возможно, что именно это направление станет одним из ключевых. Ждем дальнейшей эволюции потребительских сервисов, автоматизации взаимодействия потребителей и продавцов, а также новые продукты Сбербанка в сфере электронных платежей. 

Олег Сальманов, главный редактор Telegram-канала «Нецифровая экономика»:

— Сбербанк долго играл на два фронта — партнерился и с «Яндексом», и с Mail.ru. Развод с «Яндексом» в этой связи был логичен: Герман Греф наконец выбрал, с кем он.

Из не охваченных этим СП остается, кажется, только область грузоперевозок. Не исключено, что часть денег пойдет на выкуп чужих долей в сервисах, чтобы разрозненные активы стали кирпичиками единого холдинга.

Однако докапитализация вовсе не означает, что именно сейчас все 12 миллиардов будут проинвестированы. 

Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ»:

— Сбербанк уже давно показал, что видит перспективы ИТ и намерен либо стать крупнейшей ИТ-компанией страны, либо создать оркестр ИТ-проектов, которым будет дирижировать. «Яндекс», по-видимому, не готов быть его младшим партнером, и такие перспективы негативно сказывались на курсе акций поисковика.

Поскольку крупные банки пока не могут ничего принести в экосистему, кроме денег, а деньги других банков в целом не хуже, у «Яндекса» и нет особой необходимости в таком союзе, тем более что в запасе у компании есть 3,2 млрд $, на которые она способна развивать свои проекты. В случае Mail.Ru потребность в средствах выше.

Задача этого года — захватить максимальную долю рынка, коль скоро клиентов устраивает та услуга, которая предоставляется сейчас. С точки зрения контента и продвижения услуги в СМИ это скучно, но с точки зрения логики бизнеса баловать клиентов инновациями пока рано. Изобретатель, который будет сейчас доставлять вертел с крутящимся на нем барашком при помощи дрона, рискует оказаться королем ниши из пары сотен гурманов. А речь сейчас о покорении всей России при помощи стандартной услуги, чтобы потом удешевить издержки и однажды показать прибыль. 

Марина Эфендиева, основатель TechFusion.ru:

— У «Яндекса» и Mail.ru есть множество пересечений в сервисах и продуктах, среди них — такси, каршеринг, доставка продуктов питания. Акцент в сообщении о новых инвестициях сделан на картографический сервис «2ГИС» и сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат» — это прямые конкуренты «Яндекс.Карт» и «Яндекс.Лавки».

Интересы в области экспресс-доставки продуктов и готовой еды есть также у крупных торговых сетей, например X5.

Рынок онлайн-заказов продуктов питания стремительно вырос в период изоляции из-за коронавируса, потребители приобрели новые привычки, и ожидается, что они отчасти сохранятся в долгосрочной перспективе. Понятно, что борьба за этот рынок усиливается, деньги будут вливаться в развитие. В конечном итоге рынок продуктовой доставки поделят между собой несколько крупных игроков — «Яндекс» и Mail.ru-Сбербанк тут очевидные претенденты. 

Эльдар Муртазин, аналитик Mobile Research Group:

— У Сбербанка и «Яндекса» взгляды на жизнь не совпадают, это даже в какой-то мере личное, поэтому банк развивает свою экосистему в пику тому, что делает ИТ-компания. Сбербанк вышел из всех совместных предприятий и сегодня строит нечто свое. При этом его инвестиции заметнее, чем траты «Яндекса» на развитие некоторых направлений.

Борьба идет за то, чтобы в одном предложении увязать разные сервисы, как в свое время было на интернет-порталах, где в одном месте можно было найти всё. Идея утопичная, но рынок развивается по спирали.

Объединение всего «под одной крышей» даст некоторую синергию с точки зрения того, что, например, если вы пользуетесь «Яндекс.Такси», то, возможно, заинтересуетесь курьерской доставкой или доставкой еды и т. д. Но самое главное — вы получаете дисконт, если у вас есть подписка. История в том, чтобы увязать разные сервисы в одном предложении, повысить их узнаваемость и частоту использования.