Top.Mail.Ru
архив

Сбербанк создает "коллективный разум"

В России уже никого не удивишь судьбоносными докладами, в которых говорится о будущем страны, о необходимых реформах и планах развития. В подавляющем большинстве случаев создателями этих докладов являются небольшие группы специалистов. Судьбы населения решаются за стенами кабинетов министерств и всевозможных экспертных институтов.


Сбербанк, Герман Греф, краудсорсингНо вот недавно появилась техническая возможность поставить систему сбора идей и подготовки докладов на совершенно иные рельсы. Удивительный, не имеющий аналогов в России проект запущен Сбербанком: доклады о будущем "Сбера" и перспективах нашей страны могут составляться всеми желающими - тысячами и десятками тысяч добровольцев. Для этого Сбербанк взял на вооружение специальную сетевую технологию - "краудсорсинг".


Думают все

Термин "краудсорсинг", происходящий от английского слова crowd (толпа, множество), пока еще мало известен в России, да и в мире он является новшеством. Тем не менее многие крупные корпорации на Западе пытаются решать свои проблемы, организуя массовое обсуждение и сбор предложений от всех желающих. Например, компания Procter and Gamble известна тем, что продвигает свой ресурс InnoCentive, где несколько сотен тысяч добровольцев отвечают на различные вопросы, которые перед ними ставит корпорация. Естественно, те, кто справляется с задачей успешнее остальных, получают денежное вознаграждение.

Суть краудсорсинга - вовлечение массы людей в совместную работу. При этом специально разработанные сетевые интерфейсы позволяют организовывать дискуссии, аккумуляцию и отбор задумок, предлагаемых тысячами волонтеров.

Пионером в реализации масштабных краудсорсинговых проектов в России может стать Сбербанк. В числе различных мероприятий, приуроченных к 170-летию кредитного учреждения, 12 ноября состоится специальная конференция, посвященная краудсорсингу. Однако до этого времени с помощью метода краудсорсинга будет подготовлено три доклада: о будущем Сбербанка в XXI веке, о будущем нашей страны в XXI веке и о перспективах самого краудсорсинга.

Все желающие подать свою идею и поучаствовать в подготовке этих докладов смогут это сделать в Интернете. Сам проект презентован на сайте Sberbank21.ru. Дискуссии идут в сообществе "Сбербанк-170" на сайте professionali.ru, а непосредственная работа над докладами - на платформах WikiVote! и Witology. На WikiVote участники коллективно работают над текстами: пишут, предлагают собственные варианты и голосуют за них. Witology - это новая социальная платформа, реализующая уникальную технологию организации коллективной экспертной работы по генерации и селекции идей с одновременным отбором лучших участников.

Обратная связь

Как отмечает управляющий венчурным фондом IAP Private Equity Fund Алена Попова, главная проблема использования краудсорсинга в России заключается в том, что необходимо активизировать аудиторию. Многие попытки государственных органов организовать массовое интернет-обсуждение различных документов проваливались из-за пассивности населения. По мнению эксперта, если Сбербанк желает успеха своему проекту, ему прежде всего необходимо поддерживать обратную связь с участниками. Каждый участник краудсорсинга, особенно молодой, мысленно спрашивает: вот я написал, ну и что дальше? Если никакой реакции на его предложения не последует, человек, скорее всего, покинет проект. Как полагает Алена Попова, для Сбербанка важнее всего поставить дело так, чтобы предложения участников краудсорсингового проекта приводили бы к реальному изменению предлагаемых "Сбером" финансовых инструментов.

Впрочем, Сбербанк готов к обратной связи с аудиторией, по крайней мере он готов награждать отличившихся участников проекта. Авторы лучших идей будут вознаграждены не только "славой", но и денежно. Тот, кто внесет наибольший вклад в работу, получит право представить свои идеи на конференции 12 ноября или грант на обучение.

По словам управляющего партнера компании "Финансовый и организационный консалтинг" Моисея Фурщика, более-менее успешной российской площадкой для краудсорсинга можно назвать социальную сеть "Профессионалы.ру", где зачастую владельцы небольших компаний и директора по маркетингу обращаются к аудитории с призывом к мозговому штурму по своим "местечковым" задачам. Но программа краудсорсинга Сбербанка - это уже показатель выхода технологии краудсорсинга в России на совершенно новый уровень. "Учитывая тот факт, что Сбербанк - это "народный" банк, дирекция по маркетингу получит массу отзывов и предложений о работе банка", - отмечает эксперт.

Попробовать на себе

Перед выводом технологии краудсорсинга в открытый доступ она отрабатывалась внутри Сбербанка: в банке организована специальная "биржа идей", аккумулирующая и отбирающая предложения сотрудников об улучшении работы кредитного учреждения. В работу "биржи" было вовлечено более 70% всех штатных работников банка, а экономический эффект от внедрения предложенных идей в 2010 г. составил около 1 млрд руб., а в нынешнем году - уже 7 млрд руб. Авторам наиболее ценных предложений было выплачено более 8 млн руб.

"За два года сформировался костяк - 11 000 специалистов, которые работают в системе регулярно. Это наш главный инновационный актив. Для них предусмотрены планы индивидуального развития, программы обучения. Мы понимаем, что именно эти люди являются проводниками перемен и главным двигателем развития Сбербанка", - заявляет начальник управления банковских процессов Сбербанка Татьяна Свидунович.

По мнению президента Сбербанка Германа Грефа, краудсорсинг представляет собой технологию, которая "перевернет XXI век", это "ключевая технология" будущей эпохи, позволяющая решать множество самых разных задач. По словам главы банка, до сих пор социальные сети использовались в основном для организации забастовок и бунтов, но еще никто по достоинству не оценил их позитивный потенциал: они могут быть орудием мобилизации "коллективного интеллекта" общества для любых целей.

"В отличие от аутсорсинга, то есть привлечения относительно немногочисленных дополнительных ресурсов извне, с рынка, при краудсорсинге используется колоссальная социальная энергия добровольных участников, - говорит Герман Греф. - Это первый эксперимент такого рода, но я уверен, что он даст Сбербанку нетривиальные результаты. Краудсорсинг - это не только поиск идей, но и поиск людей. Лучшие идеи и лучшие люди - вот результат краудсорсинга".