Счетная палата станет государевым оком
Председательство в Счетной палате, похоже, не станет для Сергея Степашина почетной ссылкой. "Интеллигентный питерский милиционер" заявлял о своем желании усилить СП сразу после своего назначения, однако тогда это воспринималось не более как намерение усилить смычку между бюджетными аудиторами и правоохранительными органами. Теперь же выходит, что все куда серьезнее: если Дума примет разработанные в СП поправки к закону о палате, она станет высшим (и, возможно, единым) органом финансового контроля в стране, своего рода ФСНП-2.
Встретившись в минувшую среду с Владимиром Путиным, Степашин рассказал президенту много интересного. В том числе - о результатах очередных проверок. Путин, как сообщил после встречи главный аудитор, задал ему 15 вопросов. Полный перечень названий предприятий, о деятельности которых президент поинтересовался у Степашина, пусть выясняют штабы компаний, мы же знаем только с слов аудитора: Путин спросил, кроме прочих, о "Газпроме", "Росвооружении" и "Промэкспорте". В этих организациях скоро начнутся проверки СП, как и на ОРТ. Степашин ушел со встречи с перечнем предприятий, по которым у президента "достаточно много вопросов". Кроме того, в ближайшее время будут проведены совместные с СП Украины проверки поставок республике нефти и газа, анализ системы расчетов за транспортировку нефти и аммиака трубопроводным транспортом по территории России и Украины, а затем ревизии на предприятиях, участвующих в проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2", где по словам Степашина, есть много нарушений, в том числе закона "О недрах".
До сих пор полномочия Счетной палаты не были слишком широки. Она проверяет исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов. Проверки производятся по инициативе депутатов обеих палат, правительства, а также по собственной воле СП. Однако трудно вспомнить, чтобы громкие разоблачения Счетной палаты, иногда политически или лоббистски окрашенные, приводили к каким-то оргвыводам. Потому что начать тогда пришлось бы с кабинета министров: одной из излюбленных тем СП на протяжении ряда лет было разоблачение всевозможных неправильностей федерального бюджета.
Кроме "изобличения" Минфина СП славится своими проверками условий приватизационных конкурсов и аукционов, условий выдачи и погашения государственных кредитов и т.д. По идее она интересуется деятельностью предприятий и компаний лишь в той мере, в какой те связаны с бюджетом. Однако аудиторов СП прекрасно знают на всех крупных предприятиях.
Вполне логично, что государственный орган, который знает столько интересного про лидеров российской экономики, оказывается нужен, важен и полезен для исполнительной власти - как для наведения порядка, так и по ходу передела собственности. Пожертвовать таким рычагом давления было бы нерасчетливо. Тем более что теперь с исполнением федерального бюджета все в порядке и праведный гнев аудиторов СП не будет направлен на "сердце" исполнительной власти - Минфин.
Поэтому полномочия палаты предполагается существенно расширить, и на прошлой неделе Степашин уже обсуждал с рядом членов бюджетного комитета Думы свой вариант поправок к закону об СП. Судя по официальным и неофициальным откликам участников встречи, депутатам предложения Степашина в основном нравятся и они могут одобрить их еще до летних каникул.
Предлагается наделить СП правом замораживать деньги на счетах организации, в отношении которой начата проверка. Когда СП докажет нецелевое использование бюджетных средств, она сможет списать в пользу бюджета средства со счетов проверяемого (до сих пор для этого требовалось решение Думы, принятие которого занимало у нее до полугода). По данным, полученным в бюджетном комитете, СП будет даже выдавать заключения на кредитные договоры, еще не вступившие в силу (госзаймы или кредиты под гарантии государства).
Естественно, новые полномочия бессмысленны без права наказывать нарушителей. Наказанию будут подлежать руководители организаций, не исполняющие предписания СП или препятствующие работе ее инспекторов. 70 региональных СП, ныне контролируемых в основном губернаторами, должны быть подчинены федеральной СП. По предписанию центра они смогут проверять банковские счета, на которых находятся бюджетные средства. Наконец, СП создаст службу финансовых расследований, получит доступ к информации о расходовании бюджетных средств день в день. Сама СП должна выйти из-под контроля Думы и получить судебные функции и частично - функции исполнительной власти. Не будет сопредседателей (сегодня утвержденный Совфедом Юрий Болдырев не подчиняется назначенному Думой Степашину). СП хочет рецензировать думские законопроекты еще до их рассмотрения.
Степашин планирует адекватные новым задачам изменения внутри СП: в частности, будут созданы экспертно-аналитическая группа и спецподразделение по взаимодействию с силовыми органами. Как сообщает наш источник в Думе, на днях рабочая группа при бюджетном комитете ожидает получить от СП единую таблицу поправок. Вполне возможно, что не все поправки найдут одобрение президента. Особенно это касается судебных и исполнительных функций, далеко превосходящих Контрольно-ревизионное управление Минфина. Ведь президенту, безусловно, нужна сильная СП. Вопрос только - до какой степени сильная.