Сдам на долгий срок
Модный термин SaaS успел изрядно набить оскомину не только
IT-специалистам, но и людям, далеким от технологий. О предоставлении
программного обеспечения в аренду через web-интерфейс говорят уже
несколько лет. Однако некоторые эксперты считают, что по-настоящему
технологии SaaS в России не представлены. Вместе с участниками этого
рынка мы попытались разобраться
Советы арендаторам
Недостатком SaaS традиционно считают сложность обеспечения безопасности – данные передаются по Интернету, их легче перехватить. Кроме того, широкому распространению SaaS мешает юридический аспект – не проработана схема публичной оферты для юридических лиц.
Когда говорят о модели SaaS, то прежде всего упоминают главное преимущество этой схемы – экономию на покупке ПО и на «железе», на котором оно должно было бы работать в случае приобретения и установки лицензионной версии. Программы можно арендовать с помесячной абонентской платой или с оплатой по факту использования. По идее эта возможность, так же как аренда серверов и «железа», должна привлекать начинающие компании и малый бизнес. А кризис расширил ряды потенциальных клиентов SaaS, добавив в них также средние и крупные компании. Проведенные по заказу Microsoft исследования показали, что 33% компаний малого бизнеса рассматривают возможность взятия ПО в аренду, так как его просто поддерживать/обновлять (42%). Также опрошенные отмечают важность повсеместного доступа к почте и файлам (40%) и к ПО (39%). 78% компаний малого бизнеса готовы рассмотреть приобретение ПО по подписке, потому что это: дешевле (36%), позволит сфокусироваться на основном бизнесе (31%), повысит надежность IT (30%).
Владимир Попов, директор департамента инфраструктурных решений «Энвижн груп», отмечает, что в первую очередь подобные сервисы сейчас востребованы малыми и средними предприятиями. «Для них создание собственной инфраструктуры в условиях дефицита средств часто является нерешаемой задачей. Уверен, что уже в ближайшем будущем большинство малых компаний будет использовать программное обеспечение в основном по модели SaaS», – говорит эксперт. Попов приводит в пример сервисы Google Apps – на основе небольшой ежемесячной платы сотрудники компании получают необходимые для работы приложения: почту, средства создания и управления документами и т.д. А вот крупные компании еще не оценили эту модель. «Задержка здесь происходит не только в силу инертности, но и за счет существенно более обширных требований, предъявляемых к информационной системе, – поясняет Попов. – Это и жесткие требования к сохранности и контролю использования информации, и задачи, связанные с обработкой действительно больших объемов данных. Но и для таких компаний уже созданы сервисы, которые выгоднее покупать, нежели строить самостоятельно».
Илья Пантелеев, генеральный директор TopS BI и «АНД Проджект», говорит, что сейчас российские компании обращаются к данным услугам, как правило, при реализации краткосрочных или старте пилотных проектов, например, при запуске нового бизнеса, когда трудно определить успех, а риски достаточно велики. «В таких случаях на начальном этапе отказ от покупки собственного ПО экономически выгоден и позволяет минимизировать риски в случае неудачи. Если бизнес стартует успешно, то в дальнейшем целесообразнее будет приобрести лицензии», – полагает Пантелеев. По его словам, далеко не всегда стоимость аренды ПО, например при расчете на год, более интересна, нежели покупка. Если речь идет об аренде сроком на два-три года и более, то аренда ПО в большинстве случаев становится абсолютно невыгодной. Пантелеев считает, что и в ближайшей перспективе услуги SaaS будут пользоваться спросом у небольших фирм при реализации новых краткосрочных проектов.
Секреты инновационной экономики
Николай Прянишников, президент Microsoft в России, мыслит на уровне государства. Он напоминает, что, кроме потенциальной экономии, возникающей благодаря отсутствию необходимости выстраивать инфраструктуру и закупать ПО, в случае использования модели SaaS отпадает также потребность в поиске соответствующих специалистов. Прянишников напоминает о демографическом кризисе и сокращении количества выпускников технических вузов. То есть дефицит кадров в ближайшие годы будет расти. Компенсировать их нехватку вполне может переход на «облако». По мнению Прянишникова, это позволит сконцентрировать инфраструктуру и высвободить ресурсы на что-то другое, а в масштабах страны эта модель поможет развитию инновационной экономики. «ПО в аренду» является одним из компонентов «облака» наряду с «инфраструктурой в аренду», «платформой в аренду», «хранением и обработкой гигантских распределенных массивов данных» (Data as a Services). Уже сейчас «ПО в аренду» становится в глазах пользователя услугой, аналогичной телефонии, Интернету», – объясняет Прянишников. Данные исследований Microsoft показывают: 82% руководителей компаний малого бизнеса считают, что у крупных корпораций больше конкурентных преимуществ, поскольку они имеют расширенные возможности в плане использования надежных и современных IT-решений. «Наш опыт и опыт наших партнеров, которые предлагают решения Microsoft в аренду, говорит о том, что в зависимости от количества пользователей и вида ПО клиент может сэкономить до 85% совокупной стоимости владения решением (TCO) в течение трех лет. Также услуга дает возможность перевести часть затрат на IT из капитальных в операционные», – рассказывает глава Microsoft в России. Бизнес Microsoft по аренде приложений в нашей стране растет на 40% год от года на протяжении последних трех лет. Рост отмечают и партнеры Microsoft, предлагающие решения компании в аренду. Например, количество арендаторов ПО у фирмы Parking.ru в 2009 г. увеличилось в три раза. За первый год доля продаж услуги в общем бизнесе компании Infobox (ЗАО «Национальные коммуникации») выросла до 20%. В конце июня Microsoft и Parking.ru объявили о новом для России «облачном» сервисе – «инфраструктура в аренду» (Infrastructure as a Services), – который российские компании уже могут приобрести.
Владимир Попов рассказывает, что его компания активно занимается вопросами внедрения «облачных» структур, составляющей которых будут SaaS-услуги. В частности, рассматривается проект оказания таких услуг в партнерстве с «Ростелекомом». Сейчас готовится тестовая площадка, на которой будут отрабатываться конкретные детали предоставления услуг, взаимодействия с производителями ПО и заказчиками.
Законодатели моды
Один из пионеров SaaS на российском рынке – компания IBM начала предоставлять соответствующие услуги в 2008 году вместе с выпуском ПО LotusLive. Сегодня у IBM есть объемное портфолио SaaS-предложений на базе продуктов LotusLive и TivoliLive. Портфель продуктов LotusLive включает в себя инструменты для работы с организацией мероприятий (LotusLive Events), web-конференций (LotusLive Meetings), совместной работы через web и построения бизнес-сетей (LotusLive Engage, LotusLive Connections), полнофункциональной электронной почтой (LotusLive Notes). Диапазон цен очень широк – от $3 за одного пользователя LotusLive Notes в месяц до $500 за LotusLive Meetings в год. Василий Демин, руководитель направления Lotus в IBM в России и СНГ, говорит, что эта модель вызывает активный интерес у заказчиков, особенно на СМБ-рынке, и у нее очень большие перспективы развития. С 2008 года компания «АйТи» является партнером разработчика и поставщика CRM-систем с открытым кодом – фирмы SugarCRM. Этот продукт распространяется по модели SaaS. Систему активно использует ряд компаний по арендной модели. Также «АйТи» энергично работает над совершенствованием предложения по модели SaaS одного из собственных решений – HRM-системы «БОСС-Кадровик». «Но это только начало, – говорит Дмитрий Ведев, директор по маркетингу «АйТи». – В дальнейшем, по мере развития рынка таких услуг, мы планируем расширить наше SaaS-предложение».
Уже полтора года предоставляет ПО в аренду компания «КРОК». Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления центров обработки данных КРОК, рассказывает: «В качестве основных решений по схеме SaaS мы предлагаем Microsoft, Symantec и продукты некоторых других вендоров. С точки зрения рентабельности SaaS, безусловно, интереснее продажи ПО. Предлагая SaaS, мы предоставляем IT-инфраструктуру, созданную в собственном дата-центре, и целый ряд сервисов. В результате мы значительно расширяем спектр услуг».
На стадии запуска своего SaaS-сервиса находится компания «Битрикс». Первый продукт, который разработчик собирается предоставлять в аренду, – это «1С-Битрикс: Корпоративный портал» для организаций численностью до 50 человек. В течение следующего года в планах представить еще несколько продуктов. «Битрикс» выделила SaaS в отдельное направление бизнеса, которое до конца года по планам должно выйти в прибыль. «Сегодня мы предлагаем «1С-Битрикс: Корпоративный портал» для компаний с численностью персонала до 25 человек по цене 2700 руб. в месяц, включая НДС, а для компаний с числом сотрудников до 50 человек – по цене 5400 руб. в месяц, включая НДС. Данный продукт мы предоставляем в аренду только через партнеров – хостинг-провайдеров. Они получают две трети этой выручки, а мы – две трети в качестве лицензионных отчислений. Эта модель называется разделение прибыли, – рассказывает генеральный директор «Битрикс» Сергей Рыжиков. – На сегодняшний момент нами запущены первые пилоты с компаниями .masterhost, Infobox и VMCO, есть уже коммерческие клиенты. В качестве первой цели мы поставили для себя 1000 компаний-арендаторов».
В октябре прошлого года фирма Softkey открыла портал предоставления SaaS-услуг Point4all.ru. Заемные средства для запуска проекта не привлекались, компания использовала только собственные ресурсы и деньги партнеров. Сейчас Softkey предлагает в основном услуги Microsoft, но в ближайшем будущем появятся продукты и нескольких российских компаний, а также фирм из ближнего зарубежья. Стоимость подписки варьируется от 370 до 2000 руб. «Клиенты пока занимают выжидательную позицию и в основном пользуются триальными услугами в течение месяца, – рассказывает Феликс Мучник, генеральный директор Softkey. – Это можно объяснить недоверием к хостерам, опасениями за сохранность и безопасность данных». Мучник говорит о необходимости рассматривать цену риска. Для больших и средних по размерам коммерческих структур стоимость потери или утечки информации может оказаться существенно выше экономии, полученной от использования арендной модели. Такие компании предпочитают приобретать необходимое им программное обеспечение в собственность либо арендовать Private Cloud. А небольшие фирмы и частные предприниматели, а также физические лица, для которых секретность и временная потеря данных не являются критичными, могут существенно выиграть от использования арендной модели.
К гадалке не ходить
Согласно прогнозам Gartner, озвученным в прошлом году, в 2011 – 2012 гг. модель SaaS будет использоваться повсеместно. В IBM солидарны с аналитиками и считают, что у этой модели большое будущее. «Особенно это касается СМБ-рынка, концепции home-office, тех случаев, когда у заказчика есть потребность быстро начать работу, не вкладывая при этом значительных ресурсов на развитие IT-инфраструктуры», – рассуждает Василий Демин. Владимир Попов считает, что в России модель SaaS будет продвигаться в первую очередь крупными операторами связи: «Имея развитую сетевую инфраструктуру, в условиях повышения конкуренции они будут вынуждены запускать новые сервисы, и SaaS может стать наиболее интересным вариантом для их реализации. Для того чтобы предоставлять такие услуги, операторам понадобится выстроить самостоятельные структуры, которые будут и заключать договоры с производителями программного обеспечения, и продавать услуги по доступу к приложениям», – объясняет эксперт. Феликс Мучник полагает, что рынок SaaS будет развиваться еще около 3 – 5 лет. Но из этого не следует, что заниматься им сейчас не надо. «Пожинать плоды доведется тому, кто дольше работает в этой сфере. Именно поэтому Softline, Softkey, СКБ «Контур», 1С и некоторое количество небольших компаний планомерно разрабатывают этот рынок», – заключает руководитель Softkey. Сергей Рыжиков рассчитывает, что модель SaaS будет наиболее популярна для компаний с количеством сотрудников до 50 – 100 человек. «Именно эта категория клиентов наиболее обоснованно выбирает SaaS-решения и минимизирует расходы. Нам кажется, что более крупные компании предпочтут использование продуктов внутри своей инфраструктуры», – поясняет глава «Битрикс».
Дмитрий Ведев из «АйТи» отмечает, что глобальный экономический кризис способствовал популяризации программных решений, распространяемых по модели SaaS. «И хотя продажи на этом рынке еще сильно не увеличились, рост интереса очень заметен. По крайней мере, трудно вспомнить хоть какого-либо из крупных мировых производителей IT-продуктов, который бы не объявил о собственной SaaS-стратегии, – говорит Ведев. – С другой стороны, рост популярности SaaS-решений неравномерен по разным типам приложений. Пожалуй, наибольшего успеха они добились там, где задача достаточно легко формализуема и существуют минимальные отраслевые различия в использовании того или иного приложения. Типичный пример – CRM (здесь доля SaaS исчисляется в мире уже десятками процентов) или, например, офисные приложения, которые сегодня предлагает тот же Google. Там же, где специфика отрасли или бизнес-процесса очень высока, SaaS-решения явно проигрывают традиционным on-site решениям».
Руслан Заединов считает перспективы развития модели SaaS достаточно хорошими. Однако он отмечает, что здесь есть ряд «но». Прежде всего это ценовая политика вендоров. «Без ее смягчения невозможны развитие SaaS и активное продвижение данного направления, – уверен Заединов. – Перспективы российских компаний, в том числе КРОК, будут также зависеть от комплексности услуг SaaS, которые они смогут предложить». Другими словами, представитель КРОК считает, что по схеме SaaS должно начать работать большинство вендоров. При этом решающую роль будет играть инфраструктура дата-центров, лежащая в основе SaaS. «Она должна хотя бы просто существовать, а в России пока мало крупных дата-центров, а еще быть надежной и безопасной», – отмечает Заединов. При этом он считает, что за этой моделью продаж будущее, несмотря на то, что вряд ли 100% ПО будет распространяться по этой схеме. По словам представителя КРОК, проблемы развития SaaS в России – это цена, до сих пор остающаяся довольно высокой. «Любой заказчик, пользуясь SaaS на протяжении трех лет, поймет, что переплачивает по сравнению с традиционной покупкой ПО. Другой вопрос, что не все компании могут себе позволить капитальные вложения в лицензии», – поясняет Заединов. Вторая сложность – комплексность услуги. Не все производители на данный момент могут предложить 100% своего ПО по схеме SaaS. Это не всеми проработано с юридической точки зрения.
И наконец, третий фактор – боязнь заказчиков потерять свои данные, обрабатываемые в неподконтрольной среде. «Частично избежать опасений помогает сертификация ФСТЭК систем по классу защищенности в отношении обработки персональных данных. Постепенно появляются сертифицированные решения, но их еще очень мало», – резюмирует Заединов.
Алексей Ровдо, директор по развитию компании Softkey:
«Нужно признать, что пока в России очень немногие участники рынка доверяют свои бизнес-процессы продуктам SaaS. Поэтому вывод о популярности SaaS-решений можно сделать, исходя из частоты запросов бесплатных версий. Проект Point4all, запущенный Softkey, позволяет потенциальным клиентам составить представление о доступных решениях. Тестовые версии рассчитаны на пятерых пользователей. На сегодня большинство запросов пользователей Point4all касается сервиса «Управление проектами». Следующими по частоте запросов идут сервисы «Управление персоналом» и «Управление продажами». С точки зрения пользователя, не имеет значения, SaaS перед тобой или не SaaS, главное – чтобы на определенной рабочей станции исправно функционировало ПО. Однако SaaS несет владельцу неоспоримые выгоды, избавляя его от необходимости приобретения лицензий, покупки серверов, обслуживания систем. К тому же совершенно прозрачными становятся расходы на поддержку определенных видов деятельности компании. При всем этом речь идет лишь об оплате доступа в Интернет плюс стоимость доступа к ПО, размещенного на серверах поставщика услуг (последняя, кстати говоря, обычно ниже стоимости лицензий на само ПО вместе с его поддержкой). Поставщики услуг тоже получают выгоду от применения SaaS, причем в силу сразу нескольких причин. Во-первых, привлекается большое количество клиентов в уже созданные ЦОД. Во-вторых, расширяется пул потенциальных клиентов, потому что небольшим стартапам и региональным филиалам неинтересно эксплуатировать сложные решения на своем оборудовании (в их штате зачастую нет даже IT-специалиста). В-третьих, при доступе к ПО согласно модели SaaS обеспечивается прозрачное управление лицензиями, что позволяет снизить долю пиратских копий ПО. Это достаточные причины, чтобы прогнозировать рост потребительского доверия к продуктам SaaS, как таковым».
Еще по теме



