Сделать из ЗИЛа «конфетку»
Столичные власти не оставляют попыток реанимировать московскую автомобильную промышленность. Для этого ЗИЛ кооперируется с КамАЗом и, вероятно, часть производственных мощностей перевезет в Набережные Челны. А восстановление завода «Москвич» планируется начать с его банкротства.
Как сообщили «Ко» в департаменте науки и промышленной политики правительства Москвы, между ЗИЛом и КамАЗом был подписан рамочный договор о сотрудничестве. Он не предусматривает слияния предприятий, обговаривается возможность использования избыточных мощностей обоих заводов. В частности, КамАЗ может производить для ЗИЛа двигатели, а московское предприятие – поставлять в Набережные Челны ходовую часть и запчасти для производства среднетоннажных грузовиков типа «Бычка», которые отсутствуют в модельной линейке КамАЗа.
Сегодня и ЗИЛ, и КамАЗ пытаются реформировать производственную программу и сбыт. На обоих заводах в прошлом году сменились директора. Московские власти назначили на руководящую должность Константина Лаптева, прежде работавшего в холдинге «Руспромавто». КамАЗ возглавил бывший министр экономики Татарстана Сергей Когогин. Стратегия реформирования предприятий схожа: выпуск автомобилей, востребованных рынком, создание подконтрольной дилерской сети, минимизация производственных расходов, поиск стратегического инвестора. В этой связи любопытно, что Константин Лаптев категорически отверг идею производства так называемого народного автомобиля «Мишка» на мощностях ЗИЛа (это заявление он сделал в недавнем интервью «Московской промышленной газете»). Одновременно Лаптев надеется на подписание контракта по сборке Volkswagen.
В планах КамАЗа произвести в этом году около 20 000 грузовиков. Примерно столько же автомобилей планирует выпустить ЗИЛ. Большинство экспертов склоняются к мнению, что тесное сотрудничество предприятий может самым благоприятным образом сказаться на их финансовом положении. Руководство заводов даже подумывает о вариантах создания автопромышленной корпорации. Однако для этого московским властям (контролируют более 60% акций ЗИЛа) придется сначала договориться с федеральным правительством. Главный совладелец КамАЗа – Минимущество России, которому принадлежит 34% акций; еще 19,4% акций завода владеет государственный Внешторгбанк. Между тем на примере завода «Москвич» видно, что федеральные власти предпочитают игнорировать инициативы московских чиновников.
«Москвич» не работает уже полтора года, и все это время столичная мэрия безрезультатно призывала правительство России полностью передать ей «на баланс» простаивающее предприятие (основной акционер завода – Минимущество России). Теперь же Юрий Лужков предложил возбудить процедуру банкротства ОАО «Москвич». Таким способом планируется освободить предприятие от выплат долгов, которые сейчас превышают $1 млрд, и произвести его реструктуризацию.