Top.Mail.Ru
архив

Сделайте нам красиво!

21.05.201200:00

интернет
Полет фантазии было не остановить. Тут тебе и мультимедиа, и интерактивность, и яркие цветовые решения, и Flash, и бегущая строка, и блоги, и форумы, и ежедневное обновление. И соответственно едва ли не редакция с отдельным штатом и финансированием, и затраты на генерирование контента, техническую поддержку...


Чтобы нравилось и работало...

Но на самом деле все это не стоило выеденного яйца, потому что ни одно из 30 юных продвинутых дарований не обратило внимания на "встроенную" в задачу ловушку: сайт компании - понятие растяжимое почти до бесконечности, и первым делом студентам необходимо было задать уточняющий вопрос и внести ясность, о каком именно сайте идет речь. Например, о корпоративном веб-сайте, информационном, об интернет-магазине, о динамическом интерактивном сайте, flash-сайте или сайте-визитке. Вариантов с учетом нюансов здесь может быть много - столько же, сколько задач, инструментом решения которых должен стать интернет-ресурс, и целевых аудиторий.

В работе всякого бизнеса время от времени встает вопрос или о создании нового (возможно, дополняющего уже существующие) интернет-ресурса с нуля, или об изменениях на сайтах, уже функционирующих. Веб-инструменты при этом могут использоваться как дифференцированные каналы и внешних, и внутренних коммуникаций - с различными дизайном и функционалом. Универсальную формулу эффективности при этом сформулировать легко: надо, чтобы нравилось и работало.


"Без х...и"

Первым делом стоит определиться с исполнителем: будет это проект in-house или все дело отдается на откуп стороннему подрядчику. Рынок веб-дизайна в России находится, как говорят знакомые с вопросом люди, в любопытном - и сложном для заказчиков - положении. Он вроде бы представляет собой сегмент рекламного рынка и в то же время не работает по его законам. Он как бы открыт, но одновременно во многом непрозрачен. Игроков на нем много, условия, на которых они работают, разнообразны. Можно обратиться в раскрученную компанию, где над сайтом будут трудиться пару месяцев и запросят за это десятки тысяч евро, а можно решить вопрос за три дня и потратить на это тысячи рублей. Кроме того, заказчикам, как людям, с веб-дизайном знакомым чаще всего приблизительно, бывает достаточно трудно не только сформулировать свои требования, но и понять, что ему говорят в ответ профессионалы. Эффективные отношения "заказчик - клиент" в этой сфере выстраиваются, таким образом, довольно трудно. Ведь веб-дизайн - сфера, в которой работают не просто компьютерные гении, а компьютерные гении с художественным талантом, что, конечно, многократно повышает их самооценку. Например, на сайте одной из студий можно прочитать такой текст: "Мы существуем так, как нам нравится. Мы работаем так, как сами считаем правильным. Мы в гробу видали все корпоративные ценности, вместе взятые. Все наградные доски мы вешаем в туалете. У нас аллергия на словосочетания "креативное решение" и "оптимизация бизнес-процессов". Клиентам мы редко пишем предложения объемом больше одной страницы. Во всей работе мы руководствуемся одним-единственным правилом из двух слов: "без х...и" (точки поставлены редакцией "Ко"). И далее: "Сложно однозначно ответить на вопрос, почему некоторые люди доверяют нам решение своих задач. Совершенно не обязательно мы договоримся с тем, кто захочет работать с нами. Но абсолютно точно будем работать так, как считаем правильным". Ясно, что очень у многих, не столь радикально настроенных потенциальных заказчиков подобые слова могут вызвать желание напрячь собственных айтишников, а не метать бисер перед подрядчиком.


Много, и разных

Специалисты не отвергают напрочь вариант in-house, но предупреждают, что получится, скорее всего, дешево и сердито, что вряд ли является целью организации. Все-таки стоит потратить время на поиски специалистов, с которыми удастся прийти к взаимопониманию. Корпоративные пиарщики, сталкивавшиеся с такой необходимостью, советуют ориентироваться не на раскрученный бренд и не бояться того, что называется no name. Напротив, как раз такие компании обычно работают добросовестно и стараются предложить по разумным ценам широкий спектр услуг. Правда, и в число первых клиентов таких компаний стремиться не стоит - показательное портфолио у них уже должно иметься и без вас.

На что еще обратить внимание при выборе подрядчика? Компоненты идеального сайта - дизайн, функциональность, эффективность. Хорошо, если разработчики смотрят на проект широко, предлагая стильный, неповторимый и оригинальный дизайн для разных целевых аудиторий и максимальные функциональные удобства. Плюс если компания готова выполнять разные циклы - от создания сайтов с нуля под ключ до редизайна, а также может согласиться на создание технического "ядра" с передачей его корпоративным айтишникам для развития и поддержки. Многие приличные подрядчики смотрят на проблему широко, предлагая вместе с разработкой сайта его техническую поддержку и хостинг, продвижение в Сети, а также создание фирменного стиля, четко ориентируясь при этом на задачи - и заказ - клиента.


По этапу

При выборе разработчика интернет-ресурса стоит также обратить внимание на то, как он предполагает строить свою работу. Хороший признак, если контрагент говорит о необходимости обязательного исследования соответствующей рабочей области рынка, мониторинга конкурентных ресурсов, оценки экономической эффективности. Во-первых, создание сайта значительно эффективнее, если в процессе учитываются все факторы, имеющие влияние на результат, а во-вторых, правильно, когда подрядчик подходит к делу основательно.

Непосредственно разработка сайта должна включать в себя такие циклы, как создание технического задания, разработка макетов дизайна сайта, разработка сетки, создание полного прототипа сайта с активными ссылками, разработка системы управления ресурсом. Дополнительный фактор, указывающий на добросовестность подрядчика, - готовность последнего предоставить услуги копирайтинга и создания уникального контента. Не будет лишним, если вам смогут предложить фотосъемку для дизайна сайта или установить систему регистрации поведения посетителей ресурса. Пользоваться этими услугами необязательно, все-таки до сторонних копирайтеров бывает сложно донести все нюансы корпоративного пиара, но сам факт такого предложения может свидетельствовать о серьезности студии, обеспечивающей работу в комплексе. И это избавит от обращения к узкоспециализированным подрядчикам. И последнее: уверенные в себе разработчики обычно обеспечивают обучение работе с системой управления и бесплатный хостинг от полугода и гарантийное обслуживание минимум на год.


Даешь "фишки"!

Рекомендации по дизайну от профессионалов бывают ценны, но все же относиться к ним чаще всего лучше критически. Это трудно, тем более что представления о том, как "сделать красиво", могут быть самыми разными. И все же специалисты советуют при оценке дизайнерских наработок держать в уме два слова - лаконичность и эффективность. Можно добавить еще и третье: изюминка. В хорошем, профессиональном дизайне она должна присутствовать обязательно. И не просто по эстетическим требованиям. На самом деле это еще одна возможность привлечь к проекту дополнительный интерес, предложив посетителям простой, но уникальный сервис или предусмотрев смешную реакцию на определенные действия пользователя.

Впрочем, это тоже рекомендация не абсолютная, во всяком случае, когда речь идет о сайтах для мобильных платформ. На них функциональность превыше дизайнерских "фишек". Но мобильный Интернет - это отдельная история.


Еще по теме