Сдержанный оптимизм
Несмотря на некоторую стабилизацию ситуации в экономике и, в частности, в автопроме, лизинговые компании в ближайшее время не ожидают существенного эффекта от этого для своего бизнеса. Опережающими темпами пока развивается лишь продажа конфиската лизинговых компаний и финансовая аренда коммерческого транспорта, бывшего в употреблении.
По оценкам вице-председателя комитета автопроизводителей Ассоциации
европейского бизнеса Мартина Яна, продажи новых легковых автомобилей в России в
2009 году снизились на 49% по сравнению с 2008-м и составили 1,46 млн штук. "В
декабре 2009-го падение составило 38% по сравнению с декабрем 2008-го", -
сообщил эксперт. По его словам, показатели продаж новых авто в 2009-м опустились
до уровня 2005 года. Данная ситуация не замедлила сказаться на рынке лизинга
автотранспорта. Падение объемов реализации автотранспорта по лизинговым схемам
составило за прошедший год от 50% до 90% в зависимости от марки автомобиля.
Некоторые в прошлом ведущие игроки рынка лизинга автотранспорта за первые шесть
месяцев 2009-го потеряли до 90% портфеля заказов по сравнению с аналогичным
периодом 2008-го. Положение дел еще в конце весны 2009-го многие эксперты
оценивали не иначе как катастрофическое, но к исходу минувшего лета оно
постепенно начало выправляться. С улучшением ситуации в экономике увеличился
объем заказов. Если сравнивать I квартал 2009 года и III-й, объем продаж у
отдельных компаний вырос на 50%. Но это все равно намного меньше, чем в
докризисный период, сетуют участники рынка.
По оценкам
PricewaterhouseCoopers, если будет реализован оптимистический сценарий развития
внутреннего авторынка, в текущем году продажи автомобилей в России вырастут
примерно на 15% и составят 1,6 млн штук. Хотя есть и пессимистический прогноз,
согласно которому продажи сократятся по сравнению с показателями 2009 года до
1,3 млн машин. "Эксперты ожидают роста продаж новых автомобилей в сегменте
легкового транспорта не более чем на 10%", - утверждает руководитель
департамента продаж ООО "ФБ-Лизинг" Виталий Цхай. В то же время он отмечает, что
даже если эти прогнозы оправдаются, это не обязательно приведет к
соответствующему росту продаж автомобилей через лизинг. Эксперты Российской
ассоциации лизинговых компаний ("Рослизинг") считают, что острая фаза кризиса
осталась позади и в 2010 году в сегменте лизинга можно прогнозировать небольшой
рост, правда, делать это нужно очень осторожно.
НЕДОПОДДЕРЖКА
"В целом в 2009 году государственная поддержка спроса на автомобили сформировала более 30% от объема продаж системообразующих предприятий отрасли", - отрапортовал в конце января глава Минпромторга Виктор Христенко, выступая в Госдуме. По его словам, доля проданных автомобилей отечественной сборки по отношению к иностранным брендам на внутреннем рынке увеличилась в прошлом году с 39% до 52%, при этом доля проданных коммерческих автомобилей отечественной сборки также возросла с 71% до 79%. Поддержка спроса на автомобильном рынке за счет госзакупок и стимулирование кредитования вместе с помощью отдельным предприятиям "позволили избежать абсолютного обвала рынка и остановки системообразующих предприятий", особо отметил министр. Он напомнил, что на организацию прямых закупок для федеральных органов власти и обновление регионального парка в 2009 году было направлено более 45 млрд руб., и это не считая многомиллиардных вливаний, которые были сделаны в "АвтоВАЗ".Действительно, в отличие от докризисных лет, можно признать, что за последние полтора года правительство много сделало для поддержки родного автопрома. Если раньше все ограничивалось только пошлинами на подержанные иномарки и голословными заявлениями о повышении качества отечественной продукции, то теперь в отрасль полноводной рекой полились госинвестиции. Вспомним хотя бы систему субсидирования процентных ставок и вскоре вступающее в силу положение о компенсации за сдаваемые в утиль старые машины. Конечно, говорить о масштабном влиянии этих факторов нельзя, их значение многими экспертами от правительства было переоценено, но все же определенный положительный эффект на отечественный автопром эти меры оказали.
Власти действительно помогают автопроизводителям, но, несмотря на все призывы поддержать отечественную отрасль финансовой аренды, оказывающую непосредственное влияние на динамику продаж автотранспорта, чиновники остались безучастны к ее проблемам. Что же касается поддержки, оказываемой государством непосредственно автопрому, то, по мнению Виталия Цхая, "здесь необходимо понимать, кому и какая помощь предоставлена. Если мы говорим об автомобилях ВАЗ, то отраслевые изменения (лизинг легковых автомобилей) мы вряд ли заметим, так как доля автомобилей ВАЗ в лизинге несущественна по отношению к иномаркам. Но иномарки, собранные в РФ, в целом также относятся к отечественному производству, и доля их в лизинге легковых автомобилей довольно высока. Вопрос об оказании помощи этим производителям для меня не очевиден".
БЭУШНЫЙ КОНФИСКАТ
Пока отрасль автолизинга остается без господдержки, а сам сектор финансовой аренды не может и мечтать о выходе на докризисные показатели, на рынке появляются новые, ранее невостребованные бизнесы, связанные с автолизингом. В первую очередь речь идет о реализации конфиската лизинговых компаний. Тема не очень приятная для лизингодателей, так как она делает антирекламу отрасли финансовой аренды. Но с имуществом, отобранным у несостоятельных лизингополучателей, все равно нужно что-то делать. Как грибы после дождя на рынке стали появляться компании, торгующие лизинговым конфискатом. Примечательно, что все они без исключения были созданы не ранее осени 2008 года, то есть того времени, когда у лизингодателей и лизингополучателей начались проблемы. Сейчас специализированных торговцев конфискатом на рынке несколько десятков. Есть даже собственные базы данных и сайты, строящие свою работу исключительно на продаже конфискованного оборудования. К этому бизнесу подключились даже владельцы стоянок, которые предлагают размещать у себя технику и дают рекламу, позиционируя себя в качестве торговцев конфискатом. "Тема реализации изъятого имущества, думаем, актуальна для большинства рыночных лизинговых компаний, - признает руководитель департамента продаж ООО "ФБ-Лизинг" Виталий Цхай. - В дальнейшем отработанные бизнес-процессы в этом направлении могут стать основой для создания новых продуктов и интересных рыночных предложений". В частности, в компании "ФБ-Лизинг" используется интернет-ресурс по продаже подержанных транспортных средств и техники. Решение, разработанное на базе международной платформы, реализовано с целью оптимизации взаимодействия с поставщиками и клиентами по сбыту изъятой техники. Предназначенный для корпоративных покупателей, этот многоязычный ресурс объединяет дочерние общества группы компаний VR-Leasing в десяти европейских странах и позволяет просматривать актуальные предложения, осуществлять покупку техники и автотранспорта онлайн. "Для придания большей интерактивности платформе покупатели могут самостоятельно назначать цену интересующей их технике, а также участвовать в аукционах по ее приобретению", - рассказывает эксперт. Естественно, что одновременно с сегментом лизингового конфиската развивается рынок техники, бывшей в употреблении, которая также предоставляется на условиях финансовой аренды. "Лизинг коммерческого транспорта будет смещаться в сторону автомобилей, бывших в употреблении", - подтверждает Виталий Цхай.ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА...
В начале 2009 года чиновники пообещали лизинговым компаниям открыть кредитные линии в объеме до 43 млрд руб. Косвенно правительство намеревалось поддержать в том числе и автопроизводителей, ведь деньги планировалось выделить именно на финансирование программ автолизинга. Кредиты обещали на срок до трех лет и по ставке не выше ставки рефинансирования ЦБ. Это должно было позволить лизингодателям преодолеть последствия кризиса и, как следствие, спада на рынке и возобновить свои операции. Однако механизмы реализации столь ожидаемых рынком мер поддержки так и не были разработаны. В итоге основную помощь получили лизинговые компании, финансирующие приобретение сельскохозяйственной техники. Единственная инициатива, которая была хоть как-то доведена до логического завершения, - это предложение возместить лизинговым компаниям проценты по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 году на срок не более 5 лет для приобретения автотранспортных средств отечественного производства с последующей передачей их в лизинг. Но этих мер явно недостаточно для поддержки отрасли, сетуют участники рынка. Они все же надеются, что, как и банкам, системообразующим лизинговым компаниям все же будет оказана господдержка, в противном случае отрасль может ожидать длительная стагнация и переход на торговлю по большей части бэушной техникой. РЕЙТИНГ КОМПАНИЙ ПО ЛИЗИНГУ АВТОТРАНСПОРТА Europlan ООО "Каркаде" ООО "Фольксваген Груп Финанц" ООО "ФБ-Лизинг" ГК "Балтийский лизинг" ООО "Газтехлизинг" ООО "Арвал" ОАО "ЛК "КамАЗ" ГК "Стоун-XXI" ГК "Интерлизинг" |