Седьмое небо. Дубль 2
Руководители компьютерных фирм, работающих в России, признались друг другу в том, что им более всего на свете хотелось бы повторить успех 2001 года. Это признание прозвучало на состоявшемся в Подмосковье IT-Форуме-2002, ежегодной конференции руководящего звена компаний, работающих в секторе информационных технологий (ИТ).
Конференция организована холдингом Algorithm Group и газетой CRN-Russian edition.
Московские представительства западных корпораций чувствуют себя на седьмом небе: рост российского рынка позволил им выделиться из ряда других региональных офисах и рапортовать о трудовых успехах тогда, когда их американские и европейские коллеги разводят руками и сообщают о падении продаж.
Серебряные призеры
Менеджер по маркетингу московского офиса IBM Игорь Ларин сообщил о том, что в 2001 году в секторе устройств для хранения данных рост продаж IBM в России составил 80%. В свою очередь, менеджер московского представительства APC (крупнейший производитель источников бесперебойного питания) Юрий Колесов сообщил, что в 2001 году его компания продала в России техники на 30% больше, чем в 2000 году, и что в денежном выражении Россия заняла второе место после США по продажам продукции компании. Еще один «серебряный призер» – компания Avaya: ее российские продажи в секторе телефонии вышли на второе место после американских, как сообщил директор по продажам компании Дмитрий Кондратьев. Менеджер по маркетингу Sun Microsystems Вера Гурова, оценивая итоги года для своей компании, заметила: «Россия одна из самых прибыльных стран Европы. В бизнесе Sun Microsystems в 2001 году выросла доля регионов». Увеличение спроса в регионах заставляет московские компании внимательнее относиться к «провинциальному направлению» своего бизнеса. Это, в свою очередь, не вызывает восторга у местных компьютерных компаний, которые хотели бы самостоятельно удовлетворять региональный спрос. Президент екатеринбургской компании «Корус» Борис Шиманович заявил на форуме, что уральские компании намерены защищаться от нашествия москвичей.
Зима, Барклай иль русский бог?
Менеджеры компаний называют несколько причин роста российского IT-сектора в 2001 году. Главные в этом ряду – высокие цены на нефть и возросшее внимание государства к вопросам компьютеризации. Государство более активно, чем прежде, проводит компьютеризацию бюджетного сектора экономики. Компьютерный бизнес уловил эту тенденцию и среагировал на нее.
В 2001 году Hewlett-Packard открыла в России производство компьютеров. Этот совместный проект НР и российской компании «Аквариус» сориентирован на государственный и корпоративный секторы.
Впрочем, это была не единственная реакция компьютерного бизнеса на «пробуждение» государственной машины. Российские компьютерщики осознали, что для взаимодействия с государством нужно создавать специальные институты, и начали объединяться в лоббистские ассоциации.
Первые профессиональные объединения в российском IT-секторе появились еще три года назад, но востребованными они стали только сейчас. Глава группы DPI Евгений Бутман (член правления Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий) говорит, что компьютерному бизнесу свойствен индивидуализм: «Компьютерные компании создавались совсем по-другому, чем компании, работающие в энергетике, машиностроении, металлургии. В компьютерном бизнесе не было приватизации государственных заводов. И отраслевых министерств тоже не было. Компьютерный бизнес привык взаимодействовать с государственными органами только в рамках отношений «заказчик – исполнитель».
Как считает Евгений Бутман, сейчас IT-компаниям нужно учиться большему. Компьютерный бизнес хочет, чтобы государство прислушивалось к нему в таких областях, как таможенное регулирование, сертификация и т.д. Нужно овладевать искусством лоббизма. Потребовалось время, чтобы привыкшие действовать поодиночке компьютерные компании поняли это и начали объединяться в ассоциации.
Тяготение компьютерных компаний друг к другу наблюдается не только в Москве. В Калининграде 8 компьютерных компаний создали ассоциацию для борьбы с областным налогом на продажи компьютеров. Ассоциация выиграла битву тяжелой ценой: областной налог был отменен, но до финиша дошли только 4 компании, остальные были разгромлены налоговой инспекцией.
В Екатеринбурге местная компьютерная ассоциация среди прочих задач называет и защиту уральского рынка от москвичей. Это заявление вызвало аплодисменты у региональных делегатов и язвительный прогноз организаторов форума: «Ваша ассоциация проживет долго. Ничто не сплачивает так крепко, как «дружба против кого-то».
Что ты наделала, Enron...
Хотя подмосковный пансионат «Поляны» до уровня Давоса или CeBIT пока недотягивает, участники форума не отказали себе в удовольствии сделать глобальные прогнозы.
Впрочем, удовольствия от подобных прогнозов мало. Нефть дешевеет. В американской экономике застой. Игнорировать эти обстоятельства невозможно. От цен на нефть зависят аппетиты российского рынка, включая бюджетный, корпоративный и розничный секторы. Что же касается застоя в США, то он может обернуться «неродившимися американскими инвестициями» в российский ITИТ-бизнес. Игорь Ларин из IBM говорит, что сейчас Россия хорошо выглядит на фоне других национальных рынков и что Россия в этой связи могла бы рассчитывать на внимание со стороны американских инвесторов. Коллеги возражают Ларину, что из-за внутренних американских проблем у инвесторов может снизиться интерес к развивающимся рынкам.
А тут еще Enron со своим банкротством... Наиболее пессимистичные участники форума говорят, что банкротство Enron может бросить тень и на информационные технологии. У Enron, как и у всех «нормальных» корпораций, была корпоративная информационная, но система эта оказалась бессильной перед лукавым персоналом и «кривым» менеджментом. Очень трудно продвигать информационные технологии в российских регионах после подобных происшествий.