«Седьмой континент» под чужой крышей

18.11.200200:00

Торговая сеть «Седьмой континент» вложится в строительство гипермаркетов под маркой «Мосмарт». После появления в числе собственников сети Александра Занадворова, бывшего председателя правления Собинбанка и друга основателя сети Владимира Груздева, компания может позволить себе инвестиции в создание национальной сети торговых центров.

Проектом «Мосмарт» с 1999 года занимается ООО «Гиперцентр», компания, созданная Михаилом Безелянским и Андреем Шелухиным, выходцами из «Альфа-групп». Когда-то проект разрабатывался под «Перекресток», потом в качестве партнеров назывались по очереди все западные сети, приезжавшие в Россию. Наиболее активно муссировалась информация о возможности открытия на участках, выделенных «Гиперцентру», магазинов Spar и французского Carrefour (в переводе – «Перекресток»). По мнению Олега Войцеховского, директора компании Russian Retail Solutions, стратегическое партнерство «Гиперцентра» и «Седьмого континента» связано со значительными изменениями в их первоначальных планах по сотрудничеству с западными компаниями-инвесторами.

«На наш взгляд, стратегическое партнерство девелопера и розничной сети при развитии торговых центров перспективно. Девелопер получает якорного арендатора, который будет притягивать и посетителей, и остальных арендаторов. А продовольственный ритейлер может активнее развивать свою сеть и гарантированно получать хорошие места под магазины», – отмечает Евгений Маслов, вице-президент «Межбанковской инвестиционной группы», развивающей в России сеть ТРК «Торговый квартал».

До конца месяца партнеры создадут СП «Мосмарт» и, по словам заместителя гендиректора «Седьмого континента» Валентина Запевалова, за три года вложат в дело $150 млн. Первый гипермаркет должен открыться к лету 2003 года (за предыдущие три года «Мосмарт» успел обзавестись лишь каркасом). Если все пойдет по плану, то в 2003 году товарооборот «Мосмарта» составит $50 млн, а в 2004-м, когда к двум московским магазинам добавятся два питерских, оборот приблизится к $200 млн. «У сети появились финансовые возможности для более динамичного развития бизнеса. Мы приняли решение об участии в проекте «Мосмарт», не отказываясь при этом от наших собственных проектов – открытия универсамов и торговых центров под маркой «Седьмой континент», – отмечает Запевалов. В следующем году на развитие сети «Седьмой континент» планируется потратить $200 млн – $250 млн. До проведения октябрьской допэмиссии, сделавшей совладельцем компании Александра Занадворова, фигурировала более скромная цифра – $100 млн.

Возможно, решение об участии сети в развитии гипермаркетов связано с опытом Занадворова в управлении торговыми центрами – он является совладельцем комплекса «Манежная площадь». В любом случае, появление его в числе собственников «Седьмого континента» открыло перед сетью более широкие перспективы. Правда, по мнению некоторых аналитиков, за Занадворовым стоят инвесторы, связанные с еще более крупным бизнесом – в том числе  владельцы МДМ-банка, с председателем которого Андреем Мельниченко Занадворов также очень давно знаком.