Top.Mail.Ru
архив

Сэкономить на спорте

05.12.201600:00

Несмотря на экономический кризис, на рынке услуг в России по-прежнему есть ниши, где наблюдается развитие и даже запускаются новые проекты. Одной из них остается фитнес – отрасль, которой даже в непростых экономических условиях 2015 г. удалось показать четырехпроцентный рост. По итогам текущего года рынок спортивных услуг снова обещает положительную динамику. Развитие стало возможно в том числе и за счет выхода на рынок фитнеса игроков новых форматов: отрасли прочат бум клубам-дискаунтерам, бюджетные ценники которых очевидно контрастируют с приличным уровнем сервиса, а бизнес организован по последнему слову техники. 

Недоразвитый рынок

Сегодня многие эксперты говорят, что развитие фитнес-отрасли подстегивают кризис и мода – заниматься спортом престижно и популярно, а абонемент в спортзал зачастую оказывается заменой зарубежным поездкам, которые из-за обвалившегося рубля стали не по карману. 

«Спрос на услуги фитнес-клубов стабильно растет, ведь мода на здоровый образ жизни только начинает набирать обороты», – поясняет управляющий клубом «Атлетика» Эдуард Сааков. «Рынок фитнес-услуг и здорового образа жизни однозначно растет. Подорожание отдыха за границей, например, позволило многим людям взглянуть на альтернативные варианты проведения досуга, они начали активно вкладывать в свое здоровье», – уточняет тренер 5 Qualities Fitness & Run Club Денис Алексеев.

Но более очевидной кажется все же иная причина. Отечественный рынок спортивных услуг все еще крайне неразвит и весьма далек от насыщения (особенно это касается регионов) и попросту растет органически. Согласно данным NeoAnalytics, фитнесом в России занимаются лишь 3–4% граждан. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель, конечно же, выше – вовлеченность в фитнес здесь оценивается в 10–11%, однако по сравнению с западными странами это очень немного. Например, в США 18% жителей регулярно занимаются фитнесом, в Нью-Йорке же этот показатель доходит почти до 40%. И если в США и Европе количество фитнес-клубов измеряется десятками тысяч, причем его рост продолжается, то по всей России по итогам 2015 г. их насчитывалось 3500–3700. 

«Если в развитых странах фитнесом занимаются около 15–20% населения, то в нашей стране – только 2–3%. Нам есть куда расти», – уточняет директор по развитию World Gym в России Ольга Киселева. Пока же общий объем отечественного рынка фитнес-услуг оценивается в пределах 100 млрд руб., если учитывать сопутствующие сегменты (данные «РБК.Исследования рынков»), это не более 2% мирового рынка.

Лоукост в рост

О смещении интереса посетителей спортклубов в сторону более дешевых услуг говорится тоже не первый год. Несмотря на пропаганду здорового образа жизни и веяния моды, клиенты не готовы много платить за услуги фитнес-центров. По данным опроса, проведенного РБК среди потенциальных посетителей спортклубов, почти треть (31%) не готова платить больше 15 000 руб. за годовую карту, еще 45% готовы тратить на фитнес от 15 000 до 30 000 руб. К тому же, до 20% посетителей фитнес-клубов, где абонемент стоит до 50 000 руб., готовы сменить их на более дешевые. 

Безусловно, на рынке есть сети эконом-сегмента, однако они в большей степени всегда интересовались регионами. Так, с 2008 г. по франшизе развивает региональный проект Fit-Studio сеть клубов премиум- и бизнес-класса X-Fit. Для сравнения: стоимость годовой карты в клубе «X-Fit Монарх» стартует от 53 000 руб., а карта Fit-Studio в Челябинске стоит 21 900 руб. Сеть с более низкой ценовой политикой, «Физкульт», в регионах, опять же по франшизе, развивает корпорация «Русская фитнес группа», в столице известная по бренду World Class. Есть и сети, изначально поставившие на работу в лоукост-сегменте, в том числе за счет активного развития в регионах – так, за семь лет количество клубов сети «Алекс фитнес» выросло до 71, включая клубы в США и Великобритании. Клубные карты в Москве сегодня стоят в пределах 13 000 руб. в год, в регионах они еще дешевле: в Воронеже и Омске – 7500 руб., а в Ярославле и вовсе 6500 руб.

Сегодня именно у недорогих форматов гораздо больше шансов на развитие бизнеса. «Лоукост-сегмент однозначно будет расти. Клубы с бассейнами и более широким спектром услуг, работающие в среднем ценовом сегменте, будут испытывать отток клиентов. Желающие сэкономить станут уходить в лоукост», – говорит главный редактор видеоканала «Фитнес по-русски» Александр Дементьев.

Спортивная перестройка

Есть одно но: сегмент бюджетных клубов переполнен, тем более, что туда стремятся в прошлом более состоятельные клиенты. Чтобы зайти на рынок, новые игроки предлагают не только тренировки по бюджетной цене, но и новый формат организации фитнеса. 

Речь идет о популярном во всем мире, но до последнего времени не реализованном в России формате фитнес-дискаунтеров, которые есть, к примеру, в Германии (McFit) и Чехии (Jatomi Fitness), причем обе сети успешно масштабируются.

«Принцип модели состоит в минимизации персонала, ведь именно фонд оплаты труда в расходной части фитнес-бизнеса составляет более 40%», – говорит Ольга Киселева. Главным образом, именно это позволяет разместить фитнес-лоукостер не в крошечных подвальных клубах, а в просторных залах с хорошим оборудованием и нормальной системой вентиляции и кондиционирования. 

На отечественном рынке такой формат решилась опробовать сеть Raketa, намеренная потратить на развитие 320 млн руб. (деньги в стартап вложил зарубежный инвестфонд, название которого не разглашается по условиям соглашения). Клиентам новый игрок предлагает умеренную, 1500 руб. за месяц, цену абонемента, к тому же, за эти деньги клиент получает возможность посещать все клубы сети, а не тот, который выбран при оплате. «Наши клубы, как «Макдоналдс», все абсолютно одинаковые. За 1500 руб. в месяц вы получаете доступ во все клубы сети», – говорит основатель Raketa Тихон Косых, до этого известный на рынке как соучредитель клубов «Физика» (в настоящее время вышел из капитала компании). Для сравнения: цена групповой тренировки в велостудии может стартовать от 1000 руб. 

Правда, пока готовы к открытию только два клуба Raketa в Москве, но в 2017 г. их количество планируется довести до 17, а за шесть лет – до 200 (включая клубы в регионах, которые будут развивать по франшизе). 

Идея посещать все клубы сети по одной карте не уникальна для России – такая услуга есть в сети «Зебра», – другое дело, что Raketa предлагает ее дешево. В новой сети, впрочем, не будет бассейна, Raketa – это так называемый сухой клуб. Зато здесь предлагают клиентам самый большой тренажерный зал в столице, одновременно тренироваться в нем могут до 500 человек. 

«Низкая стоимость достигается не за счет экономии на качестве, а за счет максимальной технологичности клубов, – объясняет Тихон Косых. – Наша задача – минимизация затрат за счет экономии на персонале и максимальной автоматизации».

Например, попасть в клуб можно при помощи электронного браслета и отпечатка пальца, абонемент купить только через Интернет, оплатив его пластиковой картой (абонемент предполагает автоматическое продление), приостановить или прервать членство в Raketa также можно на сайте сети. Цена при этом одинаковая для всех, и она не будет меняться.

«Люди устали от отсутствия возможности приобретать услугу на стандартизированных условиях», – объясняет Тихон Косых.

Фитнес-фудкорт

На рынке довольно многие относятся к лоукост-формату с недоверием. 

«Низкая цена – хорошая приманка для новичка в фитнесе. Желая сэкономить, люди снижают требования к клубу и в итоге разочаровываются уровнем сервиса», – говорит генеральный директор сети клубов «Территория фитнеса» Александр Колмыков. К тому же, низкая стоимость абонементов лоукост-сетей и клубов бывает обманчивой. «Многие идут в залы подвального типа, платят за месяц всего 3000–4000 руб. Годовое членство в нашем клубе с бассейном возле м. «Авиамоторная» обойдется в пересчете на месяц дешевле», – объясняет Александр Колмыков. "Эконом-формат лидирует сегодня из-за того, что в новых экономических условиях люди стараются экономить. Однако те, кто занимается много лет и привык следить за новейшими тенденциями фитнес-среды, всё-таки отдают предпочтение авторитетным сетевым клубам бизнес- и премиум-форматов", - уточняет заместитель генерального директора X-Fi по операционной деятельности Ирина Туманова.

«Мы никогда не говорили, что самые дешевые, и не стремимся к этому, – уточняет Тихон Косых. – Наша задача, цель, одна из наших ценностей – это обеспечить соотношение цены и качества. За 1500 руб. мы предлагаем клиентам спортивную инфраструктуру стоимостью 100 млн руб. – это не может оставить ни одного человека равнодушным».

В принципе больше ни на что, кроме как на сам абонемент, в сети можно и не тратиться. Тем более что в Raketa настаивают, что не будут монетизироваться за счет продажи допуслуг, основной доход должна приносить продажа абонементов. Тренироваться здесь можно полностью самостоятельно – так, при регистрации на сайте клуба клиенты получают программу тренировок в соответствии со своими задачами (кто-то хочет сбросить вес, а кто-то – повысить выносливость). В зале все тренажеры зонированы при помощи цвета и света – где тренировать спину или ноги, не перепутаешь. 

«Большое число людей перестает пользоваться залом, поскольку они не могут сориентироваться в оборудовании, а услуги персонального тренера не всем доступны», – говорит Тихон Косых.

Впрочем, дополнительные услуги в сети все-таки будут. Здесь, к примеру, планируют сдавать площади в субаренду популярному формату специализированных студий, например, студиям танцев, йоги, пилатеса, единоборств или классических групповых программ, организовав тем самым подобие фудкорта, где быстро и недорого можно позаниматься разными видами спорта за отдельную плату. Также в сети будут и персональные тренировки в тренажерном зале. Другое дело, что формат работы с тренерами будет особенный – тренер, который работает качественно и много, не будет отчислять администрации клуба никаких комиссий (в ином случае он будет платить почасовую аренду зала). У тренеров, работающих с Raketa, можно будет также приобрести через сайт программу тренировок, чтобы затем заниматься в клубе самостоятельно. «У нас была задача привлечь лучших тренеров и сделать так, чтобы они были максимально лояльными», – говорит Тихон Косых. 

Это опять же дань формату западных лоукостеров. «Базовая стоимость членства в таких клубах низкая, в пакет входит минимум услуг, все остальные услуги клиент докупает при необходимости», – объясняет Ольга Киселева. 

Себе не отказывай

Новый формат занятий спортом готовы сегодня предложить не только предприниматели, запускающие сети фитнес-клубов. В России стали появляется еще и фитнес-агрегаторы, которые также намерены изменить правила игры на рынке фитнеса. Вместо того чтобы становиться клиентом одного клуба или же, как в случае с Raketa, сразу целой сети, клиент фитнес-агрегаторов может заниматься по одному абонементу в нескольких десятках, а то и сотнях клубов города. 

На рынок только в прошлом году вышло несколько таких агрегаторов. Так, активно демпингует в сегменте проект Onefit – за 1900 руб. в месяц здесь предлагают доступ в более чем 200 спортивных заведений столицы, включая клубы «Зебра фитнес», «Физкульт» и т.д. Другая система, Classfit, развивается в Казани, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге и предлагает еще более дешевый доступ в спортклубы. Так, в Казани абонемент Classfit стоит 799 руб. в месяц.

Время и место занятий агрегаторы предлагают бронировать на сайте в Интернете и менять виды тренировок, посещая разные студии и центры. Спортивным клубам при этом агрегаторы компенсируют часть стоимости тренировок, которые посетили их клиенты,

Модель фитнес-абонементов пришла в Россию опять же из-за рубежа: в частности, в США активно развивается агрегатор ClassPass, который в 2015 г. привлек $70 млн инвестиций. Отечественные проекты пока не могут похвастаться огромными сборами, к тому же, их перспективы оцениваются по-разному. Так, в 2015 г. в Classfit на паритетных началах вкладывались Тихон Косых и фонд KamaFlow (объем инвестиций – $100 000). Сегодня инвесторы больше не занимаются проектом. «Протестировав бизнес-модель, мы поняли, что российская фитнес-индустрия пока не готова к подобным сервисам», – объясняют в KamaFlow. При этом проект Onefit получил летом 2016 г. $1 млн от российского фонда BG Invest.

Клиентов могут оттолкнуть, к примеру, ограничения по посещению: в каждый клуб можно прийти лишь три раза в месяц. Не факт, что сотрудничество будет выгодно и фитнес-клубам, и они от него не откажутся – агрегаторы не разглашают суммы выплат клубам за посещение занятий их клиентами, однако очевидно, что они стоят дешевле обычных посетителей сетей. И если трафик от агрегаторов будет расти, это станет невыгодно, и всем придется поднять цены. 

Кстати, предлагающий аналогичные услуги в Москве проект Fitmost продает ежемесячный доступ к спорту за 3990 руб. (в проект основатели вложили 9,5 млн руб.). По словам представителей Fitmost, их отличает уровень клубов-партнеров (например, можно попасть на тренировки в помещениях заводов «Арма» и «Красный Октябрь»). Однако в марте 2016 г. было всего восемь продаж, сегодня это несколько сотен активных пользователей.

Еще по теме