Секретность в помощь коррупции
На прошедшей неделе Комитет по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами указом президента получил право засекречивать данные о торговле российским оружием. Решение это, несомненно, может принести немало пользы. Поясним на примере. Допустим, какой-нибудь крупный оборонный завод из Северо-Западного российского региона берется перехватить серьезный контракт, скажем, с Индией на поставку, к примеру, военных кораблей. Причем перехватить он его собирается вовсе не у каких-нибудь неприятных американцев, а у конкурента серьезного и достойного – другого крупного оборонного завода из Северо-Западного российского региона. Поскольку одному заводу симпатизирует один государственный чиновник, а другому, как все уже догадались, другой, то получается конкуренция не только между заводами, но и между серьезными лоббистскими группами. Всё как везде – хорошо и логично. Только в неустанной конкурентной борьбе один завод решил применить демпинг. То есть, что называется, шепнул потенциальному заказчику о готовности скинуть со стоимости заказа столько-то миллионов долларов. Конкуренция есть конкуренция. Правда, есть одно не совсем приятное обстоятельство – обоим этими заводами владеет государство. Так что здоровое соревнование заводы развернули между одним и тем же собственником, из кармана которого и вынули сумму предлагаемой скидки. Вообще-то ничего особенного, не они первые, не они последние. Какой из государства Российского собственник – рассказывать не надо: достаточно взглянуть на реальную динамику цен и структурного роста экономики. Зато теперь, после нового указа, можно сделать так, чтобы блестящие маневры, проделанные оборонным заводом и его друзьями-лоббистами, хотя бы не стали достоянием общественности. Если нельзя добиться того, чтобы оборонные предприятия и их торговый флагман – Комитет по военно-техническому сотрудничеству работали экономически эффективно, то уж, во всяком случае, можно засекретить информацию об их деятельности и таким образом избавить общество от сомнений и нехороших разговоров. Заодно не будет никакой возможности оценить: стоило или не стоило вкладывать столько средств в оборонку; правильно ли был рассчитан объем госзаказа; способствовали принятые меры развитию отраслей и направлений оборонного производства или деньги снова были пущены на ветер и т.д.
Другая несомненная польза от нововведения состоит в том, что, в случае если что-то все же удастся реализовать, будет крайне сложно понять, куда и на что пошла вырученная валюта. При такой ситуации любую часть сделок можно вывести не только из-под общественного, но, что несколько неприятнее, и из-под бюджетного контроля. Хотя российская экономика не только может, но и уже вполне должна себе позволить переходить от двух бюджетов – официального и теневого (прямое финансирование различных выборов, Чечни, армии и еще Бог весть чего) – к бюджету единому и прозрачному хотя бы в первом приближении. Но пока выходит, что не очень должна. И потому не очень может.
Никому, собственно, и не придет в голову относиться к действительно сложной и крайне важной работе на международном рынке вооружений как к захватывающей теме для ток-шоу. Тем более во время переговоров и заключения контрактов. Что, кстати, в условиях конкурентной борьбы за покупателя естественно для продавца любого товара – хоть танка, хоть зерна, хоть вышитых гульфиков. Просто очень уж сладкий прецедент получается. Проторговались – засекретили; пустили налево – засекретили; сбыли звено самолетов под улучшение благосостояния группы товарищей или на выборы – то же самое. С другой стороны, нововведение даст, безусловно, и позитивный эффект: если, например, засекретить сведения о фактах коррупции, то сразу выяснится, что это главное общероссийское явление идет на спад. А это уже праздник для всех избирателей.
Несменяемый начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин тут нарисовал картину армейского апокалипсиса: в вооруженных силах беда, всего четыре всадника и осталось. Словно не при его руководстве это и происходит. А чего он так удивляется и расстраивается? Есть такая полезная штука – перечень сведений, составляющих государственную тайну. Правильно составить перечень – вот и получится, что вроде бы ничего. И реформировать ничего не надо.