Top.Mail.Ru
архив

Секс, крекс, пекс

Мишель Уэльбек – бабник, выпивоха, циник, домашний философ, заядлый курильщик, нежная душа, песен шептун и бормотун – родился 26 февраля 1958 года в Ля Реюньон в семье гида, таскающего любителей-альпинистов по горам, и врача-анестезиолога. Вскоре после его появления на свет родители развелись, оставив сына на попечение бабушки по отцовской линии. Он вырос в провинции, учился на агронома, бросил это напрасное занятие, рано женился (после смерти вырастившей его бабушки), родил сына, тут же развелся, попал в психлечебницу. Вышел оттуда… и стал писателем. Ну, в общем, вы поняли: стал настоящим – большим-пребольшим – писателем. Писателем настолько хорошим, что даже шутить не хочется.

Уэльбек – главная фигура современной словесности, той, что не англоцентрична. При этом живет он сейчас и прячется от гвалта надоедливого, мирского в Ирландии. Женился второй раз. Его «Элементарные частицы» хорошо прочистили мозги многим прочитавшим этот роман на 25 языках мира, в том числе и русском. Чтение «частиц», ударившись в подобострастный пафос, можно сравнить с хирургической операцией, когда вскрывают голову, вынимают из нее мозги, промывают, продувают и водворяют потом на место. Не то чтобы очень больно (общий наркоз все-таки: чтение – увлекательное), но швы остаются навсегда.

Его последний роман, «Платформа», два года держится в списке французских бестселлеров. За «Платформу» Уэльбека хотели судить мусульманские организации, спасибо, что не приговорили, как Рушди, к смертной казни. Марокканская Liberation напечатала его портрет на первой полосе, сопроводив подписью: «Этот человек вас ненавидит». В январе «Платформа» вышла в Барселоне (по-каталонски) и в Москве (по-русски соответственно) в издательстве «Иностранка».

Роман, конечно, магический, то есть абсолютно детский, когда кажется, что стоит произнести простенькое заклинание «секс, крекс, пекс», и жизнь тут же сложится как карточный пасьянс: свалится неожиданное наследство, постылая работа останется в прошлом, а самая прекрасная девушка на свете воплотит в жизнь все твои сексуальные фантазии. Разница только в том, что дети еще не понимают, что их родители умрут и что не все игрушки в мире достижимы, а Уэльбек знает: счастье не выживает даже в романной форме.

Герой «Платформы» – такой же Уэльбек: сорокалетний, плешивый, невзрачный; выпивоха, бабник скорее в мечтах, чем на деле. Его отец, водивший туристов в горы, погибает от руки брата своей сожительницы – юной мусульманской девушки. Герою, которого зовут Мишель, достается наследство – не царское, конечно, но вполне достаточное, чтобы сменить ежевечернее, после рабочего дня в министерстве культуры Франции, пип-шоу за 50 франков на турпоездку в Таиланд, где море и девушки, умеющие ласкать так, что европейцам и не снилось. Как написано в ста тысячах рецензий на «Платформу», роман этот выдвигает новую экономическую платформу счастья, рекомендуя турагентствам заняться организацией секс-туризма. Унылый, невзрачный, задерганный на работе современный мужик обретет свое счастье в объятиях дешевых кубинок, пуэрториканок, кениек и наконец-то почувствует себя мужиком (а экономика третьих стран соответственно обогатится). Можно, конечно, прочитать «Платформу» и так: как литературный вариант фильма «Эммануэль», углубленный Адамом Смитом (к слову сказать, по количеству порнографических сцен «Эммануэль» проигрывает примерно со счетом 11:111). Или как распространенный до 343 страниц текст песни Сергея Шнурова: «Хочу …»

Я бы допустил еще и такое толкование. «Платформа» – это чудовищно неполиткорректный роман про страхи. Страх любить и быть любимым. Боязнь того, что никогда в жизни не удастся переспать с двумя женщинами сразу. Страх потерять родителей, стать взрослым, не сделать карьеру, сунуть нос в арабский квартал. Проснуться однажды утром и обнаружить, что жизнь прошла впустую.

Еще по теме