Села батарейка: почему электромобили не готовы к российским городам
Россияне готовы покупать электромобили, но многих останавливают высокие цены на такой транспорт и отсутствие широкой сети зарядных станций. Пока в стране наладится инфраструктура, на рынок уже могут выйти водородомобили. Как отмечают опрошенные «Компанией» эксперты, машины на водороде экологичны, бесшумны и имеют более высокий КПД двигателя. Однако для победы над электрокарами производителям нужно решить вопрос с выработкой водородного топлива и безопасностью такого транспорта.
Продажи новых электромобилей в России с начала года выросли в пять раз к тому же периоду 2020 года, а подержанных — на 58%. Об этом сообщают аналитики портала «Дром». По их данным, продажи электрокаров составляют 0,4% российского рынка. Средняя стоимость машины с электрическим двигателем (ЭД) — 1,4 млн рублей. Это почти в два раза дороже, чем цена автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (632 тыс. рублей).
Наиболее ходовые модели электрокаров в России — Nissan Leaf. На них приходится 74% продаж. Подержанные Nissan Leaf, ввозимые из Японии, активно покупают в Сибири и на Дальнем Востоке. Tesla, начальной стоимостью от 6 млн рублей, в основном приобретают жители Москвы и Санкт-Петербурга. На машины компании Илона Маска приходится 11% рынка. Еще 15% рынка занимают машины других производителей.
С 4 мая 2020 года, говорят эксперты, отменены пошлины на ввоз импортных электрокаров в Россию, что и стало драйвером рынка. Такая мера поддержки обусловлена отсутствием производства электрокаров в России и скачками курса валют.
Мировой лидер в гонке — Норвегия
Куда существеннее поддержка на приобретение машин с ЭД – в США. Покупатели получают налоговые льготы в $7,5 тыс. при покупке любого электрокара. Власти США планируют поддержать американских производителей, предложив покупателям субсидию в $12,5 тыс.
Но лидирует по продажам новых электрокаров Норвегия. Почти 80% продаж приходится на машины с ЭД. Государство освобождает покупателей такого транспорта от уплаты налогов, действующих в отношении машин с ДВС. Норвежцы предпочитают покупать Tesla (32%) и Skoda (4,4%). С 2025 года в стране запретят продажу новых автомобилей с ДВС.
По оценке исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, в 2020 году мировые продажи электрокаров и подключаемых гибридов достигли 3,24 млн единиц. Это на 43% больше 2019 года. В Европе в прошлом году было продано 1,4 млн таких машин (+137% к 2019 году). В Китае прирост составил 12% (в единицах продано 1,3 млн), а в США зафиксировали прирост в 4% (328 тыс.). На эти три региона приходится 95% мировых продаж электрокаров. В то же время на 14% упали продажи легковушек с ДВС. Это позволило электрокарам немного увеличить долю рынка (с 2,5% до 4,2%).
По оценкам MarketsandMarkets, в 2021 году объем мирового рынка электрокаров составит 4 млн единиц, а к 2030 году — 34,8 млн. Ежегодный прирост ожидается на уровне 26,8%. Поддержат спрос меры правительств, субсидирующие покупку, освобождающие от налогов и/или запрещающие в ближайшем времени продажи машин с ДВС. Ключевыми игроками на рынке электрокаров аналитики называют Tesla, BYD, Volkswagen AG, BMW Group и Nissan Motors.
Успех Норвегии объясняется грамотным расходованием денег от продажи нефти. Средства перечислялись в Фонд национального благосостояния, а затем успешно инвестировались в масштабные инфраструктурные проекты, объясняет в беседе с «Компанией» генеральный директор компании Golden Motor Russia Сергей Антонов. «Сейчас нефть в Норвегии практически закончилась. Почти 40% электроэнергии стране дают гидроэлектростанции. Минус один: плотины перекрывают путь рыбе на нерест», — рассказал эксперт.
Популярность электрокаров в Норвегии автоэксперт Михаил Колодочкин объясняет небольшими размерами страны. «Возможно, в Норвегии проще использовать электромобиль “от зарядки до зарядки”. Здесь нет таких расстояний, как в России. Если, например, владелец электрокаров захочет поехать из Екатеринбурга в Москву, то во время путешествия он совершит как минимум пять зарядок: расстояние между двумя городами — около 1,8 тыс. км. Ведь средняя дальность поездки на одном заряде редко превышает 400 км. По времени это путешествие будет больше стандартных 18-20 часов. Некоторое время уйдет на поиск зарядной станции. В зависимости от мощности “зарядки” потребуется несколько часов для полного заряда электрокара. В итоге по времени путешествие рискует оказаться в два раза больше, чем у водителя машины с ДВС», — рассказал эксперт.
Электрокары «заряжены» на проблемы
Именно для успешных продаж электрокаров производитель и дилеры должны обеспечивать покупателей зарядными станциями, сказал журналу «Компания» представитель группы компаний «АвтоDom» Дмитрий Баранов. Такие станции делятся на три типа: бытовые (до 22 кВт, полная зарядка за 6 – 8 часов), быстрые (50 кВт, зарядка за 40 – 60 минут), и супербыстрые, стоимостью от 14 до 16 млн рублей. Также, по его словам, дилеры должны обеспечить подготовку страховых агентов, ремонтных и сервисных станций.
В Европе проблему с зарядками решают сами автопроизводители. Они создали консорциум, силами которого установлено порядка 100 тыс. станций разной мощности. «По всей Москве не насчитать и ста штук таких “зарядок”», — прокомментировал Сергей Антонов.
Драйверами мирового рынка электрокаров, по мнению экспертов MarketsandMarkets, станут:
снижение стоимости батарей как одного из самого дорого элемента электромобиля. Так, в 2010 году стоимость аккумулятора для электромобиля составляла около $1100 за киловатт-час, сейчас около $137, а к 2030 году может упасть до $60.
строительство инфраструктуры для зарядки электромобилей. Чем меньше электромобилей в стране, тем неразвитее инфраструктура. Однако в некоторых развитых странах развитие зарядной инфраструктуры тормозится. Сейчас самая высокая плотность зарядных устройств для электромобилей на 100 км в Нидерландах.
выполнение государственных инициатив в сфере сокращения выбросов.
введение единых стандартов для зарядной инфраструктуры. Некоторые зарядные станции для электромобилей могут быть совместимы только с определенным типом напряжения.
Кроме отсутствия широкой зарядной инфраструктуры страны, перешедшие на возобновляемые источники энергии, отказавшиеся от атомной энергетики и добычи полезных ископаемых, рискуют столкнуться с энергодефицитом. Это произойдет, если население массово пересядет на электрокары, полагает Михаил Колодочкин.
Из нерешенных задач остается и полная переработка отработанного аккумулятора, считает владелец Центра независимой экспертизы и правовой поддержки «Твой автоэксперт» Виктор Пак. «Речь идет о литий-ионной батарее. Ее срок службы в электрокаре — 3-5 лет», — объяснил он.
Задачей для производителей электрокаров станет работа над сокращением массы аккумуляторов при одновременном увеличении запаса энергии. В скором времени, вероятно, машины с ЭД смогут преодолевать до 1 тыс. км на одной зарядке, прогнозирует Сергей Антонов. Сейчас самым дальнобойным электрокаром признаны седан премиум-класса Air Dream Edition от калифорнийского стартапа Lucid Motors. Этот автомобиль существенно превосходит по самый дальнобойный Tesla Tesla Model Y в комплектации Long Range Dual Motor по запасу хода (835 км против 645 км). Стоимость Air Dream Edition — $169 тыс. (12,8 млн рублей).
Россиянам электрокары не по карману
Именно дороговизна электрокаров, а также ограниченный выбор моделей — главные барьеры для развития рынка в России. Так полагают 28% респондентов «Дром». 23% считают главным барьером отсутствие зарядной инфраструктуры. Только 12% респондентов уже рассматривают покупку электрокара. В перспективе двух лет таких респондентов больше — 63%.
В России на первый план выходит высокая стоимость электромобилей при низком уровне доходов населения, подтверждает Сергей Удалов. «Возможны два варианта: либо резко вырастет уровень доходов россиян (пожалуй, это фантастический сценарий), либо появится более доступная продукция, в частности, производимая на территории России».
По мнению руководителя моделирования отраслевых рынков Аналитического центра Никиты Елизарова, еще один фактор не в пользу электрокаров — низкая стоимость классического топлива в России по сравнению со странами ЕС и Восточной Европы. «При ценах на бензин в ЕС экономические выгоды электрических двигателей очевидны», — рассказал эксперт на
Autostat Analytic Break. Негативным фактором для российского рынка машин с ЭД — возможная отмена с 2022 года беспошлинного импорта, ведь внутри страны нет серийного производства электромобилей.
В долгосрочной перспективе, к 2030 году, количество электрокаров в России превысит 630 тыс. единиц, прогнозируют аналитики PwC. Государственная концепция развития электротранспорта в России предполагает контрольные цифры в почти два раза выше: 1,4 млн машин до 2030 года. Такой сценарий вероятен, если к 2026 году стоимость электрокаров будет аналогична цене машин с ДВС.
Но электрокары в России после 2030 года могут стать массовым видом транспорта только после прекращения выпуска автомобилей с ДВС, считает Виктор Пак. А к этому времени, по его словам, на рынке могут появится безопасные водородные автомобили.
Водородомобили готовятся к гонке
Пока же водородомобили не представляют серьезной конкуренции для электрокаров. Для реального применения водородного топлива есть несколько серьезных препятствий. Стоимость владения водородомобилем крайне высока из-за из-за того, что топливо производится малыми партиями. Для массовости этому виду транспорта не хватает заводов промышленных масштабов.
«Сейчас водородомобили фигурируют больше как выставочные экспонаты. Но подвижки уже есть. “КАМАЗ” создал первый водородный электробус, обкатка которого начнется в Москве в 2022 году. Перед массовым использованием водородного транспорта предстоит решить вопрос с тем, откуда брать топливо, как сделать баллоны с этим газом устойчивыми к нагрузкам и предотвратить их взрывание (водород при использовании в баллонах автомобиля имеет давление в 700 атмосфер, — Прим.ред.)», — пояснил Михаил Колодочкин.
Он добавил, что водородный транспорт будет востребованнее электрокаров из-за возможности полностью заправить баллон за пять минут. К тому же водород — экологически чистое топливо. Но сами заводы используют разные технологии производства этого топлива, и они могут быть не самыми «чистыми». Совершенствование процесса производства такого топлива позволит сделать выработку топлива экологичной процедурой.
Среди других преимуществ водородных двигателей — КПД от 45%, тогда как у ДВС — около 35%. Двигатель при работе водородомобиля работает бесшумно. Но пока электромобили выигрывают по стоимости топлива в расчете на 100 км пути: $3 против $9 у водородомобиля.
Если технологии производства водородного топлива и водородного транспорта будут отработаны, то электромобили рискуют не прижиться в России. Выбор россиян падет на водородомобили, если к тому времени не появится более совершенных технологий, прогнозирует Виктор Пак.