Сельское хозяйство: битва моделей

24.10.201600:00

Что такое органическое земледелие – путь к здоровью или просто новая мода? Нужно ли переплачивать за органические продукты? Этими вопросами сегодня задаются многие жители российских городов, пытающиеся быть сознательными потребителями. Основатель успешного органического проекта «Углече поле» Сергей Бачин – один из пионеров органического земледелия в России, работающий в этой области уже более 10 лет. В своей новой книге «Органика. Мифы и реальность» он рассказывает, почему в последние десятилетия органическое земледелие, превратившись в целое философское движение, начало свой стремительный марш по всему миру. Принимать или не принимать его принципы, верить в них или нет – выбор каждого. Но задуматься книга точно заставит всех. Ниже мы предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Сергея Бачина.

Бачин Сергей. Органика. Мифы и реальность. – М.: ООО «ХлебСоль», 2016.

 

Если посмотреть на историю самых губительных человеческих изобретений, станет понятно, что большинство из них создавалось с благими намерениями. Ученые никогда не сомневались – их труды пойдут на благо человечества. Чаще всего так и происходит: наука подарила нам бесчисленное количество действенных медикаментов и медицинских аппаратов, множество видов бытовой техники и коммуникационных технологий, которые в корне изменили нашу повседневную жизнь. Но иногда изобретения, которые кажутся большим прорывом, после их внедрения и использования оказываются вредными и опасными. Иногда это очевидно сразу, а порой – спустя десятилетия, когда уже не так просто полностью отказаться от них. Но тут нет злого умысла. В мире не бывает однозначных героев или злодеев, зато случается немало ситуаций, требующих компромисса, соглашаясь на который, невольно приходится чем-то жертвовать. Так и в сельском хозяйстве: нельзя утверждать, что органика – это добро, а индустриально-химическое производство – зло. Добро и зло всегда идут рядом, и наша задача – отличить одно от другого и сделать правильный выбор.

Основное различие между индустриально-химической и органической моделями заключается в том, что индустриально-химическое сельское хозяйство и пищевая промышленность заняты вопросом количества произведенной продукции при приемлемом уровне качества, а органическое сельское хозяйство в первую очередь интересует качество, даже если ради него приходится жертвовать количеством и более низкой ценой. Эти модели – два полюса одного спектра, основанные на противоположных принципах.

Друг для друга они выступают как катализатор и сдерживающий фактор, оглядываясь друг на друга, перенимают лучшее, а недостатки стараются искоренять.

Органическая модель сельского хозяйства позаимствовала у индустриально-химической и адаптировала многие технические и организационные решения, способные разумно сэкономить время и силы для выращивания урожая или поголовья скота. Использование в производственном процессе компьютерных технологий, роботодоения, экспресс-анализа здоровья растения или животного – совершенно иной уровень технологической культуры. Многое из этого органические компании уже давно и активно применяют, с учетом, разумеется, основного принципа органической культуры – заботы о здоровье человека и среде его обитания.

Несмотря на все аргументы против индустриально-химического комплекса в пищевой промышленности, нельзя отрицать, что с его появлением произошел революционный поворот мировой истории: удалось победить голод во многих странах, создать новые, более производительные сорта и гибриды сельскохозяйственных культур, освоить целинные и залежные земли в разных регионах мира. Благодаря индустриально-химической модели такие страны, как Индия, ЮАР, государства Северной Африки, которые прежде не могли похвастаться агропромышленными успехами, вошли в состав «высшей сельхозлиги». Именно бурное развитие сельского хозяйства способствовало росту нефтяной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, биотехнологических исследований. Производство химических удобрений стимулировало создание новых отраслей (сельскохозяйственная авиация, рефрижераторный транспорт для перевозки продукции на дальние расстояния) и товаров (одежда, обувь, косметика, созданные на основе растительного сырья).

Сегодня именно сельское хозяйство – главный работодатель на планете: в этой отрасли трудится свыше 1 миллиарда человек.

Более того, внедрение индустриальных методов в традиционную сельскохозяйственную практику впервые за тысячи лет облегчило труд земледельца, мелиоратора, агронома и животновода. В целом сельское хозяйство стало более эффективным, чем когда-либо раньше. Индустриально-химический комплекс позволяет консолидировать крупные ресурсы – человеческие, финансовые, материальные, биологические, – способные не только решить проблему голода в отдельно взятых странах, но и значительно повысить уровень жизни во многих регионах.

Главные преимущества данной системы – большие и гарантированные объемы урожая и, конечно, дешевизна конечной продукции. Это именно те факторы, которые обеспечивают продукции индустриально-химической системы возможность быть доступной и тем самым побеждать голод. Но «победа» достается большой ценой, детально описанной в этой книге. Деградация почв, отравление экосистемы планеты и ухудшение здоровья людей приводят к тому, что многие методы не имеют долгосрочных перспектив.

Именно отсутствие перспективного планирования – главный недостаток индустриально-химической модели сельского хозяйства.

Озабоченные сиюминутными приростами урожаев и прибылями, сторонники этой системы не задумываются о том, что случится, когда земля будет слишком обеднена и отравлена, чтобы что-то производить. Либо они в это просто не верят.

А что индустриально-химический комплекс может перенять у органического? В первую очередь само отношение к живой природе и ее созданиям – тот самый фундамент заботы и баланса, на котором держится идеология органического движения. Те, кто занимается органическим сельским хозяйством, заинтересованы, чтобы обрабатываемые ими земли плодоносили как можно дольше, поэтому и решения они принимают с учетом долгосрочных последствий своей деятельности. Если индустриально-химические производители начнут воспринимать растения и животных не просто как объекты извлечения прибыли, а как живых существ, являющихся частью более крупной экосистемы, чем их предприятия, им будет легче отказаться от одиозных приемов и технологий.

Процесс подобной гуманизации уже происходит: агропромышленные компании стали заботиться о своей репутации, даже несмотря на то, что нормы качества сельскохозяйственной продукции сегодня остаются весьма мягкими. Не в последнюю очередь влияние на это оказало само существование органического земледелия и гласность, которую оно придало проблемам индустриально-химических предприятий. 

Основные преимущества органического сельского хозяйства – забота о здоровье как человека, так и всей планеты. И достигается это за счет поиска долгосрочной стабильности и естественности, то есть осознания, что каждое решение, принятое производителем на его ферме, имеет последствия, и очень важно делать все возможное, чтобы эти последствия были положительными. Но такой подход к производству пищи подразумевает гораздо бόльшие производственные затраты, а значит, и увеличенные цены при меньших объемах урожая.

На сегодняшний день в мире органическими методами возделывается всего 3–4% земель сельхозназначения. Органическое сельское хозяйство – безусловно, разумная альтернатива индустриально-химическому, но не может и не стремится заменить его.

Оно предоставляет покупателям настоящий выбор между дешевизной и качеством. И сегодня все больше людей предпочитают качество, а значит, есть шанс, что человечество действительно сумеет преодолеть последствия, вызванные глобальным химическим экспериментом.