Top.Mail.Ru
бизнес

Семен Теняев: «Мы хотим закрепить за собой статус главной деловой соцсети страны»

Фото: TenChat Фото: TenChat

Приложение TenChat, запущенное резидентом фонда «Сколково» «ВБЦ Лаб» в 2021 году, неизбежно сравнивают с LinkedIn*: упор приложение делает на нетворкинг и деловые коммуникации. В чем уникальность российского сервиса и в какие страны он выйдет уже в ближайшие месяцы, в интервью журналу «Компания» рассказал основатель TenChat Семен Теняев. 

Минцифры в апреле 2022 года составило список российских соцсетей и программ, которые могут заменить зарубежные после ухода компаний из РФ. TenChat была среди приложений, которые должны были заменить Facebook**, Instagram**, WhatsApp**. Прошел год, удалось ли это сделать?

— Правильнее назвать это список «рекомендованным Минцифры в качестве частичных альтернатив или сервисов с централизованным функционалом». В принципе, в нем были представлены уже не сырые решения, а в какой-то стадии проработки. Собственно, мы видим, что в той или иной степени мы неплохо продвинулись в области замены различных сервисов, ПО, замены того же Windows.

Также Минцифры реализовало программу госсубсидий для IT-сектора. Деньги были выделены и на многие проекты, вошедшие в перечень. По истечении года мы видим активный переход российской аудитории на отечественные сервисы, в том числе фиксируем отказ от VPN. Заходы россиян на иностранные сервисы тоже заметно снижаются.

А какие сейчас показатели у TenChat?

— Tenchat — это все-таки специфическая соцсеть, деловая. Она больше про возможность заработать, коммуницировать с точки зрения бизнес-общения и так далее.

Ее можно назвать нашим ответом LinkedIn?

— Наверное, да. Но мы даже чуть больше в этом плане. LinkedIn создавалась 20 лет назад, мы ее сильно переосмыслили и пошли дальше. TenChat находится в группе компаний ВБЦ, и сейчас мы заканчиваем интеграцию с нашим финансовым маркетплейсом ВБЦ и с сервисами, которые вокруг выстроены. В целом уже сейчас ежемесячная аудитория TenChat — 1,5 миллиона человек, около миллиона из них — это ИП и генеральные директора, владельцы ООО. То есть такой бизнес-аудитории, как у нас, нет, наверное, уже практически ни у кого в России.

Есть ли интерес к проекту со стороны зарубежных пользователей?

— У нас на сегодня в TenChat представлены 12 стран. Плюс мы готовимся к подписанию соглашения о выходе и создании совместного предприятия в Узбекистане. Боюсь, что уже скоро TenChat станет заменой LinkedIn не только в России.

Также на полях Кавказской инвестиционной выставки мы общались с послом Ирана. У нас в эту страну планируется большая делегация от «Сколково» (компания «ВБЦ Лаб» является резидентом фонда «Сколково». — Прим. ред.). Мы ставим перед собой задачу подключить к платформе Иран так, чтобы иранские и российские компании и сотрудники могли коммуницировать через единый сервис. Тем более что Telegram и WhatsApp в Иране не работают и запрещены. Еще у нас в планах выйти в Бразилию, которая недавно, кстати, тоже запретила Telegram.

Плюс нужно понимать, что после запрета передавать различный тип информации для госучреждений и кредитных организаций через иностранные мессенджеры многие популярные сервисы уже не подходят для любых видов IT-интеграций. Здесь на российском поле из игроков остаются только TenChat и VK. Поэтому мы видим огромные возможности, которые реально закрывать своими технологическими решениями. В принципе, необходимость защиты государства от недружелюбных или порой непредсказуемых действий иностранных компаний очевидна. И здесь нужно просто двигаться в тренде, давать пользователям продукт не хуже иностранных.

В январе вы говорили, что США намекали вам на необходимость открыть офис за пределами России для минимизации санкционных рисков. Будете ли вы это делать?

— Да, мы открываем офис. Скорее всего, помимо Узбекистана, головной офис за пределами РФ откроется в Индии. Уже в ближайшее время. Там большой интерес к России. Главным прорывом TenChat на мировой арене станет организация крупнейшего единого экспортно-импортного маркетплейса товаров и услуг внутри соцсети. Прямо в онлайн режиме, но с аккредитацией компаний через страны. Это позволит избежать международного спама, фейков и т. д. Доступ в этот маркетплейс государства сами будут давать своим резидентам.

Чем еще будем удивлять потенциальных пользователей, которые неизбежно будут вас сравнивать с LinkedIn?

— Мы готовим массу нововведений. Например, запускаем хантинговый сервис на базе своей платформы, где пользователи смогут заработать на рекомендации кандидатов. Конечно же, это и возможности, связанные с искусственным интеллектом. У нас уже частично работает робот, который помогает с поиском работы, составлением резюме, подготовкой офферов. Кроме того, у нас есть непосредственная интеграция с ChatGPT. То есть в онлайне каждый пользователь без всяких VPN, регистраций может напрямую общаться с самым популярным на сегодня ИИ.

Во сколько обошлись суммарно разработка и запуск проекта? Какая сейчас финансовая модель у TenChat, окупается ли проект?

— Мы выросли из специфического бизнеса, который изначально строился вокруг различных сервисов, связанных с тендерами внутри России. За 2022 год наша выручка составила почти 700 миллионов рублей. И наша компания прибыльная, информация открытая, публичная. Насчет вложений — вкладывается, по сути, наша группа компаний в различные сервисы, которые находятся в разной стадии готовности. Наверное, здесь более уместно назвать объем средств, который нам еще требуется для достижения целевых показателей. В российском эквиваленте он составляет от 3 до 5 миллиардов рублей в ближайшие несколько лет.

Приличная сумма. За чей счет планируете ее инвестировать?

— За счет средств группы компаний ВБЦ. Все-таки это крупнейший финансовый маркетплейс в России, он хорошо зарабатывает. Всю прибыль мы направляем на развитие внутри РФ. К сожалению, инвесторов внутри страны — государственных, институциональных — их не то чтобы трудно привлечь. Но те параметры, которые они нам предлагают, для нас неприемлемы.

Какие цели вы себе ставите на конец года по пользователям, по посещаемости?

— Целей у нас много, поскольку мы хотим вовлечь во взаимодействие с TenChat и мировые рынки, например Индию или Иран, и страны СНГ. Сейчас у нас готовится стратегический договор с корпорацией Mahindra & Mahindra (индийская автомобилестроительная компания. — Прим. ред.). Это одна из крупнейших мировых производственных корпораций, и мы хотим вывести их продукцию на российский рынок через TenChat.

Когда это может произойти?

—Уже этим летом. Если говорить про аудиторию, то наши планы очень сильно зависят от различных политических событий и законопроектов, влияющих на деловой климат. При стабильном климате мы видим свою аудиторию в размере 5–10 миллионов пользователей. При усилении внешних воздействий она будет в пределах 3–5 миллионов. Но при этом мы по-прежнему собираемся быть лидерами по деловой аудитории в России, то есть закрепить за собой статус главной деловой соцсети страны.

* Роскомнадзор в 2016 году на основании решений судов внес LinkedIn в реестр запрещенной информации. Вслед за этим операторы связи начали блокировку ресурса в России.

** Деятельность Meta (соцсети Facebook, Instagram, WhatsApp) запрещена в России как экстремистская