Семейная конкуренция
Hanes – единственная корпорация в США, которая образована из двух независимых компаний, занимавшихся одним и тем же бизнесом и принадлежавших выходцам из одной семьи. Объединение, случившееся в 1962 г., завершило сагу семьи Хейнс, начавшуюся в XVIII столетии, когда эмигрант из Германии Филипп Хейнс обосновался в Йорке (штат Пенсильвания).
Найти свое призвание в молодом возрасте и оставаться верным ему всю жизнь удается немногим, за исключением гениев. Моцарт научился играть на клавесине в три года, а в шесть уже выступал при дворе курфюрста Баварии Максимилиана III с собственными произведениями. Карл Фридрих Гаусс, по фамилии которого названа единица измерения магнитной индукции, подростком делал первые научные открытия, а к 21 году в Германии XVIII века уже считался «величайшим математиком со времен античности». Бобби Фишер стал чемпионом по шахматам в США в четырнадцать лет.
Так же и в бизнесе. Бывает, что первоначальная идея определяет всю последующую судьбу компании. В 1708 г., когда Себастьян Артуа начал варить пиво в бельгийском Левене, пивоварня взяла его имя, став впоследствии известным брендом Stella Artois. Принадлежащая более пятиста лет одной и той же семье Beretta поставляла стволы для аркебуз венецианского арсенала уже в 1526 г.
Для других характерны поиски себя, порой уводящие предпринимателя далеко от старта. Кто-то, как сорока, хватает все, что «блестит», в надежде привлечь покупателя. Полки первого магазина Gap, открывшегося в Сан-Франциско в 1969 г., были первоначально забиты виниловыми пластинками и джинсами Levi’s. Основатели бизнеса Дорис и Дон Фишер надеялись завлечь молодежь в свой бутик. Дело не пошло, и Фишеры готовились к банкротству. Но тут Дон разместил объявление о распродаже «четырех тонн» джинсов по бросовым ценам. Запас разлетелся в течение нескольких недель, а Фишеры со временем стали производить молодежную повседневную одежду под брендом Gap.
Братья Генри, Хелал и Герман Хасенфельды начинали в 1926 г. с торговли тканями. Цветные карандаши Hassenfeld Brothers они продавали, только чтобы подзаработать на расширение производства, а прежде чем компания, в будущем известная как производитель игрушек Hasbro, выпустила первые детские игрушки, прошло лет пятнадцать.
Случаются, впрочем, и куда более кардинальные трансформации.
Дело табак
По статистике, у 80% американских семей есть товары марки Hanes – нижнее белье, спортивная одежда и, конечно, носки. Но начинался этот бизнес с совсем иной продукции, о чем большинство потребителей и не догадывается. О роде занятий Филиппа Хейнса, появившегося в Новом Свете в 1738 г., ничего не известно, но можно догадаться о приличном семейном достатке: его сын Маркус Хейнс купил 430 га земли на юге, в Северной Каролине, и занялся фермерством. Внукам Маркуса, родившимся в середине XIX столетия, достались скорняжная мастерская, мельница и обширные угодья.
Во время Гражданской войны в США Хейнсы как истинные южане сражались на стороне Конфедерации. Двое старших братьев погибли, еще один был серьезно ранен, а Плезант Хендерсон Хейнс прошел войну невредимым в качестве специального курьера генерала Роберта Ли. Военный опыт помог в управлении семейной фермой, но на этом Плезант не остановился, устроившись менеджером по продажам в торговавшую табаком фирму Dulin & Booe. Коммивояжером Плезант Хейнс объехал все южные штаты. Конкуренты называли его Хейнс Ранняя Пташка – за манеру начинать торговлю спозаранку, пока клиенты еще не закончили завтрак, тем самым лишая шансов остальных продавцов.
Предприимчивость Плезанта Хейнса обеспечила ему место партнера в Dulin & Booe, которая переместилась в Уинстон, растущий центр табачного производства. К тому времени в городе с 3000 жителей насчитывалось свыше двадцати табачных фирм, где работало около трети населения. Здесь обрабатывали вирджинский табак – новый сорт, который был светлее и считался тогда лучшим по качеству. Его в 1838 г. вывел один из рабов некоего капитана Абиши Слейда, на чем хозяин нажил себе небольшое состояние. Более того, в 1880-х в Уинстоне появились производители сигар, а потом местный бизнесмен Сайрус Бриггс запустил производство машинок для самокруток. Плезант Хейнс тоже решил извлечь выгоду из табачной лихорадки, зарегистрировав собственную компанию P. H. Hanes & Co. Поначалу вместе с младшим братом Уэзли Хейнсом они организовали разъездную торговлю жевательным табаком, а в 1872 г. доросли до производства. Третьим партнером стал в прошлом сослуживец Плезанта майор Томас Джетро Браун, у которого уже имелся оптовый склад табака. Правда, через два года, после пожара, уничтожившего двухэтажное здание фабрики, Браун оставил компанию.
А братья Хейнс отстроились заново, пережили еще один пожар, но продолжали развивать дело. Плезант отвечал за бизнес и маркетинг, часто находясь в разъездах, Уэзли же занимался производством. К 1900 г., когда его объемы достигли 5 млн фунтов жевательного табака в год и P. H. Hanes & Co. стала третьим в стране производителем этого товара, ею серьезно заинтересовались крупные конкуренты. Ричард Джошуа Рейнольдс, тоже из местных, давно предлагал купить компанию, а влившись в American Tobacco, подминавшую под себя все мелкие фирмы, стал особенно настойчивым. Между тем к тому моменту братья Хейнс и сами были рады избавиться от бизнеса: Уэзли серьезно заболел. Хотя диагноз нигде не разглашается, недуг связывают с воздействием табачного производства, где он проводил слишком много времени. В любом случае продолжать работать там Уэзли Хейнс не мог, а Плезант не захотел никем замещать брата.
Прощай и здравствуй
Сумма сделки с Рейнольдсом составила $175 000 (около $6 млн в современном эквиваленте), и братья Хейнс, которым на тот момент было 50 и 55 лет, могли бы спокойно выйти на пенсию, безбедно живя на доход от продажи компании. Вместо этого они решили заняться текстильным производством.
Эта полная смена профессиональных интересов необычна сама по себе, но Хейнсы удивили всех еще больше, перестав сотрудничать. Причиной разрыва послужили, как ни странно, соображения выгоды. У каждого из Хейнсов тогда уже имелись большие семьи – у одного шесть, у другого девять почти взрослых детей, так что неразлучные до этого братья основали собственные, не связанные друг с другом фирмы, обеспечив отпрысков семейными предприятиями. Братья договорились о сферах влияния: одному достались ноги, другому тело. Уэзли Хейнс открыл в 1901 г. трикотажную фабрику Shamrock Mills и начал выпускать мужские носки. Через год его брат вместе с сыновьями запустил производство мужского нижнего белья, основав P. H. Hanes Knitting Company. Оба предприятия ожидал успех, которым Уэзли Хейнс, правда, не успел в полной мере насладиться: болезнь окончательно победила в 1903 г. Компания, доставшаяся наследникам и переименованная через десять лет в Hanes Hosiery Mills, одной из первых освоила круговую машинную вязку, позволявшую производить бесшовные носки и чулки. В 1920-х наследники Уэзли Хейнса начали осваивать новый ассортимент – женские чулки, сначала из хлопка, шерсти и шелка, а с 1940-х – из нейлона.
Плезант Хейнс прожил на 22 года дольше брата, и его фирма заработала основной капитал на другой трикотажной новинке – раздельном мужском белье. До начала XX века американцы носили нательные комбинезоны. Считается, что первыми придумали разделить верхнюю и нижнюю части в нью-йоркской Chalmers Knitting Company в 1910-х, но гораздо популярнее стали трусы и майки от Hanes. Во время Второй мировой войны предприятие заработало на военных заказах нательного белья для армии. Кроме трикотажного производства, Плезант Хейнс основал прядильную фабрику и построил собственный фабричный городок с домами, больницей, церковью и даже собственной полицией для своих работников. Впрочем, от расизма южанина он не избавился и нанимал на работу исключительно белых.
Решение о разделении бизнеса, принятое братьями Хейнс в начале XX века, в его середине казалось их наследникам все менее оправданным. Обе фирмы принадлежали родственникам, располагались в одном городе. Более того, даже ассортимент начал пересекаться, когда P. H. Hanes Knitting Co., кроме нательного трикотажа, запустила линию производства носков. Инициатором объединения выступили сыновья основателей, Джеймс Гордон и Плезант Хубер, оформившие слияние компаний в 1965 г. Объединенная годовая выручка Hanes Corporation составляла на тот момент $100 млн, а чистая прибыль – $7 млн. О раздельном и тем более о табачном прошлом компании потребители быстро забыли.
Забывается и то, что с 1979 г. по 2006 г. компания была частью чикагского продовольственного гиганта Sara Lee Сorp. Зато помнится, как бренд Hanes умеет привлечь к себе внимание. В 1970-х там придумали L’eggs – колготки, продававшиеся в упаковке в виде разноцветных пластиковых яиц. А в 1994 г., во время Олимпиады в норвежском Лиллехаммере, когда выяснилось, что в городке не хватает прачечных, компания отправила спортивным журналистам партию бесплатных трусов.