Семейная сеть
Французская розничная сеть Group Auchan приступает к строительству первого гипермаркета в подмосковных Мытищах. Как заявляет руководство российского представительства компании, в течение следующего года Auchan намерена открыть три торговых центра в ближайшем Подмосковье – недалеко от МКАД. Одновременно с французами аналогичные проекты вынашивают и другие западные ритейлеры.
Нынешний год оказался богатым на сенсации в сфере розничной торговли. В Москве наряду с турецкой “Рамэнкой” и шведской IKEA появились три крупные западные компании – голландская Spar, немецкие AVA и Metro. На этой неделе к реализации заявленных планов приступает французская Group Auchan.
Компания первой из западных ритейлеров решилась принять участие в программе правительства Московской области “Губернское кольцо”. Амбициозный проект, разработанный год назад, предусматривает строительство 20 торговых центров в районе МКАД.
Первый гипермаркет в рамках программы Auchan построит на участке в Мытищах (с самого начала предполагалось, что там разместится торговая ярмарка). “Первенец” компании станет одним из крупнейших торговых центров в Европе: его общая площадь составит 40 тыс. кв. м. Для сравнения: общая площадь самого большого московского “Рамстора” на Каширке составляет 30 тыс. кв. м, а торговая площадь – лишь 18 тыс. кв. м. В торговой галерее должны разместиться 53 бутика, а в ресторанной зоне – 12 заведений. Известно, что на строительство этого объекта Auchan готова потратить $20 млн.
Как заявил Патрик Лонге, директор российского представительства Auchan, в течение следующего года в районе МКАД компания построит три гипермаркета. Под второй гипермаркет выбран участок в районе Одинцова.
Намерение компании строить свои торговые центры в России (пока только в Москве) можно считать вполне обоснованным. Компания уже в достаточной степени освоила страны Восточной Европы и часть азиатских рынков – процедура, обычно предшествующая походу на “одну шестую часть суши”. Столь же легко объяснить интерес группы именно к проекту “Губернское кольцо”. В самой Москве практически невозможно подыскать места для удовлетворения амбиций руководителей Auchan.
Магазины мсье Мюллье
Как гласит корпоративная история, свой первый магазин площадью 600 кв. м основатель фирмы Жерар Мюллье оборудовал 40 лет назад в одном из помещений закрытого завода в городе Рубэ на севере Франции.
В 1967 году появился первый дискаунтный гипермаркет Auchan. К 1977 году сеть насчитывала уже 30 магазинов, а саму Auchan называли компанией национального масштаба. С этого момента сотрудники Auchan получили возможность стать ее акционерами.
Международную экспансию Auchan решила начать с Испании, открыв там в 1981 году первый гипермаркет под торговой маркой Alcampo. Ближе к концу 80-х французы “открыли” Америку (правда, здесь у Auchan работают всего два гипермаркета) и “вторглись” в Италию.
Расширяясь, Auchan находила новые способы завоевания иностранных рынков. В результате поглощения в 1996 году группы Docks de France, которой принадлежали гипермаркеты Mammoth и супермаркеты Atac во Франции и в Испании, Auchan стала у себя на родине второй (после Carrefour) крупнейшей сетью. 1996 год вообще оказался чрезвычайно удачным для группы. Тогда состоялась покупка компании Pao de Acucar, имеющей сильные позиции в Португалии и Испании, и в том же году Auchan вышла на рынки Польши и Люксембурга.
Еще через год был заключен альянс с итальянской компанией IFIL, владеющей магазинами Rinascente.
Тактику поглощений и альянсов, позволившую Auchan сравнительно быстро занять место в списке крупнейших международных сетей, компания использует до сих пор. В прошлом году Auchan заключила партнерское соглашение со вторым по величине тайваньским ритейлером – компанией RT Mart, которой принадлежат 17 гипермаркетов RT Mart и Apik. В этом году французский ритейлер сумел договориться с группой ONA, управляющей сетью гипермаркетов в Марокко. Сегодня Auchan принадлежат 244 гипермаркета во Франции (чуть меньше половины всех гипермаркетов страны) и еще 553 супермаркета в 14 странах мира. Кроме того, в управлении группы находятся сети специализированных магазинов Decathlon (спортивные товары), Tapis Saint-Maclou и Kiabi (одежда), Boulanger (бытовая техника), Leroy-Merlin (товары категории “сделай сам”). Кроме того, Auchan принадлежат сети ресторанов Flunch и Pizza Pai. Совместно с немецкими партнерами Auchan контролирует Trois Suisses. В прошлом году оборот компании вырос на 6% по сравнению с 1999-м, достигнув 154 млрд франков, а чистая прибыль составила 2 млрд франков.
Согласно “генеральному плану” Group Auchan вплоть до 2004 года будет открывать по 50 гипермаркетов ежегодно и в течение следующих пяти лет удвоит оборот принадлежащих ей супермаркетов.
При этом Auchan по сей день остается частной компанией. 83,78% акций Group Auchan принадлежат 350 акционерам, входящим в общество “семьи-основательницы” Мюллье (основатель Auchan Жерар Мюллье в настоящее время возглавляет наблюдательный совет компании), а оставшимися 16,22% владеют сотрудники предприятия, объединенные в общества Valauchan и Valauchan International.
Теперь шанс пополнить ряды акционеров французской компании представится и нашим соотечественникам.
Один в поле
Хотя строительство первого магазина только начинается, Auchan уже подготавливает почву для будущей работы, активно налаживая необходимые контакты. В конце сентября компания устроила презентацию для местных производителей, а в Рунете уже пару месяцев действует русскоязычный корпоративный сайт.
Пока Auchan остается единственной западной компанией, которая демонстрирует готовность вкладывать средства в развитие Подмосковья, участвуя в “Губернском кольце”.
Компании, уже работающие в Москве, не планируют занимать площадки, выделенные под строительство торговых центров подмосковными властями. Как заявил “Ко” гендиректор “Рамэнки” Мустафа Саглам, компания не планирует строить магазины в Подмосковье и потому не намерена участвовать в проекте подмосковных властей. Пока что не подтверждает своего возможного вхождения в “кольцо” и Metro Cash & Carry, которая завершит строительство двух магазинов к 1 ноября. “Векторы дальнейшего продвижения за пределы Москвы и в регионы будут определены после открытия первых двух магазинов и развития бизнеса в Москве”, – говорит Вальтер Деметц, генеральный директор “Метро Кэш энд Кэрри”.
Среди потенциальных инвесторов время от времени назывались конкуренты Auchan – французская Carrefour-Promodes, Casino, финская Kesko и проч. Однако ни о каких конкретных переговорах с российской стороной речи, похоже, не идет. Впрочем, не исключено, что на сей раз информация о возможных западных партнерах, заинтересованных в заключении соглашения с властями Подмосковья, скрывается куда более тщательно. По сведениям “Ко”, допущенные в свое время “утечки” доставили договаривающимся сторонам массу проблем. Рознице стоит готовиться к новым сенсациям.