Семейные ценности
Компания Mazda расширяет модельный ряд, представленный на российском рынке. В марте начинаются продажи компактвэна Mazda5. «Колесо» протестировало автомобиль в условиях, максимально приближенных к «боевым»: в новогодние каникулы трое взрослых и один ребенок отправились на горнолыжный курорт.
Семейные компактвэны – автомобили с однообъемным кузовом, построенные на базе моделей гольф-класса, – в Европе считаются неким воплощением идеального авто. Не случайно данный сегмент автомобильного рынка демонстрирует самый быстрый рост: с 2000 года он увеличился на 75%. Компактвэны практически не уступают традиционным хэтчбекам гольф-класса в управляемости, экономно расходуют топливо (особенно в сравнении с аналогичными по вместимости внедорожниками). Высокие кресла компактвэнов облегчают посадку и выход из машины, что очень удобно во время воскресных рейдов по магазинам. «Автобусная» посадка позволяет легче переносить дальнюю дорогу, а возможности трансформации салона делают такие автомобили идеальными для выездов на горнолыжный курорт, велосипедную прогулку или на дачу.
Любопытная деталь, которая отлично иллюстрирует возрастающую популярность компактвэнов: в прежние годы на рынок сначала запускалась базовая модель гольф-класса, и только потом потребителям предлагался компактвэн, построенный на ее платформе. Так было, например, с Opel Zafira и Citroen Xsara Picasso, в основе которых платформы моделей Astra и Xsara. Однако сегодня автопроизводители поменяли приоритеты. Компактвэн Volkswagen Touran дебютировал перед Golf V, Ford Focuc C-Max опередил премьеру Focus второго поколения, новая Zafira стартовала на европейском рынке раньше новой Astra.
В России наиболее успешным автомобилем среди компактвэнов стал FordFocusC-Max – в прошлом году у нас в стране было продано 4717 экземпляров этой модели. Напомним, что C-max и Mazda5 построены на единой платформе, но при этом японский автомобиль просторнее, функциональнее и оригинальнее своего европейского собрата по дизайну.
Робот-трансформер
Тест и новогодние каникулы начались в аэропорту Мюнхена. В Mazda5 необходимо было загрузить три дорожные сумки размером больше среднего, два чехла с лыжами длиной 180 см, пару рюкзаков и четырех горнолыжников.
Процесс занял не более 10 минут. По «правому борту» складываем часть спинки дивана второго ряда. Получается ровная площадка. На нее ставим чемоданы. Сверху – лыжи. Теперь размещаем пассажиров. Сиденье третьего ряда вытаскивается «из пола» за тесемочную петлю одним движением руки. Сажаем ребенка и, чтобы «не дергался», пристегиваем его ремнем безопасности. Взрослый, теоретически, на галерку тоже поместится, но вряд ли сможет в этом положении вытерпеть путешествие продолжительностью более часа. Один взрослый садится во второй ряд – к его услугам удобный подлокотник и откидывающийся столик. Еще двое взрослых путешествуют впереди. На обратном пути попробовали другой вариант загрузки: сложили центральную перегородку в спинке сидений второго ряда и на это место положили лыжи, чемоданы запихнули в багажник. Ребенок и один из взрослых пассажиров с комфортом ехали во втором ряду сидений. Одним словом, вариантов – масса.
Концепцию трансформации салона Mazda5 японцы назвали Karakuri – в переводе на русский язык это что-то вроде механизма, способного удивить человека. В Японии так называют, например, механических кукол, которые выступают в качестве театральных актеров. На наш взгляд, в классе компактвэнов Mazda5 имеет наиболее удобную и вариативную систему трансформации салона. Все операции по изменению внутреннего пространства производятся буквально одним движением руки. Переоборудование салона не требует инструкции – алгоритм складывания/раскладывания сидений и багажных отсеков логичен и понятен. Возможностей по организации внутреннего пространства у Mazda5 больше, чем у конкурентов, например, центральную часть трехместного дивана второго ряда можно превратить в подлокотник и таким образом организовать проход в третий ряд сидений.
Изюминка Mazda5 – задние сдвижные двери. В открытом состоянии двери отходят всего на 16 см от боковых панелей кузова. На тесных парковках горнолыжных курортов в полной мере можно оценить практичность и удобство подобного решения. Ширина проема сдвижных дверей на уровне поясной линии составляет 700 мм, а высота – 1083 мм, что делает посадку-высадку удобными и легкими даже с ребенком на руках. Правда, из-за более сложной (по сравнению с традиционными дверями на петлях) конструкции во время зимней эксплуатации сдвижные двери требуют внимательного ухода. Например, у нас они несколько раз отказывались закрываться, пока не прогреется салон. Проблема была решена с помощью размораживателя замков, которым я щедро обработал все движущиеся механизмы дверей. Широкие двери открываются достаточно просто – с ними легко справлялся и мой 6-летний сын.
Несмотря на «однообъемность» кузова, все механизмы управления автомобилем расположены традиционно «по-легковому». Разработчики интерьера разместили центральную панель высоко, поэтому до органов управления не приходится тянуться, рука находит их интуитивно.Руль и подушка кресла водителя регулируются в двух плоскостях в широкой амплитуде, что позволяет варьировать позу: можно сидеть низко, с вытянутыми ногами, а можно устроиться и повыше – с прямой спиной и согнутыми в коленях ногами.
Обзорность с водительского места близка к идеальной – Mazda5 практически избавилась от типичного недостатка компактвэнов – «мертвых» зон, возникающих за массивными боковыми стойками лобового стекла.
Веселая семейка
Путь из Мюнхена на австрийский курорт Ишгль лежит через горы. Трасса изобилует закрытыми поворотами, затяжными спусками и подъемами. Снег сменяется дождем... Лучших условий для проверки управляемости автомобиля и вестибулярного аппарата пассажиров не придумаешь. На тест мне досталась модель с мотором объемом 1,8 литра мощностью 115 л.с. (существует также 2-литровая бензиновая версия двигателя мощностью 145 л.с). Динамические характеристики двигателя разочаруют разве что водителя с генами Шумахеров. В городском режиме Mazda5 не может похвастаться захватывающими стартами со светофора: скорости 100 км/ч автомобиль с мотором 1,8 литра достигает за 12,9 сек. Тем не менее мотор имеет неплохую эластичность и бодро разгоняет машину «на верхах» оборотов. На автобане фактически при полной загрузке автомобиль легко достигает крейсерских 150 км/ч (максимальная скорость автомобиля – 179 км/ч). Даже на скоростях за 100 км/ч Mazda5 непринужденно обгоняет грузовые фуры. На автобане у автомобиля проявляется лишь один заметный недостаток – излишняя чувствительность к сильным порывам бокового ветра.
В городе и на горной дороге двигатель позволяет не слишком часто переключать передачи. Для Mazda5 не предусмотрена автоматическая коробка передач, но за время поездки я ни разу не пожалел, что автомобиль укомплектован механической КПП. Рычаг переключения передач расположен очень удобно – на «приливе» центральной консоли, фактически на уровне нижней кромки рулевого колеса. Рука от руля до рычага КПП «проходит путь» не более 20 см. Процесс переключения передач ни на мгновение не отвлекает от дороги и не вызывает усталости даже при движении в «пробке». К тому же и сцепление у Mazda5 легкое и информативное.
Мне довелось тестировать соплатформенников Mazda5 – FordFocusC-max и Mazda3. Эти автомобили отличаются азартной управляемостью: мгновенно реагируют на действия рулем, практически не кренятся на виражах, на сброс газа в быстром повороте норовят вильнуть «кормой». У Mazda5 – другой характер. Машина не заряжает водителя азартом, не провоцирует на агрессивный стиль вождения. Автомобиль позволяет ехать быстро и при этом дарит удивительное спокойствие, уверенность и ощущение дороги. Особенно понравилась выверенная чувствительность руля. Рулевое управление на Mazda5 с бензиновыми моторами комплектуется электрогидравлическим усилителем. В поворотах на руль передается адекватное усилие, позволяющее отлично чувствовать автомобиль. Подвеска Mazda5 настроена на безопасный стиль – никаких заносов! Если в повороте переборщить со скоростью, автомобиль начинает «выплывать» наружу передними колесами, но стоит сбросить газ, как машина возвращается на дугу. Подвеска Mazda5 в меру жесткая, она позволяет без раскачки проходить повороты, но при этом достаточно комфортная и на мелких, и на крупных дорожных неровностях.
По мнению менеджеров Mazda, их компактвэн будут покупать, прежде всего, мужчины и женщины старше 35 лет, как с детьми, так и без. Эти люди следят за своим стилем, занимаются спортом и – цитата из пресс-релиза – «могут потакать некоторым своим слабостям».
Мне еще не исполнилось 35, но со слабостями бороться все труднее. Например, в выходные порой просто необходимо выбраться с семьей на подмосковные горнолыжные курорты или выехать большой компанией на пикник. Mazda5 отлично подходит для таких путешествий. Это утилитарный и практичный автомобиль, к которому, тем не менее, не подходит определение «семейный» (читай скучный). А в будние дни на такой машине вполне интересно ездить и на работу.