Top.Mail.Ru
архив

Семья Beretta: старейший производитель оружия в мире

24.04.201500:00

«И тогда он выхватил свою беретту…» – рефрен, как будто говорящий, что сейчас начнется нечто. А еще Beretta с известным всему миру торговым клеймом – изображением трех летящих стрел – давно уже стала одним из символов Италии наряду со спагетти, пиццей, Lamborghini и Ferrari.

Сегодня Beretta входит в число старейших семейных компаний в мире и, скорее всего, является одним из самых первых производителей ручного стрелкового оружия. Во всяком случае, в городском архиве итальянского города Брешия хранится документ, где утверждается, что в 1526 г. оружейник Бартоломео Беретта из Гардоне-Валь-Тромпия изготовил 185 стволов аркебуз для венецианского арсенала, за что получил весьма существенную по тем временам сумму в 296 дукатов. С этого начался задокументированный путь Beretta, хотя в самой фирме предпочитают вести отсчет своей истории с 1400-х. 

Между молотом и наковальней

Отойдя от дел, Бартоломео передал молот и наковальню сыну Джованнино. Затем эстафету приняли внуки и правнуки. Какая-то пара поколений, и семейство Беретта захватило рынок оружия во всей Северной Италии. Их стали называть «виртуозами оружия», чего они и не отрицали, не будучи рабами скромности. «Мы – горцы, выросшие в кузне. Сталь – смысл нашей жизни. Мы работаем с наковальней и тяжелым молотом, а кожа наша темнеет от постоянного жара», – донесла до нас семейная переписка слова Джованни Беретта из далекого 1683 г. Но самыми знаменитыми представителями фамилии остаются Пьетро Антонио, его сын Джузеппе и внук Пьетро. Первый прославился тем, что смог получить заказ на оснащение оружием войск Наполеона. По инициативе второго в Гардоне был построен выставочный зал оружия и собрана коллекция более чем из тысячи экспонатов. Но самый заметный след в истории развития семейного бизнеса оставил Пьетро: ему благодаря предпринимательскому таланту и деловой хватке удалось поставить полукустарный бизнес на промышленную основу, сделав фирму Beretta одним из основных поставщиков ручного огнестрельного оружия в мире.

В середине XIX века на предприятии Beretta осознали, что Европа живет не только войной. Бизнес решено было, говоря современным языком, диверсифицировать. Для начала наладили производство охотничьего оружия. Но реальный прорыв Beretta в европейские лидеры ручного стрелкового оружия удался лишь в период Первой мировой войны, когда итальянские оружейники изобрели, а затем и оснастили национальную армию полуавтоматическим ручным оружием.  Чуть позже Beretta наладила производство пулеметов, широко применявшихся войсками Муссолини при вторжении в Эфиопию. Пока мир воевал, Beretta занималась привычным делом – поставляла винтовки, автоматы и пистолеты в действующую армию. 

При этом, как ни парадоксально, капитуляция Италии в 1943 г. никак не отразилась на бизнесе Beretta. Северная Италия была оккупирована Германией, и компания выпускала оружие теперь уже для вермахта вплоть до начала 1945 г., когда авиация стран – членов антигитлеровской коалиции в пух и прах разнесла семейный бизнес, сровняв завод с землей.

Неубиваемая Beretta

Казалось бы, все. Но не для гордых и в общем-то беспринципных горцев. Пьетро Беретта II быстренько сделал представителям союзников предложение, от которого те не смогли отказаться. И восстановленная компания сначала ремонтировала американские винтовки М1, поставлявшиеся в Италию из США, а затем наладила на их основе собственное производство винтовок Beretta BM59. 

В эти же годы фирме удалось выйти на рынки Испании, Франции и Греции, а в 1978 г. – и США. Если бы американцы знали, чем для них обернется сотрудничество с Beretta!

На американском фронте

В конце 1970-х в НАТО принимается решение о стандартизации стоящих на вооружении армий блока пистолетов под единый 9-миллиметровый патрон. В первую очередь это относилось к американским вооруженным силам, оснащенным широко известным по гангстерским и ковбойским боевикам револьвером марки Colt знаменитого 45-го калибра. На кону стояли не только весьма весомые по тем временам почти $70 млн, но и возможность проникновения на перспективный заокеанский рынок оружия, доступ к которому до тех пор европейцам был закрыт. Против такого искушения Beretta устоять не могла. Да и зачем? 

В 1978 г. на базе военно-воздушных сил США начинаются практические испытания двадцати пяти моделей пистолетов различных марок и систем, а также ста образцов патронов к ним. Требования заказчики выдвинули весьма жесткие: оружие должно быть способным произвести 40 000 выстрелов и 800 выстрелов – в режиме непрерывного огня после часа нахождения в грязной воде. 

В феврале 1982 г. программа тестирования была внезапно свернута, так как ни один из пистолетов не отвечал всем запросам. Но в ноябре 1983 г. организаторам тендера все равно пришлось снижать требования и просить производителей пистолетов вновь предоставить образцы для изучения. После новых испытаний был наконец вынесен вердикт: победу в качестве стандартного образца личного оружия для всех видов вооруженных сил США одержала итальянская Beretta 92F. В США она получила индексацию М9 Pistol, 9 mm. Beretta получает возможность в течение пяти лет изготовить и поставить в США 377 965 пистолетов на общую сумму $67,7 млн.

Решение о победе Beretta в тендере принимается в середине 1984 г., а официальное объявление об этом последовало только через шесть месяцев. И все это время итальянцы стойко отбивали атаки американских конкурентов по бизнесу. Инициатором американо-итальянского «пистолетного» конфликта стала Smith & Wesson, которая ввиду пассивного участия в конкурсе компании Colt, основного производителя короткоствольных пистолетов на рынке США, почему-то решила, что без труда выиграет на своей площадке. После того как стало ясно, что победу одержат никому не известные в США итальянские оружейники, Smith & Wesson, вместо того, чтобы разработать для участия в тендере конкурентоспособный пистолет, начала кампанию черного пиара с привлечением административного ресурса. Утверждалось, например, что применявшаяся во время теста на загрязнение грязь была не той консистенции, то есть не отвечала определенным стандартам. Но и это не помогло, равно как и многочисленные обращения в суды.

Плоды победы

Первые партии Beretta были поставлены из Италии, позднее по условиям контракта компания построила в США завод. Через пару лет случилась неприятность: во время освоения пистолета в армии произошло несколько инцидентов, связанных с поломкой затвора, что привело к приостановке контракта в 1987 г. и к прекращению поставок. В Smith & Wesson только этого и ждали и тут же подали в суд. На сей раз конкурентам удалось добиться от Фемиды вердикта на проведение повторных испытаний.

Beretta в тот раз представила технологически более совершенную модель Beretta 92FS из металла улучшенного качества. В результате опытные экземпляры пистолетов стали выдерживать до 30 000 выстрелов, а американцы вновь проиграли и понесли из-за этого крупные имиджевые потери, следствием чего стало снижение объемов продаж револьверов Smith & Wesson на гражданском рынке. 

В итоге с 1985 г. по 1995 г. США закупили для своих вооруженных сил 1 020 257 пистолетов М9 (под такой маркировкой модель 92FS выпускается для американской армии) по $178,50. В 2009 г. Beretta подписывает контракт на поставку сухопутным войскам США 450 000 пистолетов этой марки, а в сентябре 2012 г. – еще на 100 000.

В настоящее пистолетами марки Beretta серии 92 оснащены не только полиция и вооруженные силы Италии, но и жандармы, и полицейские Франции, Турции, Испании и Соединенных Штатов. Ружья и другое ручное огнестрельное оружие поставляется армиям Малайзии, Иордании, Аргентины. Надежность пистолетов Beretta заметили и в России. В 2009 г. правительство РФ расширило список оружия, которое для самозащиты разрешалось применять российским прокурорам и следователям. В него вошла и знаменитая итальянская модель 92. А еще через два года правительство расширило перечень пистолетов и револьверов, которые могут вручаться российским гражданам в качестве наградного оружия. И вновь в нем фигурирует Beretta 92FS.

Для охотников и олимпийцев

Сейчас Beretta представляет собой многофункциональный холдинг, в котором объединены не только одноименная компания, но и такие знаменитые производители оружия, как Benelli и Franchi. Около 75% выпускаемой продукции экспортируется в более чем сто стран мира. Ежедневно холдинг производит 1500 единиц оружия: пистолеты, винтовки, пулеметы, охотничьи и спортивные двустволки, помповики, штуцера… Особенно гордятся в компании тем, что им удалось в жесткой конкурентной борьбе завоевать свою нишу на рынке ружей суперкласса. Этот вид оружия изготавливается исключительно по предварительным заказам и в свободную продажу практически не поступает. Среди заказчиков Beretta – охотники (как любители, так и профессионалы), чемпионы Олимпийских игр по стендовой стрельбе, политики, банкиры и чиновники всех рангов. 

Правда, в последние годы защитники природы нанесли удар по бизнесу Beretta, организовав многочисленные акции протеста против охоты в Италии и в других европейских странах. В результате компании пришлось сократить персонал с 1500 до 1000 человек.

Продукция Beretta создается на двух заводах, один из которых построен в 1996 г., когда итальянцы провели маркетинговые исследования и выяснили, что в ближайшие годы резко вырастет спрос на дорогое спортивное оружие и охотничьи ружья суперкласса. 

Судя по всему, как и в прошлом, в фирме умеют чутко улавливать тренды и подстраиваться под них. Потому-то в начале 1990-х бизнес опять диверсифицировали, добавив к традиционному выпуску спортивного оружия производство оборудования для стрельбы по тарелочкам и прочих аксессуаров для занятий спортом вне дома, а также полномасштабную линейку охотничьей одежды. 

Beretta стала сама продавать свою продукцию. Первая Beretta Gallery открылась в 1995 г., что неудивительно, не в Италии, а в Нью-Йорке. Затем последовали Даллас, Буэнос-Айрес, Париж и, наконец, Милан. В 2005 г. на милость Beretta сдался Лондон. Продажи также идут через ведущие специализированные магазины. 

Еще по теме