Сердечные проблемы Британии

11.10.200400:00

«Неделя – это огромный срок для политики», – заметил один британский премьер-министр. Нынешний британский премьер-министр Тони Блэр сразу же после окончания ежегодной конференции лейбористов попал на неделю в больницу из-за проблем с сердцем. До сих пор Блэр, самый молодой премьер-министр ХХ века (в 1997 году, когда он пришел к власти, ему было всего 43 года), не внес ясность в вопрос о том, что будет, если он вдруг подаст в отставку. Блэр заявил, что готов баллотироваться на третий полный срок на выборах в мае, однако назовет имя своего преемника еще до начала выборов.

Консерваторам, второй партии в парламенте, остается только гадать, не затеял ли Блэр эту историю с больницей и преемником специально, чтобы отвлечь внимание общественности от их собственной ежегодной конференции. Блэр уже неоднократно использовал популярные идеи консерваторов для своей пользы, постепенно перемещая лейбористов с левого края политики в центр и заставляя консерваторов несколько раз менять лидеров. А тем временем на внеочередных выборах в Хартлепуле, вызванных тем, что Питер Мандельсон, член парламента от этого округа, оставил свой пост, чтобы баллотироваться на пост европейского комиссара по вопросам торговли, консерваторы и вовсе скатились до четвертого места, проиграв не только лейбористам, сохранившим свое кресло, но и левоцентристским либеральным демократам и даже партии независимости Соединенного Королевства, еще более правой, чем сами консерваторы. Партия независимости Соединенного Королевства на своей конференции объявила даже о том, что она «избавилась от консерваторов», но их главный спонсор покинул партию, а это скорее хорошая новость как раз для консерваторов.

Как реагировали на все последние события консерваторы? Двигались все дальше вправо – строго наперекор центростремительной политике лейбористов. Так называемые модернизаторы в партии потерпели сокрушительное поражение на конференции, провозгласившей еще более жесткую позицию по отношению к ЕС и иммиграции: шаг необходимый, чтобы не потерять очков перед лицом партии независимости, призывающей к отделению от Евросоюза. Интересно, какое будущее ждет нас, по их мнению? Тесный союз с США? Но ведь это как раз то, чего мы пытались избежать!

После семи лет правления лейбористов, ознаменовавшегося принятием многих непопулярных решений, и, конечно, иракским вопросом, оппозиционные партии должны, казалось бы, набирать очки, но лейбористы по-прежнему лидируют во всех опросах общественного мнения. Либеральные демократы добились впечатляющего успеха  на  местных выборах. В нашей национальной выборной системе третьей партии очень трудно стать лидером. Консерваторы теряют позиции во всех опросах общественного мнения, их партия расколота.

В редакторской колонке Times так описывается ситуация, в которую попала партия, когда-то считавшаяся партией бизнеса: «Возрождение консерваторов напрямую зависит от обретения экономического доверия». Большинство избирателей сегодня больше обеспокоены плохим социальным обеспечением, чем высокими налогами. При лейбористах в Великобритании появилось 66 «скрытых» налогов – не столь очевидных, как прямые, но весьма чувствительных для среднего класса. Противники лейбористов предсказывают дальнейшее повышение налогов после выборов. Консерваторы же сейчас спорят о том, насколько сильно они сократят налоги, если придут к власти, но приманка в виде снижения налогов подействует на мнение людей только тогда, когда высокие налоги вновь станут приоритетной проблемой для избирателей.