Серебряный век ЗВР
Блокировка российских ЗВР подала сигнал мировым Центробанкам — хранить деньги в американской и европейской валюте небезопасно. Кто-то стал продумывать другие стратегии, а кто-то активно начал скупать золото. Так, Китай активно пополняет золотой запас с ноября прошлого года, а Сингапур в начале этого года увеличил свой золотой запас сразу на треть. Действительно ли золото сегодня — единственный беспроигрышный актив? Может, умнее скупать серебро? Об этом — в статье аналитика «Цифра Брокер» Даниила Болотских.
В условиях появления термина «токсичные валюты» у регулятора остается не так много вариантов для валютной диверсификации. Поэтому с точки зрения размещения денег, помимо металлов, остаются ликвидные ценные бумаги с наивысшим кредитным рейтингом. Это долговые бумаги других государств. Однако из-за блокировок в расчетах иностранные ценные бумаги имеют еще большие уровни риска, чем токсичные валюты сами по себе, так как несут в себе еще и кредитный риск.
Конечно, можно хранить резервы в национальных бумагах, но, во‑первых, такое вложение эквивалентно хранению в рублях, а это плохая идея — ЗВР в национальной валюте теряют свою защитную функцию от внешних кризисов, что аналогично полному отсутствию резервов. Во‑вторых, при таком распределении средств остается риск возврата к ситуации 90‑х годов и повторения японского сценария. Там отношение государственного долга к ВВП является самым высоким на планете — в районе 240%. В 1970‑е годы страна активно выпускала гособлигации для финансирования растущих госрасходов. Основными покупателями стали граждане страны вместе с национальными институтами. Теперь Япония, чтобы гасить обязательства, вынуждена занимать все больше, и доля расходов по процентам в бюджете занимает 22%. Грубо говоря, каждый японец должен сам себе 2,4 годовых зарплаты.
Остается юань, но и с ним не все так радужно. В отличие от долларов США или евро, юань не является полностью конвертируемой валютой. Даже внутри Китая он не торгуется на свободных биржевых валютных торгах. Это означает, что его ценообразование не полностью зависит от рыночных механизмов, а его обращение подвергается определенным ограничениям как для резидентов, так и для нерезидентов.
Формируя ЗВР, с 2014 года Банк России рассматривал два сценария возможного развития событий.
-
Традиционный финансовый кризис наподобие 2008, 2014 и 2020 годов. В эти периоды снижаются цены на экспортные товары, и это приводит к резкому оттоку капитала из стран с развивающимися рынками. Чтобы противостоять такому кризису, необходимы запасы валют, в которых происходят расчеты с другими странами и в которых номинируется долг компаний, банков и государства. Традиционно этими валютами были доллары США и евро.
-
Геополитический кризис. Для противодействия таким кризисам требуются резервы, которые в меньшей степени подвержены влиянию санкций других государств, например золото или другие драгоценные металлы.
Таким образом, одним из лучших вложений ЗВР становится золото. Собственно, оно всегда и было последним убежищем на фоне глобальных экономических кризисов. Последние два года мировые центральные банки активно наращивают вложения в драгметалл. В 2022 году регуляторы поставили рекорд по скупке золота — 1078 тонн, что составило 23% от мирового спроса. Тенденция продолжается и в этом году — за I квартал 2023 года покупки золота мировыми ЦБ выросли в 2,7 раза относительно сравнительного периода прошлого года. Благодаря таким активным закупкам золото по-прежнему остается на высочайших ценовых уровнях — в районе $2000 за унцию. Более того, аналитики крупнейших инвестбанков предсказывают дальнейшее продолжение роста цен на золото из-за геополитической напряженности — до $2200 за тройскую унцию к марту 2024 года. Goldman Sachs ожидает цены на золото в районе $2050 за тройскую унцию уже к концу этого года.
1078 тонн
золота скупили мировые ЦБ в 2022 году.
Это 23% от мирового спроса
Продолжат ли мировые ЦБ скупать золото и дальше? Блокировка российских ЗВР создала опасный прецедент, и теперь регуляторы все больше смотрят в сторону проблемы хранения накопленных золотых богатств. Так, например, Центральный Банк Сингапура в январе 2023 года увеличил золотые запасы в своих хранилищах на 30%, что стало крупнейшей покупкой города-государства с 1960‑х годов и второй по размеру за всю историю страны.
Вторая экономика мира — Китай уже в прошлом году обеспокоился из-за ситуации с российскими ЗВР, и Пекин уже форсировал процесс отказа от доллара. Вдобавок Китай может устроить распродажу американских гособлигаций, что может сильно ударить по США и мировой резервной валюте. Китай активно пополняет свои золотые резервы с ноября прошлого года из-за экономических и геополитических рисков, а также стремления отказаться от доллара США. Общие золотые запасы Китая по состоянию на июнь составляют 2330 тонн, при этом около 183 тонн были добавлены в ходе активных закупок с ноября по июнь 2023 года — это около 8% за 8 месяцев.
В настоящий момент активно продает золото из резервов только Турция. По данным World Gold Council, с февраля по май страна продала 158,9 тонны, что составляет почти 30% от запасов золота страны. Такая мера была принята для остановки роста инфляции, что служит еще одним поводом нарастить запасы золота в ЗВР России.
В качестве альтернативы золоту можно рассмотреть и другие драгоценные металлы — серебро, платину, палладий. Однако платина и палладий не являются достаточно удобными металлами для инвестиций, их объемы невелики и при малейшем изменении спроса они становятся слишком волатильными для надежных вложений. А вот серебро — один из интереснейших металлов для диверсификации.
Во‑первых, цены на серебро исторически следуют за ценами на золото. Есть специальный индекс: Gold/Silver, показывающий отношение цен на золото к серебру. За последние 50 лет среднее значение показателя сложилось на уровне 60–65 п., а сейчас показатель в районе 80 п., что говорит о сравнительной недооценке серебра.
При этом в 2020 году цена на серебро впервые за четыре года превысила $20 за унцию, а мае этого года преодолела отметку в $25. Все указывает на то, что цена и дальше продолжит расти или как минимум не упадет ниже $22. Уверенно растет и спрос. В 2022 году спрос на серебряные слитки и монеты во всем мире вырос на 22% — до нового максимума в 332,9 млн унций. Лидируют инвесторы из США, Индии, Германии, Китая и Канады — за десять лет они приобрели больше 2 млрд унций серебряных слитков и монет, почти половина этого объема пришлась на США. А самый резкий процентный рост инвестиций в 2022 году был зафиксирован в Индии, где объем инвестиций увеличился на 188% — до 79,4 млн унций.
Одновременно с ростом спроса нарастает и дефицит поставок — по самым скромным прогнозам, он может составить более 150 млн унций. И все это легко объяснимо. Серебро — необходимый в производстве материал, незаменимый для чипов, полупроводников и других высокотехнологичных товаров. Поэтому около половины мирового спроса на серебро (47,6%, или 556 млн унций, в 2022 году) приходится именно на индустриальный спрос и только 43% (508 млн унций) — на ювелирные изделия и инвестиции.
Серебро используется в бытовой технике, электромобилях, инфраструктуре 5G, космической промышленности, но самое важное — для построения солнечных панелей. Спрос на серебро для солнечных панелей вырос в 2,5 раза за последние 12 лет и уже составляет более 10% от общемирового спроса. Разведанных мировых запасов этого драгметалла осталось на 30–35 лет, а в России при текущем уровне добычи — еще на 60 лет. А при их истощении цена на серебро будет только расти. Пока нет данных о том, что серебро входит в структуру ЗВР России, как нет данных и о количестве этого металла в структуре ЗВР других стран. Но если мы говорим о технологическом суверенитете страны наравне с финансовой независимостью, то стоит задуматься о пополнении ЗВР серебром не только как об интересной стратегии, но и жизненно необходимом факторе.