Top.Mail.Ru
архив

Середнячки

3,5 млн предприятий малого и среднего бизнеса  обеспечивают работой 70% трудоспособного населения Германии и практически половину ВВП страны. Эти коммерческие структуры не любят залезать в долги, прочно занимают свои ниши, ценят стабильность выше немедленной прибыли и быстрого роста. Можно сказать, что это бизнес неброский и даже скучный, но именно на нем сегодня держится, считай, вся еврозона.

Мощная экономика Германии в период кризиса со всей очевидностью показала себя как оплот еврозоны. Оплотом же самой немецкой экономической системы являются 3,5 млн местных предприятий малого и среднего бизнеса. Они обеспечивают работой 70% трудоспособного населения Германии и практически половину ВВП страны. Эти коммерческие структуры, в отличие от многих "коллег по цеху" в других странах ЕС, не любят залезать в долги, прочно занимают свои ниши, ценят стабильность выше немедленной прибыли и быстрого роста. Можно сказать, что это бизнес неброский и даже скучный, но именно на нем сегодня держится, считай, вся еврозона.

история бизнеса
Когда мы слышим о бизнесе Германии, первое, что приходит на ум, это супербренды вроде Volkswagen, Siemens или Mercedes-Benz. Но держится благополучие страны, по мнению многих, на Mittelstand - не таких и больших и, как правило, семейных предприятиях с долгой историей. Сам термин Mittelstand приблизительно переводится как "среднее сословие" и существует со Средних же веков, когда Германия представляла собой разрозненные княжества и вольные города, в которых, порвав с феодализмом, ремесленники утвердились как экономически самодостаточный класс.

Да, этот путь прошли многие государства, но именно в Германии значимость мелкого и среднего предпринимательства не только сохранилась, но и выросла с течением времени, хотя и не всегда ценилась равно высоко. Канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк признавал Mittelstand опорой национальной экономики и необходимым противовесом растущему банковскому и промышленному сектору. Однако подъем промышленности - сталелитейной, угольной, химической и электротехнической - и создание крупных корпораций, конечно, представляли собой угрозу малому и среднему бизнесу, коему пришлось нелегко.

Позже выходцы из мелкого и среднего бизнес-сословия упрекали правительство уже Веймарской республики, особенно после биржевого краха 1929 г., в том, что оно в первую очередь оказывает поддержку крупным производителям, по сути, игнорируя небольших. Когда в 1933 г. к власти пришла партия Гитлера, у нее имелось много сторонников в мелкобуржуазной среде, потому что национал-социалисты обещали поддержку ремесленникам и некрупным торговцам, хотя фактически их предпочтения были явно на стороне большого бизнеса.

Война по совершенно очевидным причинам явилась серьезным испытанием для компаний из Mittelstand из-за падения спроса на производившуюся ими мирную продукцию. Их звездный час настал сразу после окончания Второй мировой. И не только потому, что большая часть крупной промышленности Германии лежала в руинах после англо-американских бомбардировок, но и в связи с тем, что репутация компаний-гигантов была, мягко говоря, запятнана связями с нацистским режимом. В известной степени на руку "малышам" сыграло даже разделение Германии на Западную и Восточную (в соответствии с зонами оккупации). Крупные фирмы, например Siemens и Daimler, ушли из разделенного Берлина в Баварию и Баден-Вюртемберг, превратив их в главную базу экономики страны и предоставив возможность получить свою долю в создании новых отраслей производства и сбыта сотням частных фирм и фирмочек.


На века

Строго говоря, к Mittelstand можно отнести коммерческие структуры со штатом до 500 сотрудников, и годовым оборотом менее 50 млн евро. Но вообще-то, в случае с Mittelstand дело не в размерах, а, скорее, в философии бизнеса. Недаром Людвиг Эрхард, министр экономики ФРГ в правительстве Конрада Аденауэра (1949-1963 гг.), говорил в 1956 г., что Mittelstand - это не столько цифры, сколько "выражение склада ума и особого отношения". В основе этого отношения - установка на долгосрочность.

Фирма Faber-Castell изготавливает карандаши. Правда, делает она это уже несколько веков. Производство в 1761 г. в окрестностях Нюрнберга (Бавария) основал предок нынешнего руководителя компании Каспар Фабер. Фабрика располагается рядом с фамильным замком, где жили восемь поколений семьи Фабер-Кастеллов. В середине XIX века Faber-Castell начала активно развиваться, открывая филиалы по всему миру - в Нью-Йорке, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. К ассортименту карандашей добавились логарифмические линейки (производство свернули только после появления на рынке карманного калькулятора). Им на смену пришли маркеры и ручки, а потом добавились краски, кисти и другие канцелярские товары. На 15 заводах в разных частях света Faber-Castell производит 1/6 от всех карандашей в мире и тем не менее остается компанией, не выходящей за рамки Mittelstand. И она ни в какую не хочет становиться публичной. Ведь тогда пришлось бы гнаться за финансовыми показателями, а они не входят в систему ценностей ни этой компании, ни других, ей подобных.

Производитель сельхозтехники Claas Group (Северный Рейн-Вестфалия), вышедший на рынок со своими жатками в 1919 г. и по обороту давно переросший показатели среднего бизнеса, считает, что отсутствие листинга на фондовой бирже - благо, так как нет необходимости принимать решения с оглядкой на поквартальные отчеты перед акционерами и можно сосредоточиться на долгосрочных перспективах (под "долгосрочностью" в Claas понимают период в 100 лет).

С другой стороны, в парадигме Mittelstand вполне органичны инвестиции в сотрудников и осторожность в кадровой политике. Та же Faber-Castell, например, предоставила медицинские страховки персоналу фабрик еще в XIX веке, тогда же на предприятии появились программы по обеспечению сотрудников жильем. И дело тут не в человеколюбии, а в немецкой прагматичности. Практически все Mittelstand-компании располагаются в сельской местности, где кадры в дефиците, так что формирование лояльности работников для таких бизнесов - вопрос выживания.


"Не танцуйте там, где играют слоны"

Еще одно базовое правило функционирования малого и среднего бизнеса в Германии - сохранение независимости. Несколько лет назад Christian Bollin Armaturenfabrik (Франкфурт-на-Майне), производящая оборудование для гидроэлектростанций и заявившая о себе в середине 1920-х, отказалась от сотрудничества с одним из своих крупнейших клиентов, потому что тот размещал слишком много заказов. Внучка основателя семейного бизнеса Дагмар Боллин-Фладе сочла, что зависимость от одного источника прибыли слишком опасна, и ввела правило: на каждого из клиентов может приходиться не более 10% от объема продаж.

Основатель Sennheiser Electronic Фриц Зеннхайзер, создавший фирму в 1945 г. в Веннебостеле под Ганновером, полагал, что тратить нужно только то, что заработал, и производитель аудиогаджетов с мировым именем до сих пор избегает брать кредиты, чтобы, по выражению современных руководителей компании, "банки не влияли на бизнес-решения". Баварская Brandstatter Group, производитель бренда игрушек Playmobil, также отказывается от займов и внешних инвестиций ради сохранения независимости.

За счет чего же идет развитие? За счет новых рыночных ниш. Скажем, Brandstatter начинала в 1876 г. как производитель замков и метизов, к 1921 г. стала изготавливать весы, кассовые аппараты и даже металлические копилки, а в 1950-е переключилась на изделия из пластмассы и игрушки. Довольно узкая специализация изначально была и у Schoder GmbH. Бизнес стартовал в 1924 г. с изготовления буквенно-цифровых оттисков для печатных машинок, в 1950-1970-е компания гравировала серийные номера на запчастях автомобилей, затем отливала штампы для оттисков на сигаретной бумаге, потом перешла на штампы для билетов на общественный транспорт, а сейчас придумала новое применение своим печатям - оттиски логотипов на губной помаде. Еще одна небольшая баварская фирма Linn High Therm, основанная, по меркам Mittlestand, относительно недавно, в 1969 г., начала с выпуска лабораторных печей для обработки стоматологических материалов, но позже заняла нишу оборудования для производства флуоресцентных материалов, используемых в качестве защиты денежных банкнот, а также занимается изготовлением энергосберегающих лампочек. Основной принцип при этом прост: "Не танцуйте там, где играют слоны".

Сегодня шансы наткнуться на штамп от Schoder велики и у тех, кто покупает билет в метро в Германии, и у приобретающих сигарету на Ближнем Востоке. Постановка пломбы в зубе любого европейца, возможно, не обошлась без участия оборудования Linn High Therm, компании со штатом в 125 человек. Когда в 2010 г. на шахте Сан-Хосе в Чили случилась серьезная авария, горняков спасло бурильное оборудование, производимое семейным предприятием MICON GmbH (штат 60 человек) в маленьком городке Нингахен под Ганновером. 95% денежных банкнот в мире печатается на станках небольшой фирмы Koenig-and-Bauer AG из баварского Вюрцбурга. Мойками Alfred Karcher GmbH отмывают памятники и здания по всему миру, включая Burj Al Arab в Дубае, национальный мемориал "Гора Рашмор" в США и башню Space Needle, узнаваемый символ Сиэтла.

В кризис кое-кому из сословия Mittelstand пришлось поступиться принципами, и в 2010 г. около десятка таких компаний было продано китайцам. Наиболее крупной сделкой стало приобретение китайской Sany Heavy Industry за $653 млн старейшего немецкого производителя бетононасосов Putzmeister Holding GmbH. Эти насосы, кстати, применялись при ликвидации последствий аварии на АЭС в японской Фукусиме.


Малый и средний high-tech

Несмотря на "провинциальное" происхождение подавляющей части малого и среднего бизнеса Германии, многие его представители преуспели в создании высоких технологий и инноваций. Некоторые из этих компаний подают в год больше патентов на изобретения, чем целые европейские страны вроде Португалии или Греции. Один из примеров - Sennheiser, ставшая брендом мирового уровня. Вместе с коллегами из Университета Ганновера компанию основал в 1945 г. доктор радиотехники Фриц Зеннхайзер. Первое название предприятия Зеннхайзера - Labor W, то есть "Лаборатория Веннебостел" - по имени городка, где располагалось производство. Поначалу фирма изготавливала ламповые вольтметры, но уже через год предложила потребителям свой первый микрофон DM-1, и с тех пор этот вид продукции стал для нее одним из главных. Компания прославилась классическими петличными микрофонами и даже выпустила новаторские для своего времени (1969 г.) бинауральные микрофоны в виде манекена, которые воспринимали и воспроизводили звук в соответствии со строением слухового восприятия человека. В 1954 г. появилась первая "пушка" (MD-81), микрофон для кино и телевидения. Он позволял записывать речь с большого расстояния, отделяя при этом посторонние шумы. За разработку "пушки" MKH-816 в 1987 г. Фриц Зеннхайзер получил премию "Оскар", а в 1996 г. беспроводная радиочастотная технология Sennheiser удостоилась награды Emmy. В профессиональной среде компания также известна и другой радиоаппаратурой - звукоусилителями и многочисленными наушниками. В частности, первыми в мире открытыми наушниками HD-414, выпущенными в 1968 г. Эта модель и по сей день остается бестселлером. Считается, что открытый тип наушников снижает давление на барабанные перепонки. В конце 1980-х Sennheiser создала систему шумоподавления NoiseGard для авиаперевозчика Lufthansa.


Еще по теме