Сергей Меняйло: «К концу лета ожидаем миллионного туриста»

01.08.202409:53

Северный Кавказ, к которому еще совсем недавно у жителей России отношение было неоднозначное, столкнулся с резким всплеском интереса. В Северной Осетии отмечают рост числа путешественников со всей России. Как регион справляется с возросшим турпотоком рассказал глава республики Сергей Меняйло в рамках пресс-тура, организованного Минэком совместно с порталом «Это Кавказ». 

Как Вы можете оценить туристический потенциал Осетии?

— У каждого региона есть туристический потенциал, и он неограничен. Надо просто понять, в каком направлении его развивать и до какого предела. Должна быть соизмеримость целей: нельзя все наши ущелья превращать в горнолыжные курорты, в санаторно-курортные комплексы или хаотично застраивать дачами. Яркий пример — уникальное по своим природным качествам ущелье Фиагдон, по которому есть поручение президента превратить его в курорт федерального уровня. Сейчас ищем источник финансирования для строительства пульмонологического центра. Но ущелье мы уже не вернём в то состояние, в котором оно когда-то было: частные застройщики постарались.

Сколько туристов посетило республику в первом полугодии 2024-го? Какая динамика наблюдается в потоке гостей?

— В начале года прогнозировали минимум 20-процентный прирост. За 5 месяцев текущего года уже зарегистрировано свыше 763 тысяч въездов, из них 432 тысячи туристы и порядка 331 тысяч — это экскурсанты. Уже в апреле 90% доступных мест размещения было зарезервировано. Так что к концу лета ожидаем, что число путешественников перевалит за один миллион. В прошлом году миллионный показатель был достигнут по итогам года. Подчеркну, что это по данным операторов сотовой сети.

Поток заметно растет, и мы начали реконструкцию старого здания аэровокзала: с инвестором была договоренность, как только перейдем за миллион, запускаем строительство второго корпуса, а между старым и новым будет воздушный переход.

Планируется ли расширение мест для размещения гостей?

— Конечно, до конца этого года будет реализовано около 10 глэмпингов, на это была выделена государственная субсидия более чем на 300 миллионов рублей. Это инициативы еще прошлого года. В этом году вновь заявили на господдержку республиканские проекты в этой области. На недавней встрече с вице-премьером они были поддержаны.

Чем хороши глэмпинги? Во-первых, они возводятся быстрее, во-вторых, их можно строить в заповедниках и на территориях национальных парков. Так мы получаем возможность приблизить места размещения к нашим уникальным природным и культурным достопримечательностям.

Кроме того, в этом году на курорте Мамисон должны быть построены три отеля категории 4 и 3 звезды, общежития и хостел на 1000 мест, а также паркинг и ресторанный комплекс. Работы уже проавансированы, частично закуплено оборудование. Помимо этого ведутся инженерные изыскания и проектировании гостиницы категории 5*, ресторана и кафе во всесезонном всесезонном тематическом парке «Алания парк». Там же уже завершен монтаж подвесной пассажирской канатной дороги и колеса обозрения.

Тем не менее, очевидно, что сегодня есть отставание и по количеству мест размещения, и по уровню сервиса. Надо догонять!

Фото: Vladimir Mayorov / Russian Look / Global Look Press
Какое развитие горнолыжных курортов планируется?

— Основную ставку делаем на относительно новый курорт Мамисон, поскольку параметры склонов там более перспективные и главное — есть незастроенные территории для развития. Мастерплан курорта начали разрабатывать совместно с австрийскими партнерами в 2017 году, а в 2019 году в Алагирском районе появилась особая экономическая зона туристско-рекреационного типа Мамисон, в развитие которой будет в итоге проинвестировано 19 млрд рублей. Они уже вложены в строительство канатных дорог, горнолыжных трасс, мест размещения отдыхающих. Планируется, что по завершении всех работ, единовременно курорт сможет принимать до 22 тысяч туристов.

Это ниже возможностей Цейского ущелья, которое было очень популярно в советское время. Здесь исторически сложилась инфраструктура курорта. Объекты размещения и канатка — частные. Чтобы их модернизировать, надо все снести, а это не очень хорошая история. Нам остается только упорядочивать то, что есть, не допускать новой хаотичной застройки и работать с собственниками, убеждая их развивать курорт.

Еще одно перспективное горнолыжное направление — Дигорское ущелье. Там уже работают две канатные дороги. Но есть определенные ограничения, так как курорт граничит с нацпарком.

Можно ли исключительно силами региональных компаний закрыть все туристическую отрасль?

— Собственных ресурсов немного, но если на территорию заходит бизнес из других регионов, это сначала вызывает неприятие. Пытаемся влиять на эту ситуацию, ищем компромиссы. Так, основное условие для старта бизнес-проектов — регистрация юрлица в республике. Например, на въезде во Владикавказ ставропольская компания «Экопродукт» строит на 70 гектарах тепличное хозяйство. Для этого она зарегистрировала в Осетии свой филиал «Теплицы Алания». Суммарный объем инвестиций 18,8 миллиардов рублей. Сейчас рядом заложены 6 га круглогодичных плантаций клубники в экспериментальном режиме.

В 2025 году начнем строительство крупнейшего распределительного центре Wildberries, инвестиционное соглашение и дорожная карта были подписаны на ПМЭФ-24. В этом случае смогли убедить собственника уступить земельный участок под строительство, при этом сам он будет участвовать в этом проекте. Как только проектирование закончится, подпишем инвестиционный договор с датой разрешения на строительство.

В целом в республике есть паспорта всех инвестиционных площадок с расчетом окупаемости проектов, и мы предлагаем инвестору участвовать в реализации конкретных мастер-планов, например, по развитию туризма во Владикавказе. Конечно, не отказываемся от тех, кто приходит с собственной инициативой по открытию производств.

Приоритет для региона — привлечение внутреннего туриста. Проводится ли какая-нибудь работа для привлечения иностранного туриста?

— Во время Кавказского инвестиционного форума я встречался с послами Казахстана и Белоруссии. До этого состоялся диалог с послом Ирана. Власти этих стран заинтересованы в укреплении связей. Например, контакты с Тегераном идут на уровне Совета ректоров двух стран, на уровне торгово-промышленной палаты. И мы очень рассчитываем на то, что вскоре поедут и туристы оттуда к нам. Задача индустрии гостеприимства — раскрыть республику, в том числе для инвестиций.