Сергей Новиков: менеджер, который уходит
Одни называют его суперменеджером, другие - человеком, не умеющим находить общий язык с работодателями.
В послужном списке Новикова руководство четырьмя розничными сетями - «Садко-Аркада», «Домино», «Мир Денди» и «Эльдорадо». Ни в одной он не работал больше года. Свое последнее место, компанию «Эльдорадо», он покинул на прошлой неделе при весьма странных обстоятельствах.
Сын управленца
У 45-летнего Сергея Новикова очень подходящая фамилия. Он часто оказывается там, где создается что-то новенькое. Поставив новое дело, Новиков уходит. Правда, не всегда бесконфликтно.
Благодаря отцу он получил самое престижное по меркам СССР образование. Когда в середине 70-х краснодарскому профессору Новикову-старшему предложили должность ректора Московского института проблем управления, вся его семья перебралась в столицу. Сын вновь назначенного ректора Сергей перевелся из Краснодарского университета, где учился до того времени, в МГИМО. В 1978 году он окончил курс по специальности, которой могли позавидовать многие, - «специалист по международным экономическим отношениям».
Одним из однокурсников и приятелей Новикова в МГИМО был Борис Щербаков, нынешний вице-президент московского офиса компьютерной компании СHS-Merisel. За год до окончания МГИМО Щербаков проходил практику в объединении «Разноэкспорт», входящем в структуру Министерства внешней торговли. «Разноэкспорт» занимался не только экспортом, но и импортом потребительских товаров - обуви, одежды, бытовой техники и спортивных аксессуаров.
По словам Новикова, именно приятель убедил его на последнем курсе просить администрацию МГИМО о распределении в «Разноэкспорт». «Я тогда спортом увлекался. Представил себе яркий заграничный инвентарь и подумал, что интересно было бы заниматься таким импортом. Я попросился туда и никогда об этом не жалел».
Вопреки желанию в своей первой «фирме» Сергей Новиков имел дело не с мячами и кроссовками, а с холодильниками, стиральными машинами и пылесосами. С тех пор он двадцать лет занимается импортом и экспортом бытовой техники.
«Как ни смешно это звучит сегодня, - вспоминает Новиков, - в 70-е годы СССР был крупным экспортером техники за рубеж». Один из таких экспортных товаров - белорусский холодильник «Минск» успешно продавался в Европе. В течение четырех лет в середине 80-х Сергей Новиков даже занимался его продажами в Амстердаме - уже в статусе сотрудника тамошнего торгпредства СССР. А в 1988-м он вернулся в Москву и был снова назначен в «Разноэкспорт» - начальником отдела конъюнктуры и цен. Но конъюнктура была такова, что пора было двигаться в бизнес.
Посетители в штатском
Это еще вопрос, кто больше заработал в первые годы относительной экономической свободы конца 80-х - самые шустрые кооператоры или все-таки наиболее продвинутые чиновники? Задачка для будущих исследователей.
Одна из структур российского Министерства торговли, «Росинвалютторг», организовала вместе со швейцарской инвестиционной компанией Hopfe совместное предприятие - сеть валютных магазинов. Сначала она называлась «Садко», а позже - «Садко-Аркада». Сергей Новиков был первым коммерческим директором этого проекта. Почему именно он? «Более опытные кадры были закостенелыми, привыкли к идеологическим запретам, - объясняет сам Новиков. - Для них были святы устои социализма, а я только что вернулся из Голландии, страны развитой коммерции. Мне хотелось и здесь что-то изменить. Кроме того, в бизнесе нужно рисковать, а это не все чиновники умели делать. В советской торговле существовала система утверждения по инстанциям. Для заказа каждого товара нужно было собрать более десяти подписей».
Во многом принцип, который исповедуют нынешние киты торговли: «Не брать старые кадры», -справедлив, считает Сергей Новиков. Потому что людей, сочетающих опыт советской торговли со знанием передовых западных технологий и здоровым азартом предпринимательства, даже во Внешторге было очень мало - единицы на всю страну.
О работе в «Садко» Новиков любит вспоминать больше, чем о любом другом этапе своей карьеры. В 1988-м компания открыла два магазина: на Кутузовском проспекте и Дорогомиловской улице. Там торговали за валюту продуктами, товарами для дома, одеждой и обувью. Это была альтернатива «Березкам». Новиков пытался придать магазинам западный лоск - европейский интерьер, внимательный сервис.
Все впечатление портили люди в штатском, постоянно топтавшиеся в магазинах. Они больше интересовались покупателями, чем товаром. Хранение валюты в те годы еще считалось уголовным преступлением. Постоянные посетители в штатском фиксировали тех, кто часто совершал дорогие покупки в «Садко». Едва такой покупатель вынимал кошелек, как его сосед предъявлял ему удостоверение сотрудника КГБ и осведомлялся, откуда у гражданина несоветские деньги. Это очень нервировало продавцов. И вызывало недоумение у отоваривавшихся здесь же иностранцев.
Тем не менее работа в новом магазине приносила Сергею Новикову массу удовольствия: «Там у меня появилась сноровка в прохождении непреодолимых барьеров». При формировании ассортимента порой приходилось применять экзотические экспортно-импортные схемы. Из Швейцарии, например, в «Садко» привозили мясорубки с надписью «Сделано в СССР». Они были дефицитным в России товаром, но наши производители по межгосударственному договору продавали их в Польшу. Поляки перепродавали мясорубки швейцарцам, у которых они и закупались для московских валютных магазинов. Напрямую купить мясорубки на Урале было невозможно: те, кто помнит, что означал советский термин «фондовая разнарядка», поймут почему.
Вначале ассортимент формировали под туристов - на прилавках красовались матрешки, водка, икра. Потом его изменяли, ориентируясь на спрос. Однажды утром Новиков обнаружил перед "Садко" огромную очередь японцев. Оказалось, что накануне в магазин для пробы завезли морские продукты - крабы, моллюски, осьминоги. Почти вся японская колония, узнав о появлении любимой еды на прилавках, явилась в магазин. До этого дня японцы не имели возможности покупать качественные морские продукты в Москве. Осознав это, Новиков открыл для них в «Садко-Аркаде» целый отдел.
В 1989 году в системе полугосударственной торговли он пошел на повышение. Свой торговый бизнес решили организовать руководители Госбанка СССР и Внешэкономбанка. Они учредили крупную финансово-торговую компанию «Совинтрейд». Сергей Новиков принял предложение возглавить отдел экспортно-импортных операций. Не первый пост, но зато размах организации, одновременно владевшей банковской и внешнеторговой лицензией, был куда шире.
В «Совинтрейде» он провел семь лет. «Это было участие в большой международной торговле. - рассказывает он. - Мы покупали джут (сырье для тканей) в Индии - продавали его в Европе; покупали товары где-то в Европе - продавали их в третьей стране. Компания успешно работала, накапливала ресурсы».
В 1996-м акционеры компании приняли решение завязать с торговлей и полностью сосредоточиться на банковской деятельности. Так появился банк «Совфинтрейд». Сергей Новиков не хотел переквалифицироваться в банкира. Он ушел, чтобы не расставаться со своей бытовой техникой.
Короткая «Партия» в «Домино»
Крупнейшим игроком на рынке розничной торговли техникой к тому времени стала «Партия». Эта компания стала первой частной компанией в жизни Сергея Новикова, куда он пришел на работу, оставив карьеру государственного служащего. Так совпало: он искал работу, а «Партия» - опытных менеджеров с успешным прошлым и знанием западного ассортимента. К тому же в «Партии» за Новикова было кому поручиться - его бывший однокашник Борис Щербаков занимал здесь пост вице-президента. Управленческие качества Новикова он и сейчас оценивает очень высоко.
Сначала президент «Партии» Александр Минеев принял Новикова на должность замдиректора фирмы «Партия-Центр». В течение года на этом посту он организовывал работу дилерской сети и занимался оптовыми закупками аудио- и видеотехники.
В 1997 году «Партия» начала проект «Домино», который и возглавил Новиков. Первые два магазина в Москве были открыты при его непосредственном участии. Он руководил всеми работами - от оформления торговых залов до подбора ассортимента. Новиков хотел, чтобы магазины «Домино» выглядели так, как знакомые ему по работе в Голландии европейские магазины. Те, кто был в «Домино», говорят, что ему это удалось.
Но летом 1998-го в «Партии» случился скандал. Александр Минеев уволил четверых из своих топ-менеджеров. Среди них оказались Новиков и два вице-президента - Роман Столярский и Борис Щербаков. По официальной версии, Сергея Новикова уволили как не справившегося с обязанностями. По версии близких к нему людей, он ушел сам из-за неясного конфликта с начальством. Согласно другой неофициальной информации, Александр Минеев уволил группу ключевых сотрудников, потому что заподозрил их в нечистых операциях.
Сам Сергей Новиков о причинах своего якобы добровольного ухода умалчивает. Занявший его место бывший вице-президент «Партии» Михаил Филимонов повторяет официальную версию о том, что Новиков «не справлялся». Другой ныне высокопоставленный сотрудник «Партии» охарактеризовал Новикова как отличного менеджера, способного раскрутить любой проект и имеющего единственный недостаток для наемного работника, - собственное мнение.
Дом игрушки
Еще прошлым летом попытки заполучить Новикова начал предпринимать президент торговой компании «Эльдорадо» Олег Яковлев. Он нанял на позицию вице-президента коллегу Новикова по «Партии» Романа Столярского, а потом обратился к Сергею Новикову. Яковлев предложил ему руководить новым проектом.
Дело в том, что у «Эльдорадо» всегда были сильные позиции в регионах - 72 магазина в 37 городах. А с Москвой как-то не сложилось. Яковлев задумал потеснить крупных игроков столичного ритейла и рассчитывал на участие Сергея Новикова в этой работе.
Пока стороны договаривались о найме, наступил кризис, сильно испортивший жизнь продавцам бытовой техники. Прошлой осенью «Эльдорадо» вынуждено было повременить со своими планами захвата московского рынка. А Сергей Новиков отправился руководить торговым домом «Мир Денди», где у него были друзья. После двух лет работы в шикарном «партийном» офисе он в буквальном смысле спустился в грязный полуподвал «Мира Денди».
Впоследствии Новиков говорил, что с совладельцем «Мира Денди» Андреем Андреевым они договорились, что Новиков в течение пяти месяцев выполнит функцию антикризисного менеджера, а затем, возможно, покинет компанию. Но когда Новиков был назначен на должность генерального директора «Мира Денди», ни про какие пять месяцев в интервью «Ко» он не упоминал.
Кроме Андрея Андреева в «Мире Денди» он встретил еще двух старых знакомых среди топ-менеджеров. С Владимиром Денискиным Новиков когда-то создавал «Садко», а с Михаилом Орешкиным работал в «Совинтрейде».
Осенью «Мир Денди», торгующий импортными игрушками, переживал не лучшие времена. Компания была вынуждена отказаться от планов увеличить количество своих магазинов в Москве с пяти до пятнадцати. Более того, «Миру Денди» пришлось даже закрыть один из своих магазинов на Петровке: желающих покупать дорогие импортные игрушки осенью было немного.
«Я пришел на должность генерального директора, чтобы фирма могла пережить кризис, - объяснял уже в начале нынешнего года Сергей Новиков. - «Денди» будет существовать. Мы провели здесь санацию - я свою миссию выполнил. Игрушки не моя стихия. Кроме того, у меня судьба проектного менеджера. Практически все компании, которые я возглавлял, начинались с нуля. Я там работал до определенного роста компании, потом уходил».
Из «Мира Денди» он ушел минувшей зимой.
Последний маневр
Пока Сергей Новиков разбирался с торговлей игрушками, президент «Эльдорадо» Олег Яковлев решил, что они таки готовы запустить свой московский проект. Новиков наконец начал эту работу.
В декабре компания купила сеть из 16 столичных магазинов процветавшей некогда фирмы «Микродин». Первые четыре из них уже открылись под новой вывеской «Эльдорадо».
Про свои интересы в регионах компания тоже не забывает. Недавно, например, был открыт новый магазин в Перми.
Казалось, эта работа надолго прикует Новикова к одному месту. «Эльдорадо» - большая сеть: общая площадь ее 70 с лишним магазинов - более 60 тыс. кв. м площади с широким ассортиментом электроники, аудио- , видео- и другой бытовой техники. При этом система продолжает расти.
«В «Эльдорадо» очень сильный менеджерский состав, - говорил месяц назад Сергей Новиков. - В нашей работе очень важна команда единомышленников, в которой были бы люди одного уровня, разговаривающие на одном языке. В «Эльдорадо» я, похоже, нашел таких людей».
Однако 18 марта, позвонив в офис «Эльдорадо», мы узнали, что предыдущий день стал последним рабочим днем Новикова на этом месте.
Он ушел по собственному желанию и по совершенно неясным мотивам. Его мобильный телефон отключен. Руководители «Эльдорадо» этот уход никак не комментируют. Известно только, что место Новикова в торговом доме занял Роман Столярский. Тот самый, что пришел в «Эльдорадо» из «Партии» прошлым летом.
Версия о том, что хитрые хед-хантеры соблазнили-таки менеджера и предложили ему что-то еще более интересное на стороне, отпадает. Сергей Новиков ушел в никуда. Будет интересно узнать, в какой торговой компании он всплывет через некоторое время. Вряд ли в свои 45 изменит своей любимой бытовой технике, которой торгует уже больше двадцати лет. Вопрос только в том, кто из действующих лиц розничного рынка наймет менеджера с противоречивой репутацией. Многие на этом рынке, как и сам Новиков, предпочитают не связываться с выходцами из советской торговли.