Top.Mail.Ru
технологии и наука

Сервис а-ля рус

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

«Газпром-медиа» запустит соцсеть Yappy с вертикальным видео. Это не первая попытка российских компаний создать отечественных «убийц» западных разработок. Часть из них были закрыты через пару недель или даже год после запуска, но некоторые продолжают успешно работать, обрастая новым функционалом. Аналоги каких сервисов создавали в России и что с ними стало — в подборке журнала «Компания».

1. Аналог TikTok

«Газпром-медиа» собирается запустить аналог TikTok — соцсеть Yappy с вертикальными видео, узнал «Коммерсант». Она ориентирована на отечественных блогеров до 35 лет и разработана на основе приложения «Ямолодец», которое было создано в прошлом году при поддержке возглавляемого Екатериной Тихоновой фонда «Иннопрактика». В «Газпром-медиа» не назвали сумму инвестиций, однако на разработку, поддержку и мощности для хранения контента Yappy нужны миллиарды рублей — такова цена конкуренции с TikTok, считают эксперты.

2. Аналог IMDb

Гендиректор «Роскино» Евгения Маркова рассказала о планах запустить российский аналог IMDb в июне текущего года. По ее словам, отечественный аналог сайта IMDb будет «уникальным, прозрачным и постоянно обновляемым руководством по российскому рынку для всех международных партнеров». Запуск платформы намечен на конец 2021 года. Маркова не раскрыла сумму инвестиций и другую информацию по проекту.

IMDb — крупнейшая в мире база данных о кинематографе. На сайте хранится информация о более чем 6,5 млн фильмов, телесериалов, их отдельных серий и о 10,4 млн персон, связанных с созданием кино: об актерах, режиссерах, сценаристах, операторах и других. IMDb владеет Amazon. Отличительная особенность IMDb — правки может вносить любой зарегистрированный пользователь, прошедший идентификацию.

Однако в России уже запущен схожий сервис — «Кинопоиск». Он работает с 2003 года, являясь крупнейшим русскоязычном сервисе о кино. Пользователи сервиса могут оценивать фильмы и телесериалы, писать рецензии, составлять подборки и делиться ими с друзьями и другими пользователями.

прочитать весь текст

3. Аналог LinkedIn

«Инсайдер» в экосистеме «Сбера» появился 1 июля 2021 года. Социальную сеть для поиска работы, партнеров, сотрудников и деловых связей запустила принадлежащая Сбербанку «Работа.ру». Проект существует в виде приложения для Android и iOS, дублируя возможности заблокированной в России в 2016 году американской соцсети для профессионалов LinkedIn.

В отличие от LinkedIn «Инсайдер» позиционирует себя как открытая система, пользователи которой могут использовать свои визитки и в других соцсетях и мессенджерах, отмечал глава классифайд-сервисов банка Олег Голубцов. «Сбер» не раскрыл размер инвестиций в проект.

4. Аналог YouTube

RuTube или «русский YouTube» появился через год после старта оригинального медиахостинга — в 2006 году. Уже в 2007-м проектом заинтересовались несколько частных инвесторов, включая венчурный фонд Mangrove Capital Partners и холдинг «Газпром-медиа», выходивший на тот момент на рынок интернет-проектов. С последним сделка была заключена в 2008 году. По данным «Коммерсанта», контрольный пакет Rutube был продан по оценке в $15 млн за всю компанию, а основатели Олег Волобуев и Михаил Паулкин получили мотивировочные доли.

В 2012 году «Газпром-медиа» начали развитие сервиса, проведя редизайн. Rutube выступал партнерами в проектах, связанных с безопасным использованием интернета («Спутник.Дети»), с «Кинопоиском» и оператором Wi-Fi сети Московского метрополитена «МаксимаТелеком». В конце 2020 года «Газпром-медиа» стал единственным владельцем видеосервиса, заявив, что «Газпром-медиа» преследует цель сделать площадку «такой же удобной», как и YouTube. В этом году Rutube получил очередное обновление, сделавшее его еще более схожим с YouTube. При этом охват видеосервиса на порядок меньше, чем у YouTube: по данным Mediascope, в июне 2021 года охват Rutube составил 2,3%, а аудитория составила почти 1,7 млн человек (мобильных и десктопных пользователей по всей России старше 12 лет). Для сравнения, в том же месяце охват у YouTube — 6,75%, а аудитория — 43,2 млн человек.

5. Аналог Steam

В 2019 году игровое подразделение Mail.ru Group анонсировало запуск глобальной игровой платформы My.Games Store. Заявлялось, что издатели могут выпускать на платформе не только бесплатные игры, но и проекты премиум-класса с расчетом доли выручки 70/30. Как только игра заработает $10 млн, налог снизится до 25%, а после $50 млн — до 20%. Steam работает по той же схеме, на что жалуются многие разработчики, называя комиссию высокой.

Сейчас в магазине доступно 265 бесплатных и 427 премиум игр. Сервисом пользуются 13 млн активных игроков, указано на сайте. На платформе представлены, в частности, Warface, Perfect World, LostArk и дополнительные материалы к ним.

Согласно отчетности Mail.ru Group, во втором квартале выручка достигла 11,1 млрд рублей, что составляет 37% от общей консолидированной выручки группы. «My.Games по-прежнему остается вторым по объему выручки сегментом группы», — заявлялось в отчете. 74% выручки от игр было получено за пределами России и СНГ — ключевыми зарубежными рынками стали США, Германия и Великобритания. Сейчас в разработке у My.Games находится около 20 новых игр. Основными источниками выручки стали мобильные игры War Robots, Hustle Castle, Rush Royale, Grand Hotel Mania и Left to Survive.

6. Аналог Skype

«Ростелеком» трижды пытался создать «убийцу» Skype. Первый раз — в 2014 году, когда оператор готов был заплатить исполнителю 73 млн рублей, однако позже отменил конкурс. В 2015 году «Ростелеком» уменьшил стартовую цену до 58 млн рублей, но тоже отменил тендер. В третий раз, в 2016 году победителем стала компания «Светец», запросившая за разработку 42,75 млн рублей.

По сервисному заданию к тендеру на создание сервиса «Аллё», он должен обеспечивать услугу голосовых вызовов через интернет, в том числе с использованием существующего домашнего номера абонента. Ожидалось, что новый сервис будет платным, поскольку оператор не планировал конкурировать на рынке бесплатных мессенджеров. В компании не раскрывали, во-сколько ей обойдется создание аналога Skype. Мессенджер также выставлял «Аллё» на конкурс по созданию защищенной программы общения для госслужащих.

Воронеж стал первой локацией, где запустили мессенджер 25 января. Приложение было доступно в Google Play и App Store. Скачать его можно было из любого российского региона, но пользователи нового сервиса могли получить только воронежские номера.

Через две недели «Ростелеком» отключил «Аллё», заблокировав его также у действующих пользователей. Представители «Ростелекома» пообещали в будущем восстановить его работу. По словам экспертов, «Аллё» был запущен с массой недоработок, а отзывы первых пользователей о работе сервиса были негативными.

7. Аналог Airbnb и Booking

Росреестр в 2019 году начал работу над платформой «Доверительное управление недвижимостью», одной из составляющих которой станет сервис по аренде жилья в Крыму. Сервис будет работать как агрегатор, в котором соберут квартиры и дома для аренды, а также отели. При этом в ведомстве не уточняли, станет ли сервис брать комиссию. Объем инвестиций в платформу не раскрывался. По данным на 27 сентября, сервис все еще не запущен.

С недвижимостью Крыма отказались работать Airbnb и RoomGuru. Номер в отеле или апартаменты на Booking можно арендовать, если предварительно указать работу целью поездки. Более того, последний не разрешает пользователям оставлять отзывы и ставить рейтинг объектам в Крыму.

8. Аналог Zoom

Соцсеть «ВКонтакте» анонсировала бесплатную альтернативу сервису Zoom — отдельное приложение видеоконференций для ПК 5 августа 2021 года. Как говорят разработчики, в этом приложении будут те же функции, что есть «в платных корпоративных сервисах». Звонки в приложении не ограничены по времени, а разговор можно не только записать, но и присоединиться к нему без регистрации в соцсети.

Сроки релиза приложения пока неизвестны, как и объем инвестиций.

9. Аналог Twitter

И снова Mail.ru Group. В 2012 году российский IT-гигант запустил новый сервис микроблогов Futubra. Самое примечательное — размер одной записи ограничен 200 знаками против 140 в Twitter. Создатели заявляли о международных амбициях, намекая на возможность быстрого перехода на другие языки.

Сервис был запущен 16 января 2012 года. За первые сутки в сервисе зарегистрировались 17 тыс. пользователей. Уже 11 июня Futubra насчитала 80 тыс. пользователей, а на следующий день объявила о глобальном обновлении сервиса. Futubra смогла привлечь на свою платформу и знаменитостей, среди которых — бизнесмен Олег Тиньков,* политик Владимир Жириновский, музыкант и продюсер Сергей Жуков и другие.

Однако 21 декабря того же года сервис был закрыт. «Каждый день с момента запуска мы улучшали и развивали Футубру. К сожалению, этого оказалось недостаточно для устойчивого роста проекта», — заявляли разработчики.

10. Аналог Siri

«Яндекс» начал разработку виртуального голосового помощника «Алиса» в конце 2016 году. На тот момент на рынке уже было целое направление виртуальных ассистентов: Siri от Apple, Google Assistant, Amazon Alexa и Cortana от Microsoft. Однако на русском языке среди них говорила только Siri.

Разработчики решили, что голосовым ассистентом станет молодая и ироничная девушка. Голос «Алисе» подарила актриса дубляжа Татьяна Шитова, озвучившая большую часть героинь Скарлетт Йоханссон. Пользователям понравилась способность «Алисы» поддерживать беседу, шутить и давать ответы на необычные вопросы — иногда «Алиса» дразнилась, дерзила и даже спорила.

В 2018 году вышла умная колонка «Яндекс.Станция» со встроенной «Алисой», а через год появилась ее мини-версия, а еще через год — более мощная и функциональная «Яндекс.Станция.Макс». По данным на март 2021 года, «Яндекс» продал 1,3 млн колонок. Это принесло компании 3,7 млрд рублей выручки в 2020-м, подсчитал vc.ru. На конференции YaC-2020 управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян заявил, что «Алисой» пользуются 45 млн человек».


* признан в России иноагентом.