«Серый кардинал» покинул Кремль

26.04.199900:00

ПРЕЗИДЕНТОМ России освобожден от должности руководитель Главного государственно-правового управления президента Руслана Орехова. Одновременно он освобожден и от должности заместителя главы администрации президента. Формулировка «по собственной просьбе» не оставляет Орехову надежд на новые назначения во властных структурах - в таких случаях пишут: «В связи с переходом на другую работу». Таким образом, Борис Ельцин практически завершил реформу своего аппарата: из старых, проверенных временем и потрепанных скандалами соратников в Кремле остался только бессмертный Пал Палыч Бородин. Да и тот, изрядно пострадав в деле о половых злоупотреблениях генерального прокурора, потерял в лоске и влиятельности.

Руслан Орехов был одной из самых незаметных и самых влиятельных фигур в администрации президента. Такое положение, собственно, определялось его функциями: в ГГПУ производилась юридическая экспертиза всех документов, указов и распоряжений, выпускаемых от лица главы государства. Помня русскую поговорку про закон и дышло, можно представить, чего стоил этот пост для заинтересованного лица. Орехова, который владел информацией о всех документах, готовящихся во всех канцеляриях Кремля, как минимум за неделю до их подписания, не любили и откровенно боялись.

Версия увольнения главы ГГПУ, имеющая хождение в околоправительственных кругах, выглядит так. Просьбу об отставке Руслан Орехов написал еще два месяца назад, когда президент чуть ли не лично заинтересовался скандалом, развернувшимся вокруг Ломоносовского алмазного месторождения и текущего положения дел в алмазной отрасли. Однако хода делу президент тогда не дал, и Орехов остался в подвешенном состоянии. Многие кремлевские чиновники жили так месяцами и даже годами («указ с открытой датой заготовлен на всех», как шутят в Кремле). Однако несколько дней назад неизвестные доброжелатели якобы нашептали новому главе администрации Волошину, что именно Орехов задерживает передачу в Совет Федерации документов, аргументирующих необходимость увольнения Юрия Скуратова. Орехову якобы было предложено занять пост и.о. представителя президента в верхней палате парламента и обеспечить отставку Скуратова. После неудачного для президента голосования судьба Орехова была решена в пять минут.

Кремль пока не определился, кто займет место Орехова и стратегически важный пост в президентской администрации. Зато понятно, кто первым из-за указа может пострадать: это глава ФКЦБ Дмитрий Васильев, которого с Ореховым связывают многолетнее сотрудничество и дружба. По слухам, именно по настоянию Орехова контроль за рынком ценных бумаг был выведен из сферы полномочий правительства в 1996 году. С уходом главы ГГПУ у Васильева не остается более покровителей в администрации президента, и, очевидно, противники главы ФКЦБ не упустят случая воспользоваться этим обстоятельством.