Сети рвутся
НАСТУПИЛ новый век, а вместе с ним настало время сюрпризов. Последний год уходящего века был отмечен триумфом new economy, то есть «экономики новых передовых технологий», но в первые же дни нового 2001 года миллионы обладателей «высокотехнологичных» акций обнаружили, что рейтинг NASDAQ катастрофически упал.
Если дать волю злорадству, то можно было бы сказать: так вам и надо! А если серьезно, то тот, кто тешит себя иллюзиями, не заслуживает сочувствия, поскольку сам во всем виноват.
Но сейчас кое-кто уже спешит заявить, что new economy умерла и что возвращается прежняя, спокойная жизнь без потрясений. Как же он ошибается! В любом случае возврата к прежнему нет. И хотя new economy была во многом миражом, но такая вещь, как Сеть - вполне реальна. Уже сегодня триста миллионов человек имеют доступ к Интернету. Завтра их число возрастет до пятисот миллионов, а через пару лет их уже будет миллиард. Эту огромную и пеструю массу людей с различными устремлениями, вкусами и проблемами уже никто не посмеет игнорировать.
Правительства, транснациональные компании, международные организации, крупные, средние и мелкие предприниматели, авиакомпании и агентства по туризму, коммерсанты, клиенты обширной сферы услуг - одним словом, все будут ежедневно пользоваться Сетью, чтобы предложить и заказать, спросить (по большей части) или ответить (в меньшей степени). Достаточно представить себе банковскую систему. Только в Европе, по самым скромным прогнозам, к 2003 году будет 55 миллионов человек, которые будут пользоваться Интернетом в своих отношениях с кредитно-финансовыми учреждениями. Это означает огромные изменения как в организации банковской работы и в стратегии банков, так и в новых видах услуг, которые они будут разрабатывать, чтобы привлечь в киберпространство новых клиентов.
Примерно такого же плана проблемы возникнут для компаний, даже самых малых, которые и в самой отдаленной перспективе не будут пытаться претендовать на глобальные роли. Что касается всех крупных операторов в сфере information technology, то они давно движутся в этом направлении. Если AOL поглощает Time Warner или Vodafone приобретает Mannesmann, то это значит, что в перспективе именно они будут говорить нам, где готовят лучшую пиццу в нашем квартале, без разницы где мы живем: в Москве, Калькутте, Нью-Йорке или Боготе.
Здорово? Ужасно? Привлекательно? Убийственно однообразно? Пусть каждый делает выводы для себя сам, руководствуясь собственными потребностями. Но для склонных к иллюзиям спешу добавить: на этом пути не обойдется без шипов. Говорю это, потому что хорошо помню, как около двух лет назад в Италии вышла книга известного экономического обозревателя Джузеппе Турани под названием «Мировое экономическое чудо», в которой автор предрекал, что в скором времени все мы, богатые и бедные, вступим в «золотой век». Кроме того, вскоре не будет бедных, а останутся только богатые и самые богатые, которые, в свою очередь, станут бесконечно богаты. Все это благодаря чрезвычайной новости под названием глобализация. А в Америке в этот период вышла еще одна книга под названием «Когда Dow Jones вырастет до 36 000 пунктов». Ее написал один из гуру новых финансов Джеймс Глассман.
Сегодня как одному, так и другому автору было бы весьма трудно объяснить неосторожным покупателям их книг, откуда в них столько чудовищных глупостей. В реальности нет не только никакого экономического чуда, а, наоборот, Америка стоит на пороге рецессии, и повсюду раздаются тревожные голоса: а не приближаемся ли мы к коллапсу мирового масштаба. Индекс Dow Jones продолжает свое снижение и сегодня находится в районе 10 500 пунктов. Уровень в 36 000 пунктов представляется чем-то вроде таинственного параллелепипеда в фильме Кубрика «Год 2001: космическая одиссея».
В эти дни в Америке выходит еще одна книга, которая, без сомнения, будет иметь успех. Ее автор - Роберт Рейх, экс-министр труда в администрации Билла Клинтона. Заглавие книги внушает оптимизм: «Будущее успеха». Интересно, что Рейх написал ее после того, как подал в отставку. А почему он вышел в отставку? Да потому, что он днями не видел своего восьмилетнего сына Сэма. В его книге есть такие строки: «многие из нас зарабатывают больше и достигли благополучия по сравнению с тем, что было 25 лет назад, когда родились некоторые технологии, которые впоследствии открыли дорогу new economy. Поэтому на первый взгляд сегодня проще проводить свободное от работы время. Мы же, наоборот, работаем еще больше, чем прежде: наше свободное время неуклонно сокращается».