Северный полигон «Связьинвеста»

04.06.200100:00

 Архангельский «Артелеком» и «Электросвязь» Республики Карелия объявили финансовые итоги 2000 года и I квартала 2001 года. В двух этих компаниях холдинг «Связьинвест» проводит пилотные проекты, отрабатывая методику отраслевых реформ. Как показывает опыт двух северных компаний, реформы, сколь глубокими бы они ни были, неизменно упираются в тарифную политику.

Чистые убытки обеих компаний регулярно сокращаются. По свидетельству главного бухгалтера «Артелекома» Светланы Фефиловой и финансового директора карельской «Электросвязи» Ирины Шинкевич, с 1999 по 2000 год они упали в компаниях на 7,8% и 28% соответственно (в стандартах международной системы бухгалтерского учета). Положительная тенденция продолжилась и в первом квартале 2001 года. Сокращение убытков стало возможным после того, как «Связьинвест» начал в обеих компаниях пилотный проект по оптимизации управления, финансовой отчетности и планирования бюджета.

Проектов, строго говоря, два. Оба реализуются при помощи консультантов Arthur Andersen. Первый проект начался в 1999 году, когда система отчетности была «переложена» из лукавого российского стандарта в международный. «Перекладка» позволила компаниям уже второй год обходиться без привлечения сторонних аудиторов – это большая редкость среди российских предприятий. 

В 2001 году стартовал второй проект – по внедрению системы бюджетирования, совместимой с международным стандартом бухучета. Этот проект позволит сравнивать годовые и квартальные бюджеты с реальными финансовыми результатами. 

По заявлению директора департамента ценных бумаг «Связьинвеста» Елены Сидорович, обнадеживающие результаты, достигнутые двумя северными компаниями, подвигают холдинг на внедрение этого опыта и в остальных его компаниях.

Несмотря на положительные тенденции, обе компании продолжают пребывать в ранге «временно убыточных» и остро нуждаются в притоке инвестиций. Большие надежды в «Связьинвесте» возлагают на начатую консолидацию региональных операторов связи. Обоснованность таких надежд подтверждают инвесторы. «Для вложения капитала всегда более привлекательны крупные компании, чья ликвидность заведомо выше, – объясняет Бенджамин Вилкенинг, управляющий директор AIG-Brunswick Capital Management (управляющая компания «Фонда Миллениум», владеющего 29% голосующих акций «Артелекома» и карельской «Электросвязи»). – Прежде в этом регионе единственной ликвидной компанией была Петербургская телефонная сеть. После присоединения к ней еще девяти компаний Северо-Запада число ее линий возрастет с 1,7 до 3,5 млн. Это повысит привлекательность компании, а значит, и уровень ее капитализации».

«Прежде программы повышения ликвидности разрабатывались для каждой компании «Связьинвеста», – говорит Елена Сидорович. – Сегодня сделки фиксируются только у наиболее ликвидных – «Кубаньэлектросвязи», «Уралсвязьинформа», «Нижегородсвязьинформа» и «Ростелекома». В дальнейшем программы повышения ликвидности будут разрабатываться только для семи укрупненных региональных компаний холдинга».

Для них, в частности, предполагаются программы выпуска американских депозитарных расписок первого уровня (с дальнейшим его повышением) и привлечение денег через еврооблигации. Впрочем, программы эти будут создаваться не сегодня. «Пока не завершился процесс региональной консолидации, говорить об этом преждевременно», – подчеркивает Елена Сидорович.

 Однако даже самые успешные результаты структурной реформы и эффективное использование «внутреннего ресурса» отрасли недостаточны для достижения рентабельности. В свою очередь, без стабильного роста прибыльности обновление дышащей на ладан инфраструктуры просто невозможно.

«Денег, которые сегодня получают компании, недостаточно для быстрого обновления парка оборудования. Без обновления оборудования компании не могут оказывать современные услуги в телефонии, а именно эти услуги сегодня коммерчески наиболее перспективны. Таким образом, без решительных изменений тарифного режима сектор просто не выживет и может рухнуть в один день», – утверждает Бенджамин Вилкенинг.

По признанию генерального директора карельской «Электросвязи» Сергея Гаврюшева, тарифы по-прежнему покрывают лишь 70 – 75% себестоимости услуги. «Конечно, это не повод утверждать, что наши компании обречены быть убыточными по определению, – считает генеральный директор «Артелекома» Владимир Белокаминский. – Естественные монополии в России регулируются неэффективно. Если естественный монополист создает бизнес, то тарифы должны быть доходными настолько, чтобы отрасль могла развиваться».

Полумеры – как, например, повременная абонентская плата – положения не меняют. Это наглядно демонстрирует опыт Карелии, где повременку опробовали в 1999 году на всей территории для всех абонентов. Из-за политического сопротивления руководства республики новшество отменили через два месяца. Однако «отрицательный результат» показал многое. Более всех выиграли корпоративные клиенты. Посчитало повременку выгодной, по свидетельству Сергея Гаврюшева, и не менее 50% городского населения Карелии. Но предприятия электросвязи не потеряли и не приобрели ничего, поскольку уровень поминутных тарифов и фиксированная абонентская плата были заведомо ниже уровня рентабельности.

«Повременка делает оплату услуг «справедливее», социально приемлемее, – считает Бенджамин Вилкенинг. – Но безубыточность придет только с повышением тарифа, нахождением оптимума между фиксированной и повременной платой».

Пока решение по тарифной политике «висит» в Госдуме. Поправки к проекту закона «О связи», принятые депутатами в первом чтении, оставляют выбор повременной или фиксированной платы абонентам, а регулирование тарифов – региональной исполнительной власти. Министерство антимонопольной политики и аппарат президента уже высказали свое категорическое несогласие с таким решением парламентариев. Сами связисты настаивают на том, чтобы форма оплаты и регуляция тарифов находились в ведении региональных операторов и надеются на понимание со стороны правительства.

Не дожидаясь политического решения, Минсвязи и «Связьинвест» уже наняли консалтинговую McKinsey & Company для разработки системы тарифов, могущих покрывать реальные расходы компании. Для этого пилотного проекта выбран опять-таки «Артелеком». Тем самым связисты хотят подготовиться к ожесточенному спору с популистами в Думе и в итоге получить карт-бланш на повышение тарифов до экономически целесообразного уровня.

Если для операторов повышение тарифов – вопрос выживания, то для инвесторов – спасения вложенных еще до дефолта капиталов. «Осенью 1997 года месячная абонентская плата за телефон, эквивалентная $5 – 6, обеспечивала прибыльность. Первую половину 1998 года все были полны оптимизма, – рассказывает Бенджамин Вилкенинг. – Но потом сложилась немыслимая в остальном мире ситуация, когда тарифная политика государства вогнала телекоммуникационных операторов в банкротство. Пришлось проводить реструктуризацию долгов, договариваться с иностранными кредиторами и банками. В отрасли существует дефицит финансовых ресурсов. Денег не хватает даже на реализацию минимальной инвестиционной программы. Судите сами: капитализация телефонных компаний в Восточной Европе, Азии, Латинской Америке оценивается в $800 – 1500 за линию, а в российских регионах аналогичный показатель порой едва достигает $100. Потому что тарифы в России в 10 раз ниже.

Тем не менее AIG-Brunswick Capital Management, будучи долгосрочным инвестором, не торопится. Мы возлагаем надежды на консолидацию операторов, означающую для нас рост ликвидности акций и капитализации компаний. Пример «Артелекома» и карельской «Электросвязи» должен ободрить остальных. В случае адекватного решения «политизированной» ныне тарифной проблемы – а правительство скорее на стороне связистов – наши инвестиции могут оказаться более чем выгодными».