Севморпуть приведет Россию на Восток

18.06.202213:14

Геополитический кризис никак не повлияет на Северный морской путь (СМП), поскольку все страны заинтересованы в его использовании, заявил спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. По данным «Росатома», число разрешений движения по маршруту с начала года уже увеличилось на 8%. Таким образом за счет инвестиций в развитие СМП федеральный бюджет до 2035 года пополнится на 13,5 трлн рублей, вклад маршрута в ВВП оценивается в 35 трлн рублей.

«Как текущая геополитическая обстановка влияет на СМП? Отвечу коротко и ясно: никак», — заявил Сергей Иванов на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ). Он отметил, что все страны мира заинтересованы в использовании маршрута, при этом Россия не собирается им это запрещать, поскольку иначе лишится «огромной прибыли».

По расчетам Минвостокразвития, вклад уже проинвестированных проектов по развитию СМП в ВВП до 2035 года составляет 35 трлн рублей, федеральный бюджет за то же время получит 13,5 трлн рублей доходов. «Это практически ежегодно $100 млрд товаров, которые будут произведены уже в ближайшие несколько лет», — добавил глава ведомства Алексей Чекунков.

По его словам, «поворот на Восток может происходить только через Север». На маршруте СМП находятся Ямал, поставляющий нефть и газ, Норильск — металлы, а Кольский полуостров — удобрения, Якутск — алмазы. Между тем развитие СМП очень связано с арктическими проектами и крупными российскими компаниями: сжиженным природным газом «Новатэка», нефтью «Восток ойла», углем Сырадасайского месторождения, медью и золотом Баимской рудной зоны, а также металлами «Норникеля», перечислил Чекунков. По его словам, каждый год в эти проекты вкладывается под 2 трлн рублей.

СМП проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карскому, Лаптевых, Восточно–Сибирскому, Чукотскому). Длина СМП от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5,6 тыс. км. Расстояние по нему от Санкт–Петербурга до Владивостока составляет свыше 14 тыс. км.

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных сибирских рек. В частности, по маршруту ввозят топливо, оборудование и продовольствие, а вывозят лес и полезные ископаемые.

прочитать весь текст

«Норникель», в частности, уже начал изучение вечной мерзлоты для снижения аварийности на своих объектах и инвестирует в портовую инфраструктуру СМП, включая порт Дудинка. Уже запущенная программа развития порта обойдется «Норникелю» в 40 млрд рублей. Старший вице-президент компании Сергей Дубовицкий называет развитие СМП «жизненной необходимостью» ГМК.

«Сейчас перед нами стоит вызов — увеличение инвестиционной программы. По факту прошлого года она выросла двукратно. Интенсивность логистики существенно растет – на 75% увеличилось число судо-рейсов, по сравнению с прошлым годом», — заявил он, выступая на той же сессии ПМЭФ.

Два союзника

СМП дает России два преимущества: географию и атомный ледокольный флот «Росатома», считает гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев. По его словам, в ближайшие год–полтора есть смысл разработать ледовый навигатор, работающий по принципу автомобильного: показывает оптимальный путь с точки зрения пробок, погоды и общей ледовой логистики.

По данным Лихачева, количество разрешений движения по СМП в 2022–м увеличилось на 8%. «То есть у нас растет запрос на использование СМП в этом году, несмотря на известные сложности и колоссальное давление на Россию», — добавил глава «Росатома». Он уточнил, что у инвесторов все еще есть интерес к реализации проектов по развитию транзитной системы по СМП. В ближайшее время Лихачев рассчитывает «перейти к открытому обсуждению» потенциальных проектов.

«Росатом», как и «Норникель», видит СМП важным фактором развития Арктики. Стабильную работу маршрута могут обеспечить атомные ледоколы, которые уже строятся на входящем в ОСК «Балтийском заводе» Санкт-Петербурга — «Росатом» взялся за создание еще четырех ледоколов до 2032 года, заверил предправления и гендиректор ОСК Алексей Рахманов. Новые ледоколы нужны для круглогодичного экспорта грузов из Арктики на Восток.. Правительство планирует увеличить перевозку грузов по СМП с 35 млн тонн в 2021 году до 80 млн тонн к 2024–му, а к 2035 году — до 150 млн тонн.

«Росатом» уже построил два атомных ледокола типа «Арктика» (на 60 МВт), еще три строятся вместе с головным ледоколом «Лидер» на 120 МВт. В конце апреля «Росатом» смог добиться дополнительного финансирования развития инфраструктуры СМП — премьер Михаил Мишустин поручил до 2030 года выделить из бюджета 118 млрд рублей на строительство еще двух атомных ледоколов и 25 млрд рублей на судно атомно–технологического обеспечения, писал «Коммерсант».

Вместе с поручением премьера к 2030 году «Атомфлот» может получить восемь новых атомных ледоколов. Также в планах строительство четырех ледоколов на сжиженном природном газе на частные средства.

прочитать весь текст

Рахманов напомнил, что «Балтийский завод» в свое время был спасен заказом от «Росатома» на строительство ледокола «Урал». Более того, петербургская «Северная верфь» в первом квартале 2023 года сможет начать строительство крупнотоннажных судов габаритами 250х70х46 метров.