Съезд победителей

«ПРИ ВСЕЙ благодарности Володе за то, что он сделал, мы не можем не признать, что некоторые шаги, которые он предпринимал в рамках своих политических воззрений, негативно сказались в том числе и на Российском еврейском конгрессе». Так глава «Альфа-групп» Михаил Фридман охарактеризовал роль Владимира Гусинского, выступая на третьем съезде РЕК.

То, что это некогда наиболее представительное объединение российских евреев переживает далеко не лучшие времена, видно невооруженным взглядом. Достаточно сказать, что впервые за пятилетнюю историю РЕК никто из высокопоставленных государственных деятелей не почтил своим присутствием очередной съезд Российского еврейского конгресса.

Правда, кое-кто из российских чиновников был на приуроченной к очередному съезду РЕК церемонии открытия отреставрированной Московской хоральной синагоги и торжественной закладки первого камня Еврейского общинного центра. Но появление традиционного в таких случаях Юрия Лужкова и отказавшегося от выступления президентского полпреда Георгия Полтавченко только подчеркивало локальность мероприятия. Да и вице-премьер Валентина Матвиенко в своей речи всячески избегала упоминать РЕК.

Подобные умолчания были тем более странными, что упомянутое мероприятие фактически стало инаугурацией нового президента РЕК Леонида Невзлина*, для избрания которого и созывался третий съезд.

«Ко» уже писал о соответствующем кадровом решении президиума Российского еврейского конгресса. Но окончательно в свою новую должность соратник и партнер Михаила Ходорковского* (по некоторым данным, лично Невзлину принадлежит около 25% акций ЮКОСа) вступил лишь после избрания на съезде РЕК.

Поэтому, кстати, весьма нелогично выглядят объяснения одного из российских главных раввинов Берла Лазара, буквально накануне объявившего о своем выходе из РЕК. По словам Лазара, после назначения Невзлина «появилась надежда на изменения, однако их так и не произошло». Скорее всего, главного раввина, избранного альтернативной РЕК Федерацией еврейских общин России (ФЕОР, которая, к слову, в гораздо большем почете у властей – на ее мероприятиях бывает даже российский президент), не устраивает не то, что Невзлин чего-то не сделал (у него и полномочий-то всех тогда еще не было), а то, что он собирается делать. Ведь, как отмечают в РЕК, «Невзлин хочет построить систему, которая не должна зависеть от внешних воздействий». Будь то уход крупного донора или охлаждение к РЕК со стороны властей.

Одним из первых шагов Невзлина в деле повышения устойчивости РЕК стало создание бюро для решения оперативных вопросов, в которое помимо президента конгресса вошли и основные его спонсоры: Михаил Фридман, Давид Якобашвили, Борис Хаит, Виталий Малкин, Григорий Штульберг, Марк Шабад, Евгений Сатановский.

Естественно, ФЕОР, уже праздновавшую было победу над конкурентом, такое развитие событий не слишком устраивает. Ведь усиление РЕК неизбежно привлечет к нему внимание как международных еврейских организаций, так и израильского руководства. А это, в свою очередь, способно довольно негативно сказаться на бизнес-интересах спонсоров ФЕОР (прежде всего на бизнесе Льва Леваева).

В РЕК у него немало недоброжелателей и помимо ставшего почетным президентом Владимира Гусинского. По некоторым данным, у Леваева не без «содействия» со стороны дружественных РЕК организаций уже возникли довольно серьезные проблемы с некоторыми влиятельными израильскими религиозными деятелями.

А ведь как раз сейчас этот бизнесмен собирается участвовать в конкурсе на право вещания на создаваемом в Израиле русскоязычном телеканале. Причем леваевская Africa-Israel выступает в одном пуле с ОРТ и РТР.

Видимо, содействуя приходу на израильский телерынок российских государственных телекомпаний, Леваев рассчитывает извлечь из этого не столько коммерческую, сколько политическую выгоду. По крайней мере в период, когда прилагается столько усилий ради улучшения имиджа России за рубежом, услугу, оказываемую владельцем Africa-Israel, трудно переоценить. Даже несмотря на то, останется ли дружественный Леваеву Александр Волошин главой президентской администрации или нет.

В общем, от результатов конкурса на русскоязычный телеканал Лев Леваев ждет слишком многого, чтобы ставить свою победу в зависимость от кадровой революции в Российском еврейском конгрессе.

* признан в России иностранным агентом.


* признан в России иноагентом.