Top.Mail.Ru
архив

Съезд побежденных

Виктор Букато, Яков Дубенецкий, Юрий Агапов, Александра Козырева, Гарегин Тосунян... Этих некогда могущественных и влиятельных банкиров, которые приглашались на встречи с президентом и совещания в правительстве и чьи банки занимали первые строчки рейтингов, с удивлением можно было встретить во время очередного, девятого съезда Ассоциации российских банков. Словно на дворе 95-й, а не 99-й год.

Но последние полгода уравняли всех, и теперь, казалось бы, окончательно поверженный в 1996 году Тверьуниверсалбанк занимает 62-е место по капиталу; терпящий убытки Промстройбанк надеется тем не менее стать основой для Российского банка развития; экс-президент поглощаемого Банком Москвы Мосбизнесбанка курит сигары и подумывает о новых проектах; удивлявший всю Москву вооруженной автоматами охраной глава Кредобанка хотя и приторговывает, по слухам, израильским шоколадом, смотрится среди нынешних банкиров столь же естественно, как в компании Гусинского, Ходорковского* и Смоленского пять лет назад. Ну а экс-президент бесславно умершего Технобанка теперь вообще большой человек - член наблюдательного совета АРКО ( что уже смешно) и советник Евгения Примакова. К тому же г-н Тосунян сохранил за собой пост вице-президента АРБ, чем, по мнению многих, сильно дискредитировал ассоциацию (дескать, госчиновник является одним из руководителей общественной организации предпринимателей). Впрочем, во многом благодаря Гарегину Ашотовичу съезд АРБ превратился в весьма заметное мероприятие. Без сомнения, именно он вытащил на мероприятие премьер-министра.

«Обещаю, что к следующему съезду я буду твердо стоять на ногах» - этими словами Евгений Примаков начал свое выступление перед участниками очередного форума АРБ. И хотя формально пассаж премьера был призван всего лишь оправдать его не лучшее физическое состояние после перенесенного приступа радикулита, в нынешней ситуации подобные фразы трудно не снабдить подтекстом. В прежние времена ассоциация могла рассчитывать разве что на «экономического» вице-премьера. А тут с банкирским сословием решил поговорить «сам» (правда, новый - не тот, что был раньше). Причем на столь острую и злободневную тему, как реструктуризация банковской системы.

И Примаков сумел завоевать симпатии присутствующих, не забывая, естественно, для видимой объективности разбавлять мед дегтем. Да, правительство не собирается отмежеваться от «проблемы ГКО». Но некоторые банки прикрывают «семнадцатым августа» свои балансовые дыры. Придется вложить значительные средства в реструктуризацию банков особой социальной важности. Но это будут единичные случаи. А вообще важно, чтобы банковский рынок был очищен от «банков-инвалидов», «банков-мертвецов», «банков-бомжей».

И плохо, что реструктуризация идет слишком медленно. На этот упрек, кстати, обиделся выступавший вслед за премьером Виктор Геращенко. По мнению главы ЦБ, «кампанейский подход в данном случае неприменим». Правда, поднявшаяся на трибуну вслед за своим шефом Татьяна Парамонова пообещала, что в ближайшее время у ряда крупных банков будут отозваны лицензии.

Вообще съезд АРБ прошел при явном доминировании представителей Центрального банка - точнее, их взглядов на будущее банковской системы. Это и понятно: не та сейчас у банкиров ситуация, чтобы пытаться диктовать правила игры или хотя бы отстаивать свои интересы. Как ЦБ скажет - так и будет. Ведь только на Неглинной могут дать стабилизационный кредит.

Безусловно, далеко не все нуждаются в помощи ЦБ, но новых лидеров банковского сообщества на съезде заметно не было. Очевидно, что их не сильно интересуют происходящие внутри и вокруг АРБ интриги. Как и перспектива попасть в руководство банковской ассоциации. Оно почти не изменилось. Даже ставшего чиновником Гарегина Тосуняна оставили. Как сказал делегатам президент АРБ Сергей Егоров, «Геращенко попросил...».

Так что, несмотря на обеспеченный Евгением Примаковым сравнительно высокий статус съезда АРБ, он не стал, как многие ждали, сколько-нибудь важным событием, лишний раз проиллюстрировав падение общественного авторитета банков и банкиров.

* признан в России иностранным агентом.

Еще по теме