Top.Mail.Ru
архив

Сговор истинных джентльменов

Рано или поздно это должно было произойти. Шли годы, менялись поколения бизнесменов и правила рынков, и только Sotheby's и Christie's - аукционные дома с вековой историей - стремились остановить время в эпохе королевы Виктории. В тихом омуте рано или поздно заводятся черти.

В начале текущего года на Западе разгорелся шумный скандал, который может поставить крест на деятельности аукционных фирм, совместно контролирующих 95% сделок по предметам искусства. Sotheby`s и Christie's оказались уличены в сговоре монополистов.

Неприятности начались еще в 1997 году, когда министерство юстиции США после визита своих сотрудников в представительства Sotheby's и Christie's в Нью-Йорке заявило о начале расследования деятельности обеих компаний. Изначально в сговоре подозревались не только эти киты аукционной торговли, но и десяток других американских арт-дилеров. Однако со временем в деле остались только Sotheby's и Christie's.

В случае установления факта нарушения антимонопольного законодательства США руководителей компаний ожидало достаточно суровое наказание - изрядный штраф и тюремное заключение до трех лет. Но доказать что-либо, кроме того, что оба ведущих аукционных дома мира установили очень высокие комиссионные сборы (покупатель платил от 10% до 15% в зависимости от суммы сделки у Sotheby's и до 20% у Christie's), минюсту США не удалось.

В итоге дело прикрыли. Казалось, руководство аукционных компаний может спать спокойно. Однако в жизни иногда случаются события, напоминающие избитые сюжеты детективных фильмов. В декабре 1999 года после 34 лет работы в отставку внезапно подал генеральный директор дома Christie's Кристофер Дэвидж. Передавая дела новым руководителям, он рассказал о заключенном в 1992 году с Sotheby's соглашении о совместной политике установления комиссионных при продаже на аукционах произведений искусства. По словам Дэвиджа, эти злоупотребления прекратились в 1998 году, после того как Christie's была куплена французским бизнесменом Франсуа Пино.

Дэвидж рассчитывал, что раскрытый им секрет не выйдет за пределы его кабинета. Но времена меняются, меняются и люди. Неожиданно для всех последовала сцена, напоминающая кадры советского детектива: новое руководство Christie's, убоявшись неотвратимого наказания, немедленно отправилось в английские компетентные органы, где и заявило о неблаговидном поведении предыдущего руководства компании. Новых менеджеров можно понять: засвидетельствовав свою непричастность к этому делу, они поступили как истинные американцы, которым нет дела до традиционного уважения к скелетам в шкафу. Впрочем, не стоит думать, что произошедшее - коммерческая ошибка. Чистосердечное признание повышало шансы Christie's на снисходительность американского правосудия, когда дело дойдет до суда.

Министерство юстиции США немедленно возобновило расследование. Ничего не подозревавшая Sotheby's, с которой на сей раз ничего не согласовывали, вынуждена была констатировать: кто не успел - тот опоздал. Однако расстраиваться по этому поводу руководителям компании пришлось недолго, поскольку очень скоро у конкурента, заблаговременно сдавшегося полиции, не осталось никаких преимуществ.

Выбор козлов отпущения

Скандал разгорался. Частные коллекционеры всего мира дружно подали в суд на оба аукционных дома. К расследованию подключились британский антимонопольный комитет, европейская и австралийская комиссии. В результате Christie's больше не могла рассчитывать на послабления за содействие следствию. Впрочем, европейские законы не в пример мягче американских, и даже если европейская комиссия придет к выводу о виновности Christie's, самое большее, что грозит компании, - штраф, равняющийся 10% годового дохода.

Тем временем дела не оправившейся еще от изумления Sotheby`s шли все хуже и хуже. Акции компании катастрофически быстро падали в цене. Если в январе нынешнего года акция аукционного дома стоила порядка $30, то в середине февраля ее стоимость упала до $14,5 (по сравнению с $42 весной 1999 года). Информационные агентства публиковали грозные сообщения под заголовками: "Торговому дому Sotheby's грозит расформирование". Необходимо было срочно исправлять положение.

В декабре Christie's воспользовалась старым проверенным способом решения проблем такого рода, заявив, что во всем виноваты прежние руководители компании - президент правления сэр Энтони Теннат и заваривший всю кашу генеральный директор Кристофер Дэвидж. По версии Christie's, все остальные ни сном ни духом не ведали о творящихся безобразиях. Так Дэвидж познакомился со старым бюрократическим правилом о том, "что такое инициатива и как она наказуема".

Не отставала и Sotheby's: 21 февраля 2000 года Альфред Таубман (президент) и Диана Брукс (исполнительный директор) объявили о своем уходе в отставку. Оба руководителя, по их собственным словам, действовали "в интересах компании". Новый президент Sotheby's - Майкл Соверн (до последнего времени президент Колумбийского университета в Нью-Йорке) заявил, что, за исключением Таубмана и Брукс, состав руководства изменяться не будет. Таким образом, в роли крайних оказались эти двое. Тем не менее оба проштрафившихся, хоть и являются юридически виновными, имеют все же некоторое моральное оправдание, поскольку восемь лет назад, заключая соглашение с Christie's, они, как и сейчас, действовали в интересах компании. Кроме того, Альфред Таубман является владельцем 22% всех выпущенных в обращение акций компании и по-прежнему сохраняет влияние на Christie's, контролируя 63% голосов и оставаясь членом правления.

Стирка белых перчаток

По мнению Майкла Соверна, ведущееся расследование дорого обойдется компании, но не приведет к катастрофическим последствиям. Однако делать окончательные оценки о величине ущерба причиненного двум ведущим аукционным домам еще рано. Пока же не столь удачливые конкуренты китов арт-торговли - аукционные дома, занимающие 3-е и 4-е места по объему торгов - Phillips и Bonham, которых Christie's и Sotheby's планомерно давили начиная с середины 80-х, получили прекрасный шанс вырваться вперед.

Скандал вынудил Sotheby's заняться поиском новых партнеров. В течение последних месяцев велись переговоры с Интернет-аукционным домом eBay, выставлявшим заявку на поглощение аукционного дома (стоимость сделки оценивалась в $1,6 млрд). Ранее eBay уже приобрел крупный британский аукционный дом Butterfield & Butterfield. Однако переговоры завершились ничем - eBay внезапно объявил об отказе от сделки. Как выяснилось, сопротивлялся все тот же Таубман, который заблокировал сделку. Едва не поглощенная Sotheby's, кстати, немедленно поняла, откуда дует ветер, и подписала договор с Amazon.com об открытии своего аукционного сайта. Однако и этот союз таит большую опасность: до тех пор пока акции Интернет-торговцев растут быстрее, чем бумаги Sotheby's, английской компании придется жить, находясь под угрозой поглощения и потери самостоятельности.

Однако самое страшное, похоже, еще впереди. На прошлой неделе стало известно, что юридическая фирма Berger & Montague работает над классовым иском к Sotheby's по факту сговора. В этой ситуации Sotheby's - равно как и Christie's - не избежать выплат в сотни миллионов долларов, а значит, и неминуемого банкротства.

Тому, кто хочет остаться настоящим джентльменом в наш безумный век, следует заботиться о чистоте своих перчаток. Молодая шпана не дремлет.

Еще по теме