Шаг вперед, два шага назад
Сколько серверов нужно вашей компании: 3, 50 или 100? В 99% случаев, принимая решение о вложениях в IT-инфраструктуру, директор компании будет руководствоваться аргументами IT-директора. Вопрос в том, насколько последний заинтересован в правильном ответе. Ведь его значимость всегда пропорциональна объему необходимой IT-поддержки и размеру IT-бюджета.
За последнее десятилетие преимущества аутсорсинговой модели обслуживания IT доказали свою жизнеспособность. По данным IDC, российский рынок IT-услуг в 2012 г. составил $7 млрд, объем рынка IT-аусорсинга достиг показателя в $1 млрд, а в экономической эффективности аутсорсинга убедились сотни отечественных компаний - от малого бизнеса до гигантов уровня МТС и "М.Видео".
Передача непрофильных функций внешним исполнителям, и не только в сфере IT, - общемировой тренд. Аутсорсинг - это разумный способ экономии издержек и времени. В некоторых отраслях этот фактор может быть очень критичен.
Казалось бы, убедительность экономики аутсорсинга, уровень развития рынка, эффективность международной практики, наличие апробированных методик подсчета издержек, развитый юридический базис - достаточные условия для дальнейшего роста популярности аутсорсинговых моделей. Но вопреки мировым тенденциям и экономической логике мы наблюдаем другой тренд. Повальное увлечение созданием инсорсинговых IT-центров внутри компаний, закрывающих доступ к IT для внешних исполнителей. Крупные коммерческие структуры и госкорпорации выделяют свои IT-службы в отдельные организации (ЛУКОЙЛ, "Росатом", "Газпром", Сбербанк и т.д.).
Основной аргумент, приводимый IT-директорами таких корпораций, - риски нарушения безопасности и потери контроля управления. По мере развития рынка эти аргументы не меняются, сформировав прочный стереотип: нельзя отдавать свои бизнес-процессы вовне, это приведет к потере контроля над ними. Однако трудно поверить, что профессионально отслеживающий последние тенденции и тренды рынка IT-директор не знает, что все эти риски управляемы, они устраняются при подписании юридически обязывающих документов (SLA-договоров).
Что происходит в случае создания инсорсинговых IT-центров на самом деле? Внутренний IT-персонал не мотивирован к усилению внутренних процедур контроля, как и к внедрению показателей эффективности своей работы. Это приводит к снижению качества IT-поддержки и к падению профессионализма самих сотрудников, а значит, к рискам для бизнеса. IT - это функция, требующая постоянного контроля, 365х7х24, любой сбой, любая аварийная ситуация могут оказаться критическими в случае отсутствия у специалиста достаточного уровня компетенции, опыта или отлаженных антикризисных мер.
Но самая серьезная опасность для рынка от инсорсинга даже не в этом: происходят массовый отток специалистов и резкое усугубление проблемы дефицита кадров. Ключевая причина кроется не только в недостатке грамотных выпускников - и без того хрупкое равновесие разрушается осознанной политикой завышения зарплат. Перекупая не только отдельных специалистов, но и целые команды, крупные структуры лишают IT-рынок основного актива, подрывая его экономику на корню.
Сложно сказать, что может побудить противников внешнего аутсорсинга пересмотреть свои взгляды. Снижение цен на нефть? Вынужденная необходимость начать считать деньги? Ощутимое снижение качества IT-поддержки? Хочется верить, что разумная альтернатива будет найдена, а баланс восстановится благодаря не очередному кризису, а рациональному подходу и стратегически выверенным управленческим решениям.