Шахматная партия Фридмана
Крупнейший частный телекоммуникационный оператор Golden Telecom (GT) поглощает своего конкурента – «Комбеллгу», занимающую третье место на этом рынке. В результате возникает компания с годовым оборотом около $300 млн. Бывший лидер – «Система-Телеком» заметно отстает, не успевая свести пять своих операторов фиксированной связи в единое предприятие.
Норвежская Telenor, единственный владелец «Комбеллги», в обмен за нее получит 19,5% акций в Golden Telecom, после того как будет проведена допэмиссия на 6,7 млн акций. Стоимость этого пакета оценивается от $170 млн до $220 млн. Наиболее заинтересованная сторона в этой сделке – «Альфа-групп», которой будет принадлежать 31% акций. Никто из акционеров – «Ростелеком», ЕБРР, Barings Vostok, Capital International – не возражал против поглощения.
По мнению аналитика компании «НИКойл» Владимира Богданова, это взаимовыгодная сделка: «Telenor, владелец «Комбеллги», продал активы более крупной компании, а группа «Альфа» сделала еще одно выгодное приобретение. На следующий день после объявления события акции GT на Нью-Йоркской бирже выросли на 14%». В отличие от Владимира Богданова, который не усматривает в этом особой подоплеки, аналитик Deutsche Bank Юлий Матевосов увязывает это событие с долгосрочными планами «Альфа-групп». По его мнению, холдинг собирает телекоммуникационные активы для того, чтобы заранее подготовиться к будущей приватизации «Связьинвеста». Приобретение пакета в 25,1% в «МегаФоне» за $200 млн, обмен долгов региональных телекомов на сумму около $460 млн у Минфина на советские долги Словении, а теперь и поглощение «Комбеллги» позволяет «Альфе» сконцентрировать различные активы, которые могут стать фигурами в размене перед приватизацией «Связьинвеста».
«Если рассмотреть ситуацию как шахматную партию, то «Альфа» выдвинула в центр поля коня и укрепила фланги, – так Юлий Матевосов прокомментировал последние действия группы. – Теперь она обладает большой свободой маневра, а сама может оказывать сильное давление на других игроков. Какая именно комбинация задумана, предугадать сложно».
«План Михаила Фридмана, который ведет себя как нормальный инвестиционный банкир, вполне понятен, – говорит один из аналитиков, пожелавший остаться неназванным. – Он планирует получить контроль над «Связьинвестом» во время приватизации, поднять его капитализацию, вывести на IPO, а затем продать. Доход от этого проекта, который займет три-четыре года, может превысить доход, полученный от продажи ТНК. Все остальные сделки нужно рассматривать в рамках этой перспективы».
«Альфа» ведет игру прежде всего со своими партнерами – Telenor, «Телекоминвестом» и «Связьинвестом». Telenor, купив «Кобеллгу» три года назад, не смогла сильно развить эту компанию. Она пыталась продавать компаниям смешанные решения мобильной и фиксированной связи, объединив услуги от «Комбеллги» и от «Вымпелкома». Но это не слишком заинтересовало потребителей. Оказавшись между «Системой-Телеком» и Golden Telecom, «Комбеллга» должна была сделать выбор либо в пользу партнерства, либо ждать, когда ее «съедят». Однако за свои активы кроме денег Telenor, вероятно, получила «премию» – определенные обещания «Альфы» учесть ее интересы в мобильной связи. Telenor вряд ли изменит своей традиционной стратегии полного контроля над компаниями, в которых она участвует. Она уже объявляла о своем стремлении владеть «Вымпелкомом». Да и Джо Лундер, начинавший свою карьеру в Telenor, несмотря на истекший контракт, предпочел остаться в Москве, заняв должность председателя совета директоров компании.
Партнер «поневоле» – «Телекоминвест» выпустил заявление для прессы, в котором говорится, что он не согласен со сделкой по «МегаФону», блокирующий пакет акций которого две недели назад купила «Альфа», однако не предпринял никаких конкретных действий, чтобы ее оспорить. Видимо, он не получил на это разрешения от владельцев. «Рассматривая развитие ситуации, вряд ли стоить ожидать слияния «МегаФона» с «Вымпелкомом», – считает Юлий Матевосов. – «МегаФон» не публичная компания. В этой сделке было бы очень много тонкостей и переплеталось бы много интересов, на решение которых ушло бы несколько лет».
Имея решающий голос в «МегаФоне», «Альфа» может оказывать влияние и на министра связи Леонида Реймана. Она может выступать против ключевых решений развития сотового оператора, может продать пакет другому совладельцу – компании TeliaSonera или договориться о том, что все сотовые активы «Связьинвеста», если он достанется «Альфе», перейдут «МегаФону».