Top.Mail.Ru
архив

Шеф в сапогах

Кадровые военные, решившие заняться бизнесом, как правило, находят свое место в службах безопасности. Однако есть офицеры, которые посчитали, что такой путь банален, и попытались освоить амплуа не охранников, а менеджеров. При этом в новой роли они не торопятся отказываться от армейских привычек.

 

Недавно коммерческий директор компании «Кона» (компания выпускает крученые текстильные изделия) майор в отставке Андрей Назаров принял участие в тренинге для менеджеров. Ничего нового для себя офицер не нашел, более того, он пришел к выводу, что тактика компании на рынке сродни управлению сухопутными войсками в бою – она также включает в себя захват, удержание, противодействие противнику…

Это не единственное «открытие» подобного рода. Опрошенные «Ко» офицеры, ныне занимающиеся бизнесом, говорят, что управление в армии и менеджмент в бизнесе имеют гораздо больше общего, чем это может показаться на первый взгляд. Например, они твердо убеждены, что армейские методы очень эффективны в руководстве персоналом.

 

Р-р-р-авняйсь!

 

Офицеры-менеджеры полагают, что как в армейской, так и в корпоративной жизни должна соблюдаться строгая дисциплина. «Я не вижу разницы в управлении человеком военным или гражданским. В любом случае управленческий цикл начинается с четкой постановки задачи. Если задача правильно сформулирована, то исполнителям легко работается, – говорит контр-адмирал запаса, директор департамента корпорации «Парус» Александр Новиков (компания производит программное обеспечение). – Бывший военный четче представляет свои управленческие функции. У гражданских же руководителей часто встречаются размытые параметры управления. Например, в гражданской жизни меня раздражает выражение «Давайте созвонимся» – ведь при этом непонятно, кто, кому и когда должен позвонить».

Вице-президент корпорации «Парус» Сергей Макаричев – также в прошлом военный моряк – согласен с контр-адмиралом. Макаричев говорит, что гражданские люди часто называют военных «солдафонами», подразумевая при этом склонность военных к авторитарным методам управления. Между тем и в армейской среде, и в бизнесе одинаково необходимо точное и беспрекословное исполнение приказов.

«Меня армия приучила к дисциплине, личной организованности, умению ценить и планировать время, – считает лейтенант Андрей Деревянченко, ныне владелец торговой марки бытовой электроники Vitek. Военная среда изменила мой характер, он стал более твердым и решительным. Не знаю, был ли бы я так успешен в бизнесе без военной школы».

 

Боевые части холдинга

 

Пришедшие в бизнес военные находят очень много общего между методами управления в армии и «на гражданке» и совершенно осознанно применяют свой армейский опыт в корпоративной практике – например, в вопросах выстраивания структуры компаний. «Военный опыт помогает выстроить управленческую структуру, которая позволяет четко понять, кто кем руководит, кто кому подчиняется, кто какие задачи выполняет и какая цель в конечном итоге преследуется», – говорит гендиректор Черноголовского завода алкогольной продукции «ОСТ-Алко» полковник десантных войск в запасе Андрей Черепенькин.

А председатель правления группы компаний «Нерком» (группа объединяет компании, занимающиеся производством продуктов питания, консалтингом и издательским бизнесом) капитан первого ранга Вадим Солод не скрывает, что структура его группы повторяет организацию управления боевым кораблем: «Это связано с тем, что подобное управление нацелено на выживание в море, а значит, лучшей организации не придумать». В структуре «Неркома» есть боевые части, дивизионы, начальники тыловых служб и даже «замполит». На спинке кресла самого Солода прибита табличка с надписью «Капитан».

Нечто похожее есть и в компании «Кона». «Бизнес строится по дивизионной системе управления: мы создавали систему исходя из того, что она должна быть жизнестойкой. Неудивительно, что результат получился «военным», – рассказывает Андрей Назаров.

 

Стрессы на учениях и в офисе

 

Впрочем, утверждать, что армейский опыт идеально подходит для работы в бизнесе, офицеры не берутся. Владелец Тверской швейной фабрики капитан запаса Юрий Гуменюк говорит: «Мотивация в армии другая – нас воспитывали на чувстве патриотизма и учили приказ командира принимать с радостью. Армия по-другому держаться и не может. В нынешней работе сотрудникам надо ставить интересную задачу. Желательно, чтобы ключевые сотрудники участвовали в выработке решения, тогда они будут воспринимать его как «свое».

Вадим Солод считает, что многим военным трудно вписаться в корпоративную культуру компаний, что зачастую им тяжело взаимодействовать с коллегами, поскольку «военные очень зациклены на карьере». Капитан первого ранга полагает, что в бизнесе есть области деятельности, где потенциал военных может быть особенно востребован: «Военные – это прежде всего хорошие организаторы, поэтому им лучше поручать вопросы безопасности компании, административную и кадровую работу, а также хозяйственный учет – на складе, например».

Юрий Гуменюк считает, что военные обучены действовать в стрессовых ситуациях, а такая закалка востребована в бизнесе. Александр Новиков, в свою очередь, полагает, что стрессовые ситуации в армии и в бизнесе – это не одно и то же: «Стрессы на военной службе связаны с опасностью для жизни, для преодоления этих опасностей требуется мужество героев. В менеджменте же стрессами являются обострения конкурентной борьбы или внутренних организационных проблем».

Старший лейтенант Игорь Потапенко, ныне возглавляющий холдинг «Разгуляй УКРРОС», говорит, что по мере становления бизнеса он поменял стиль поведения: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. В момент становления бизнеса я отдавал приказы, а сегодня компания стала менее «военизированной». Стиль управления изменился. Впрочем, с мужчинами я и сейчас иногда позволяю себе выражаться резче, нежели с женщинами».

Андрей Черепенькин в вопросе о совместимости военного и гражданского мышления настроен примирительно: «Не стоит противопоставлять ментальность людей, которые были в сапогах и портупее, тем людям, которые не знают, что такое армия. У нас на предприятии коммерческий и финансовый директора – женщины, никогда не служившие в армии. И, знаете, хорошо работают».

 

Привычка – вторая натура

 

Вадим Солод считает, что корпоративной культуре не повредят элементы военного быта. Сам он решил не расставаться с военно-морской цветовой гаммой в одежде – темный костюм и белая сорочка. А принимаемых на работу сотрудников, в том числе и женщин, сразу предупреждает о том, что не привык уступать дорогу: «На корабле командир идет по коридорам, не останавливаясь, нижние чины должны стать к борту и пропустить командира. Бывает, что я, задумавшись, не обращаю внимания, кто идет мне навстречу, поэтому заранее рекомендую сотрудникам уступать мне дорогу».

Еще по теме

архив
Цвет звезд
Будучи зрителем – прости, Господи! – простоватым, я глух к мощным децибелам катарсиса. Это выше моих физических возможностей – просидеть, например, четыре часа в театре (пусть даже с антрактом), чтобы все это время прислушиваться к раскатам древнегреческого рока, окропляя программку слезами горькими, как разлука Одиссея с Пенелопой, а в финале пролиться очистительным плачем по своей грешной жизни. Пусть режиссер будет сто пятьдесят раз гений, а актеры будут завывать совершенно натуральными голосами, но за четыре часа внимание мое расстраивается и идет себе гулять налево: вот зрительница через ряд комкает платочек, вон на балконе две коротко – под Шарон Стоун – стриженые блондинки сидят, наверное, держа друг дружку за руки. Портьера пыльная, лепнина пышная, тоска, в общем, или, как писал Даль, мление скуки.
Цвет звезд