Шелковый путь
На втором этаже российского павильона на World Expo 2015 в Милане было не протолкнуться. На пять дней к российской команде на мировой выставке присоединилась компания Solstudio Александры Калошиной, известная на рынке fashion-маркой Radical Chic.
Удивить избалованных итальянцев удалось, казалось бы, их же традиционным ремеслом – текстильным дизайном. Несмотря на тему выставки – «Накормить планету. Энергия для жизни», – организаторы предложили Solstudio показать шелковые и шерстяные платки из тканей собственного дизайна.
«На Expo 2015 мы привезли нашу продукцию, которая рассказывает о современной России, – говорит Александра Калошина. – Мы собрали толпу народа, второй этаж павильона России мы блокировали полностью. Очень хорошо нас приняла и местная пресса, наверное, устав от бесконечной темы еды».
Сегодня Solstudio производит ткани на фабрике Facet в Италии, однако их дизайн создают российские художники в Москве. Среди заказчиков – крупнейшие отечественные компании (например, серию тематических платков заказал «Норильский никель»), а для Министерства культуры Москвы студия разработала целую линейку брендированных сувениров, включая платок «Садовое кольцо» (в народе – «Пробки Москвы»), который, кстати, в числе прочих демонстрировался на Expo 2015. Кроме того, студия Radical Chic стала участником VI Биеннале современного искусства и Биеннале инновационного текстиля в Москве, а 200 ее работ приобрела для постоянной экспозиции Приморская государственная картинная галерея.
«Я всегда мечтала производить ткани в России», – говорит Александра Калошина. Она и правда хочет попробовать перенести производство текстиля на родину.
Ставка на Digital
Представлявшие Россию на World Expo ткани от Solstudio произведены с помощью цифровой печати, или digital print. Технология на рынке появилась не так давно, около 20 лет назад, но уже устроила в мире текстиля такую же революцию, как и мобильный телефон в коммуникациях и связи. Новый метод позволяет наносить любой рисунок на любое количество ткани, даже на 5-сантиметровый лоскуток. Правда, сначала цифровая печать стоила дорого, но теперь технология стремительно дешевеет и становится доступнее, в том числе и благодаря растущей мощности оборудования.
К примеру, если 17–18 лет назад в день можно было произвести digital-способом лишь 24 м ткани, то теперь оборудование, к примеру, итальянских фабрик выдает 300 м ткани в час, и скорость печати уже обещают увеличить до 1000 м.
Снижается и стоимость самой печати – сегодня рисунок на 1 м ткани стоит около 5 евро, а еще недавно за то же самое платили все 20 евро. Похоже, самое время развивать digital print в России.
К тому же за рубежом печатать ткани российским компаниям становится невыгодно. Например, чуть ли не вдвое приходится переплачивать за сырье – так, шелк везут сначала в Италию из Китая, а уже у итальянцев его приобретают российские производители. После печати по шелку на итальянских фабриках готовую ткань везут в Россию, а значит, платят за доставку и услуги брокера на таможне. К тому же, дело не только в деньгах – теряется время.
«Почему российский дизайнер Виктория Андреянова не может оперативно выполнить заказы для Японии? Потому что она сначала должна купить ткань в одной стране, напечатать на ней рисунок в другой, привезти в Россию и что-то сшить», – объясняет Александра Калошина.
К тому же размещать заказы за границей затратно из-за курсов валют.
«Сейчас за рубежом производить стало дорого и отчасти бессмысленно», – говорит Александра Калошина.
Курс на локализацию
«Тенденция последних месяцев или полугода – это перевод производства в Россию», – говорит представитель компании Kunjut Textile&Design Яна Зинова из Санкт-Петербурга, клиентов у которой за этот период стало заметно больше. Те, кто раньше предпочитал размещать заказы в Европе, Китае или Турции, как, например, производители домашнего текстиля, теперь ищут такие же возможности на родине, объясняет Яна Зинова.
Ткани, произведенные в России и не уступающие по качеству итальянским, похоже, готовы купить многие. Сегодня, по самым скромным подсчетам, только в Москве работают несколько тысяч дизайнеров, и всем им нужна ткань.
«Мы уже третий год пытаемся найти что-то стоящее в России, – говорит генеральный директор студии Vera Maxima Александра Манухина, которая заказывает ткани за границей. – Надоело зависеть от курса, минимального заказа, доставки, таможни и налогов, которые неизбежно отражаются на конечной цене моделей. Мы очень хотим шить красивые, качественные и доступные вещи».
«Прийти и напечатать 30 м ткани собственного дизайна в России – это мечта каждого дизайнера, – говорит Александра Калошина. – Мы никогда не вырастим производителя одежды, не разовьем легкую промышленность, если не будет производителя ткани. Это ключевая вещь. Все уйдут за рубеж».
К тому же спрос на digital-печать есть в бывших союзных республиках, поэтому создание производства в России – шанс выйти на эти рынки.
«Кто первым поставит у себя предприятия, тот и притянет к себе клиентуру, будет впереди, – объясняет Александра Калошина. – Просто должно быть сильное печатное производство, тогда можно будет собирать заказы и из России, и из всех окрестных стран. Потому что хотят печатать все».
Спрос действительно есть, согласен глава компании «Лионтекс» Андрей Мороз. Он заказывает ткани в Китае, и на них уже сегодня есть спрос в Белоруссии и Польше. Однако, предупреждает он, экспортные операции идут в России очень тяжело.
«Давайте пофантазируем. Вот мы купили оборудование, построили завод. Доход можно получить только в том случае, если производство будет работать круглосуточно, – говорит он. – В таком режиме фабрика быстро насытит рынок, а когда ты начинаешь экспортировать, ты вешаешься».
Тонкий расчет
Сегодня российские дизайнеры оставляют только на итальянских текстильных фабриках около 4 млн евро ежегодно, подсчитали эксперты, а ведь есть еще и те, кто работает в Китае, Корее, Турции. Казалось бы, в случае переноса производственных мощностей в Россию это готовая клиентура.
Стоит рассчитывать и на зарубежных заказчиков. Например, в студию Kunjut Textile&Design часто поступают заказы из-за рубежа – все дело в более выгодной цене. При этом в основном здесь работают с синтетическими тканями (оборудование для подобой печати стоит дешевле). В Solstudio хотят предложить рынку digital-печать на всех видах ткани, в том числе по шелку, а также по шерсти, чего сегодня в России не делает никто.
«По сравнению со стоимостью печати в Италии наша ткань точно станет дешевле», – говорит Александра Калошина.
В Solstudio подсчитали – речь идет примерно о 20%, которые набегают в силу закупки сырья в третьих странах, логистических и таможенных затрат, оплаты услуг фабрики и пр. Если же печать перенести в Россию, саму тканевую основу в Китае можно закупать напрямую, что будет дешевле примерно на треть.
Кстати, в случае с цифровой печатью минимальным является фонд оплаты труда – к примеру, четыре современные машины обслуживают всего несколько человек.
«Мы очень осторожны в подсчетах, но 20% для промышленного производства – это очень много, это маржа, на которой существуют целые компании», – говорят в Solstudio.
Правда, цена вопроса довольно высока. Запуск производственной площадки обойдется примерно в 8 млн евро, с учетом приглашенных из Италии специалистов для отладки процессов. Хотя даже по самым скромным подсчетам, проект может окупиться за четыре года.
Впрочем, речь идет о технике итальянского производства, китайская и даже японская обойдутся дешевле.
«Развитие текстильной и легкой промышленности в значительной степени зависит от государственной поддержки, которая должна быть направлена на стимулирование конкуренции в отрасли, – отмечает эксперт Национального рейтингового агентства Александр Пахалов. – Пока рано говорить, что в текстильной и легкой промышленности происходит успешное импортозамещение. На фоне системного кризиса в российской экономике эта отрасль переживает достаточно ощутимый спад».
Вместе с тем, отмечает он, именно текстильный сегмент практически не показал падения за девять месяцев 2015 г. по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Кстати, в целом по госпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», рассчитанной до 2020 г., на поддержку легкой промышленности предусмотрено выделение только в 2015 г. более 1,5 млрд руб. Кроме того, начал активную работу Фонд развития промышленности (ФРП), который выдает льготные займы под 5% годовых на 5–7 лет.
Еще по теме








