Школа ремонта

17.07.201500:00

Раньше поиск ремонтной бригады в Сети считался опасным занятием. Истории о неожиданных исчезновениях прорабов вместе со стройматериалами и входной дверью впридачу после выплаты аванса уничтожили репутацию рынка. Однако сейчас ниша онлайн-услуг по ремонту квартир переживает второе рождение.

После запуска известного американского сервиса по выполнению поручений TaskRabbit в России возникли его многочисленные последователи. Все они предлагают разные виды бытовых услуг (объем этого рынка, по данным Росстата, в 2014 г. составил 799,2 млрд. руб.), но многие делают ставку на развитие ремонтного направления. «Ко» изучил плюсы и минусы онлайн-бирж труда.    

Кабанчика вызывали?

Невозможно придумать более счастливые истории, чем те, что рассказывают клиенты украинского сервиса по поиску исполнителя для любого поручения «Метнись кабанчиком» (kabanchik.com.ua). Например, как найденные на этом сайте штукатуры сумели спасти детскую в аварийном состоянии. Или как отремонтировали дом за такие короткие сроки – просто фантастика. Комплексный ремонт – не единственная услуга, которую предлагает ресурс. На «Метнись кабанчиком» можно найти курьера, домработницу, сантехника или репетитора. Открытая в 2012 г. на Украине биржа труда распространилась на три страны – Россию, Казахстан и Беларусь. 

Сооснователь сервиса «Метнись кабанчиком» Роман Киригетов прошел семилетний путь от рядового sale-менеджера до соучредителя украинской компании «Меджик мобайл», которая занималась импортом телекоммуникационного оборудования из Южной Кореи, Китая, Индии и других стран. «Меня всегда тянуло к интернет-бизнесу», – объясняет он. Сооснователем его собственного проекта «Метнись кабанчиком» стал друг-программист Александр Юрьев. В студенческие годы они вместе занимались созданием и продвижением сайтов на заказ. На идею открыть сервис бытовых услуг партнеров натолкнул проект TaskRabbit.  

Этот американский ресурс основан еще в 2008 г. Его придумала Леа Баск с мужем. Легенда гласит, что, когда Бостон накрыл снегопад, супругам было лень идти в магазин за собачьим кормом. Они решили узнать, не захочет ли кто-нибудь из соседей взяться за это задание. TaskRabbit дает пользователю возможность найти исполнителя для разовых поручений – будь то курьерская доставка или покраска стен. Американский проект стал прототипом не только для сервиса Киригетова. С TaskRabbit списаны YouDo, Proffi и десятки других аналогичных отечественных ресурсов. «Метнись кабанчиком» заимствовал только идею, уверяет Роман Киригетов, бизнес-логика своя. «В отличие от TaskRabbit, мы не берем плату при постановке задачи. У нас бы просто не прижилась схема «плати вперед» за неоказанную услугу. Клиенты обычно платят наличными только после выполнения задания. Исключение – онлайн-заказы: программирование, копирайтинг и прочее», – объясняет Роман Киригетов. С каждого исполнителя сервис берет комиссию в размере 10–20% – в зависимости от стоимости работы. Чем больше сумма заказа, тем ниже процент.

В первый день после запуска на «Метнись кабанчиком» зарегистрировалось 80 специалистов. Сейчас их более 50 000 (четверть из них готовы оказывать ремонтные услуги). На старте Киригетов и Юрьев вложили около $5000 личных средств. Все ушло на продвижение. В 2013 г. бизнес-инкубатор EastLabs поддержал проект, вложив в него $20 000. За финансовую помощь он получил долю в 15%. Через год Роман Киригетов вышел на частных инвесторов и привлек еще $60 000. Kabanchik.com.ua принес прибыль спустя два года после запуска – как раз накануне больших перемен. Портал Prom.ua предложил партнерам сделку, сумма которой до сих пор не раскрывается. На момент продажи годовой оборот Kabanchik.com.ua составлял 3,6 млн гривен (более 7 млн руб.). По условиям договора, команда «Метнись кабанчиком» осталась в прежнем составе, а Роман сохранил за собой должность CEO. Спустя полгода были запущены аналоги «Кабанчика» в странах СНГ – Kabanchik.ru, Kabanchik.by и MegaMaster.kz. Сейчас российский сервис, по словам Романа Киригетова, находится на стадии поиска исполнителей. «Пока сложно оценивать годовой оборот всего проекта, – считает он. – Мы удваиваем его каждый квартал, но при этом тратим большие ресурсы на масштабирование». За три года существования услугами «Кабанчика» воспользовалось более 35 000 украинцев. Половина из них пришла на сайт за последние полгода. Популярнее всего категории «домашний мастер», «клининг» и «курьерская доставка». Каждый третий ищет курьера. Каждый пятый хочет перепоручить уборку или мытье окон. «Отдельный предмет гордости – это необычные задания, которые тоже можно заказать, – добавляет Роман Киригетов. – Какие только запросы не поступали: написать под окнами признание в любви, сделать человеку сюрприз – инкогнито подарить щенка, научить водить автомобиль или пользоваться Скайпом, или просто составить на вечер компанию». 

Найти ремонтную бригаду на «Кабанчике» просто, но в приоритете – разовые работы. Опцией «ремонт под ключ» пользуются реже. Стоимость такого ремонта всегда разная – сумма зависит от конкретного региона страны. В среднем, по словам предпринимателя, заказывая услугу напрямую, без посредников, можно сэкономить 30–50%. В «Метнись кабанчиком» честность не проверяют на детекторе лжи, но все специалисты проходят отбор. Сначала идет анкетирование, где они указывают паспортные и персональные данные, включая ссылки на профили в социальных сетях. Следующий шаг – знакомство с правилами работы сайта и тестирование. И наконец, видеоконференция, на которой еще раз проверяется достоверность всех данных. «Мы не устаем напоминать, что подрядчики не являются нашими сотрудниками, – предупреждает Роман Киригетов. – «Метнись кабанчиком» – всего лишь удобная площадка, которая помогает одним найти подработку, а другим – нанять специалиста. Поэтому к выбору исполнителя стоит подходить ответственно». 

Сориентироваться в базе помогают отзывы клиентов. На случай форс-мажора «Метнись кабанчиком» располагает страховым фондом. Если исполнитель обманул, сервис компенсирует клиенту до 1000 гривен (около 2600 руб.). В отличие от России, на Украине у проекта почти нет конкурентов, утверждает Киригетов. Периодически возникают аналогичные стартапы, но потом исчезают. Главными соперниками Роман Киригетов называет доски объявлений типа OLX и специализированные компании по оказанию бытовых услуг. «Точнее, мы своим появлением составили им конкуренцию», – довольно улыбается он. Сегодня через «Кабанчик» выполняется более 5000 заданий в месяц. На 2018 г. Роман Киригетов ставит планку выше – 200 000 поручений за такой же срок. 

YouDo: особое поручение

Сервис по выполнению поручений YouDo (youdo.com) стартовал в 2012 г. Когда Денис Кутергин и Алексей Гидирим запустили проект, онлайн-рынок бытовых услуг насчитывал с десяток досок объявлений. Сегодня конкуренция выросла, но за прошедшие годы YouDo припас несколько козырей. Сервис располагает большой базой исполнителей, порядка 45 000, и за день обрабатывает около 2000 поручений. За последние полгода проект вырос на 100%. 

Денис Кутергин рос в семье военных. По закону о статусе военнослужащих, военным запрещена любая оплачиваемая деятельность, кроме творческой, научной и преподавательской. Кутергин встал перед выбором – работать на себя или все-таки получить военную специальность. «В Интернете меня подкупала свобода самовыражения и возможность заниматься любимым делом из любой точки мира с помощью одного ноутбука», – рассказывает он. Его решение заняться онлайн-бизнесом поддержал Алексей Гидирим. Вместе они запустили портал для веб-мастеров – Webmasters.ru, который через несколько лет продали. В 2011 г. Алексей Гидирим предложил партнеру новую идею – сделать онлайн-площадку для проведения конкурсов среди фрилансеров. «Первые тесты показали, что она не масштабируется, – вспоминает Кутергин. – Но у нас было готовое IT-решение, которое легло в основу будущего YouDo». 

Партнеры изучили западный рынок, где случился бум онлайновых бирж труда. Больше всего им понравилась модель TaskRabbit. Анализ российской ниши показал отсутствие адекватных игроков и наличие спроса – хотя бы раз в год каждая семья заказывает какие-либо бытовые услуги. В апреле 2012 г. YouDo.com запустился с двумя категориями: «курьерские услуги» и «уборка». Со временем добавились другие направления: «бытовой ремонт», «компьютерная помощь», «грузоперевозки» и прочее. Год проект существовал за счет «ангельских» денег и личных средств – $700 000. В конце 2013 г. партнеры закрыли первый раунд с венчурным фондом Flint Capital на сумму $1 млн. Денис хорошо помнит тот момент, когда количество ежедневных заданий перевалило за сто. Первое время он лично проверял данные исполнителей, связывался с заказчиками, собирал отзывы и пожелания. 

Чтобы попасть на сервис, исполнители обязаны подтвердить персональные данные, указать телефоны двух доверенных лиц, а также пройти онлайн-тестирование. «После каждого задания заказчик оставляет об исполнителе отзыв. Чем больше положительных откликов, тем выше рейтинг в системе и тем больше новых заданий человек может выполнять», – объясняет Денис Кутергин. С каждого выполненного поручения YouDo берет комиссию в размере от 5 до 15%. 

YouDo тоже не дает правовых гарантий. При формировании заявки операторы call-центра обращают внимание клиентов на правило безопасности – если сумма заказа значительная, лучше выбирать исполнителя с высоким рейтингом и при передаче денег на закупку, например, стройматериалов, обязательно брать расписку или составлять договоры – хоть на салфетке. За прошлый год на YouDo было зафиксировано менее 200 случаев, когда внезапно пропадал исполнитель или заказчик. Большинство пропаж – под грифом ЧП: несчастные случаи и болезни. «Если поделить эти форс-мажоры на общее количество выполненных заданий, получится одна тысячная процента. Вероятность нарваться на мошенника, пользуясь теми же досками объявлений, гораздо выше. Конечно, агрегаторы тоже не идеальны, – рассуждает Денис Кутергин. – Они не несут ответственности за действия пользователей, но прикладывают максимум усилий, чтобы минимизировать риски». 

Из всех направлений Гидирим и Кутергин делают ставку на развитие бытового ремонта и «ремонта под ключ». Сейчас эта категория на втором месте по популярности (на первом – курьерские услуги. – Прим. «Ко»). В день поступает несколько сотен заявок на ремонт, в будущем, планирует Денис, это количество достигнет тысячи. Партнеры еще не занимались раскруткой ремонтного направления. Его рост спровоцирован спросом. «Рынок большой, а белых, проверенных сервисов для поиска подрядчиков мало», – добавляет Денис Кутергин. Услуги мастеров по ремонту из YouDo дешевле, чем у сервисной компании, в среднем на 30–70%. «Рынок бытового ремонта пока довольно маргинален, без четкого ценоориентирования и стандартов качества. Сказать, насколько услуги наших исполнителей дешевле рыночных, нельзя, они в любом случае дешевле. Вы связываетесь с частными мастерами или бригадами напрямую – без посредников. При обращении в компанию в счет услуг включается не только труд мастеров, но и расходы на рекламу, офис, работу оператора, бухгалтера», – говорит он. 

YouDo уже вышел на самоокупаемость. Все свободные деньги и инвестиционные средства партнеры вкладывают в продвижение сервиса. Сейчас в Сети существуют десятки бирж услуг: «Свой тендер», «Профи», «Стройпортал», «Ремонтник.ру»… Перспективной нишей заинтересовались крупные игроки. В прошлом году «Яндекс» запустил аналогичный YouDo сервис «Яндекс.Мастер». Avito провел ребрендинг и выделил категорию «бытовые услуги», которая сейчас занимает третье место внутри компании по выручке, уступая «недвижимости» и «авто». 

Сказано – «Сделано»

Ремонт, растянутый на годы, поиск запившего прораба с самого утра и необходимость после всего этого самому переделывать кривые розетки теперь в прошлом. На рынке появился сервис «Сделано». Он действует по принципу «все включено» – ремонт в типовых домах по заранее созданным архитекторами проектам. Достаточно указать метраж, после технической инспекции заключить договор, заплатить всю сумму вперед, отдать ключи и вернуться домой через 50 дней. «Сделано» берет на себя всю черновую подготовку, включая замену труб, выравнивание пола и стен, чистовую отделку, а также обещает проследить за качеством исполнения. Цены начинаются от 589 000 рублей за однокомнатную квартиру.  

«Представьте, каким будет ремонт через энное количество лет, – мечтает генеральный директор «Сделано» и по совместительству партнер архитектурного бюро Lofting Илья Шаргаев. – Два мужика затаскивают некий объект точно на середину квартиры, закрывают дверь и достают пульт. Они жмут на кнопку: вспышка – и пожалуйста, готовый ремонт. То же самое сейчас делаем мы, только наша «вспышка» длится 50 рабочих дней». Идея делать конвейерный ремонт по готовым дизайн-шаблонам возникла год назад. Шаргаев придумал это в тандеме с основателем журнала «Афиша» и института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Ильей Осколковым-Ценципером. Оба вложили в развитие стартапа собственные средства – порядка 15 млн руб. Принимать первые заказы проект начал зимой, но в полную силу заработал недавно. 

«До этого момента мы находились в тестовом режиме, не хотели запускаться без портфолио экспериментальных квартир», – объясняет главный архитектор Марко Михич-Ефтич. Первым клиентом стал архитектор и куратор российского павильона на архитектурной биеннале в Венеции Антон Калгаев. Остался, по словам команды «Сделано», доволен. Философия стартапа проста – сделать ремонт приятным делом. Как покупка автомобиля, объясняет Шаргаев. 

В России других подобных проектов нет. На Западе тоже – по закону застройщики обязаны сдать жилье с чистовой отделкой. «При заезде жильцы в крайнем случае перекрашивают стены, – добавляет Марко Михич-Ефтич. – Рынок «черновых» квартир есть только в luxury-сегменте. Но в нем ремонт заточен под вкусы клиента». Пока «Сделано» предлагает два стиля – «Париж» и «Стокгольм». В будущем, по словам Марко Михича-Ефтича, география расширится. Все дизайн-решения простые, с использованием нейтральных цветов и частично – натуральных материалов. Если хочется большего, можно заказать дополнительные опции: дизайнерские шторы, отопительный бойлер, теплый пол, новые окна или двери. Последние два пункта попали в этот список благодаря новостройкам. В сданных домах зачастую нет смысла менять абсолютно новые батареи или входные двери. 

Стартап берется за типовые квартиры, но может отказаться, если обнаружит плесень или грибок на стенах, дырки в потолке или, что еще хуже – снесенную несущую стену. Слишком хлопотно все переделывать – прецедент уже был. Строительные материалы в «Сделано» закупают оптом. Предпочтение отдают российским производителям. Но ключевые компоненты, по словам Марко Михича-Ефтича, – например, сантехника, ламинат и паркетная доска – поставляют европейские компании. Ремонтом занимаются внешние подрядчики – их привлекают по аутсорсинговой схеме. Все бригады, по словам генерального директора, давно проверены годами сотрудничества на прошлых проектах – еще до рождения «Сделано». 

Сейчас стартап работает только с типовыми крупнопанельными домами в Москве и ближайшем Подмосковье. В будущем, планирует главный архитектор, проект расширит перечень типов домов и выйдет на региональный рынок. Для реализации этих смелых планов ему не хватает 40 млн руб. Именно такую сумму основатели пытаются найти на венчурном рынке. В «Сделано» нет рассрочек или поэтапной оплаты. Схема «деньги вперед» позволяет проекту оставаться на плаву, но требует большого кредита доверия. Если гарантий на бумаге недостаточно, заказчик может следить за процессом. «Но зачем? – удивляется Илья Шаргаев. – У нас есть своя система контроля. Все стандарты качества прописаны в договоре». 

Проект вышел на рынок недавно, и единственная трудность, с которой он столкнулся, – нападки из-за завышенной цены. «Людям кажется, что это дорого. Ремонт однокомнатной квартиры, по их словам, обошелся им в 300 000 руб., – рассуждает Марко Михич-Ефтич. – Его можно сделать дешевле, но не за такие сроки и не в таком объеме. Даже если браться самим, придется потратить много времени на поиск рабочих, архитектора, выбор материалов, контроль работ. В нашу сумму не включена стоимость работы архитектора». «Это как в автомобиле. Вы же не платите за дизайн, а покупаете машину целиком. Мы тратим на проектирование и разработку решений больше ресурсов, чем на элитные объекты, которые проектируем для самых взыскательных заказчиков. Наши стили предназначены для тиражирования, и нам не все равно, как они будут внедрены», – добавляет Илья Шаргаев. Регулировать спрос здесь собираются сетевым графиком. Клиент получает расписание команды и варианты свободных дат начала ремонта. Сейчас «Сделано» может вести десятки ремонтов одновременно. В будущем, обещает Шаргаев, заказы будут исчисляться сотнями. В амбициозных планах стартапа есть еще одна фантастическая цель – сжать сроки до 28 дней. 

Идеей конвейерного ремонта заинтересовались партнеры проекта в Восточной Германии и странах СНГ. В случае успешного опыта в России они готовы купить франшизы. Даже если франшизная история закрутится позже, к концу 2015 г. Илья Шаргаев рассчитывает на месячный оборот в 20 млн рублей. Через три года основатели намерены увеличить показатель до 200 млн рублей в месяц. Весомый аргумент – и одновременно вызов всей команде. «Но нам, архитекторам, интересно работать с массовым жильем. С одной стороны, мы лишены многих средств выразительности, – резюмирует Марко Михич-Ефтич. – С другой – понимаем, что даже этим минимальным набором можем улучшить жизнь не одного человека, а сотен семей».