Top.Mail.Ru
финансы

Дистанционка научит жить скромнее

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

С 19 октября в Москве учеников 6-11 классов вновь переведут на дистанционное обучение. Из-за «удаленки» российские школьники ранее уже фактически пропустили треть учебного года. По подсчетам аналитиков Всемирного банка, это аукнется снижением ВВП и личных доходов — в течение всей жизни нынешние учащиеся будут получать на 2,5 % меньше, чем могли бы. Если бы речь шла о полной отмене занятий, а не о переводе их в онлайн-формат, цифры достигли бы 3 %. Части работодателей, которым нужны «дешевые» рабочие руки и ноги, это выгодно.

Уроки на будущее

Методика подсчета будущих доходов основана на том, что результаты итоговых экзаменов нынешних школьников станут ниже и карьерные возможности — меньше.

«Больше трети респондентов наших опросов со средне-специальным образованием ежемесячно зарабатывают до 50 000 руб. gross. Для сравнения, доля тех, чей доход не более 50 000 gross, среди респондентов с высшим образованием составляет всего 8 %. И конечно, мы наблюдаем, что, как правило, чем больше у респондентов образований (несколько высших / MBA и т.д.), тем выше их доход и уровень позиции», — приводит статистику операционный менеджер сектора Retail/Agro в Antal Russia Антонина Королева.

Впрочем, формат обучения сам по себе вряд ли серьезно повлияет на уровень зарплаты. «Ключевые опасения относительно школьного образования лежат скорее в области его непрактичности и неготовности самой системы подстраиваться под очень быстро меняющуюся среду», — говорит рекрутер.

Директор лицея РАНХиГС Жанна Подковыркина высказывает уверенность, что сейчас рано делать выводы о минусах периода «домашнего заточения».

«Мне известны самые разные отзывы тех, кто практикует сейчас дистанционный формат образования. Кто-то сокрушается, что есть потери, что какие-то вещи безвозвратно уходят. Но знаю и других, тех, кто говорит, что они сделали для себя очень много открытий и что им удается делать какие-то вещи, которые раньше не получалось реализовать в традиционном аудиторном формате», — подчеркивает Жанна Подковыркина.

В пример она приводит данные по лицею Президентской академии, который почти весь весенний семестр прошлого учебного года провел в дистанте.

«Показатели успеваемости этого семестра у нас были выше, чем в предыдущем аналогичном периоде. Да, мы понимаем, что дети дома выполняют задания в других условиях. В работах учеников, например, нет той "лабораторной чистоты", какая обеспечивается в аудитории, когда всё контролирует преподаватель. Но мы корректировали свою работу, и контрольные задания тоже менялись с учетом условий. В общем, никакого падения результатов у нас в лицее не произошло, в том числе и в ЕГЭ», — отмечает директор образовательного учреждения.

При этом Жанна Подковыркина допускает, что в каких-то российских школах могут быть большие потери, потому что дети находятся в разных условиях в плане доступа к Интернету, обеспечения ресурсами, помощи со стороны учителей, если какие-то учителя не могут в силу своих ресурсных ограничений грамотно ее оказывать в новых условиях.

Пробелы в знаниях есть

Директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова рассказала журналу «Компания», что осенью учащиеся начали писать всероссийские проверочные работы, которые были заранее анонсированы Рособрнадзором, первые итоги говорят, что пробелы в знаниях все-таки есть.

«Пока еще окончательных результатов нет, но, судя по отзывам учителей, учащиеся справляются с контрольными не так хорошо. Сейчас сложно сказать, как можно исправить ситуацию. Даже если дети отправлены на удаленную работу и учителя освоили технические моменты удаленного обучения, у преподавателей есть учебный план, и они дальше должны продолжать программу. Каким образом они будут компенсировать те пробелы, которые уже образовались у школьников?» — спрашивает Наталья Тарасова.

Проблему, на взгляд педагогов, порождает и отсутствие мотивации: не все родители помогают подросткам перейти на режим удаленной учебы, не формируют позитивное отношение к онлайн-занятиям.

Денег нет, но вы учитесь

В исследовании Всемирного банка указывается, что удаленка фактически вводит имущественный ценз: школьники из состоятельных семей, имеющие доступ к индивидуальным компьютерам и репетиторам, получают 75 % эффективности очного образования в домашнем режиме, а ученики из бедных семей, у которых нет таких возможностей, только 25 %.

Как говорят данные нескольких общественных организаций, не все семьи могут обеспечить рабочее место ребенку в период дистанционного обучения, не все школы могут провести качественную онлайн-трансляцию занятий и не везде хороший прием Сети.

Жанна Волкова, директор по маркетингу Kelly Services, видит в зависимости от доступных гаджетов основную опасность дистанционного обучения наряду со снижением дисциплины. В итоге многие школьники из семей с небольшим достатком не смогут сдать итоговые экзамены на желаемый балл в 2021 году, возможно, не смогут получить высшее образование, и это может повлиять на их будущий доход.

Впрочем, для некоторых работодателей снижение уровня образования нового поколения даже выгодно.

«Сегодня наиболее востребованные сотрудники — это линейный персонал, "синие воротнички". Всем не хватает курьеров, складских рабочих, сотрудников кол-центров и магазинов. То есть если в 2021 году на рынке появится много 18-летних, не сдавших ЕГЭ, готовых занять такие рабочие места, многим работодателям это будет очень даже на руку», — говорит Жанна Волкова.

Впрочем, конкурировать нынешним школьникам придется не только с теми, кто выпустился до пандемии, но и с теми, кто будет учиться в совсем новых условиях.

«Мы пока не научились передавать знания исключительно в дистанционном формате так же качественно, как это происходит очно. Но пройдет совсем немного времени, когда это станет нормой. Нынешние школьники, кто только проходит первые шаги в таком формате получения информации, априори будут менее конкуренты, чем те, для кого спустя десяток лет это станет нормой, когда скорость усвоения информации увеличится еще в несколько раз», — подчеркивает руководитель карьерной практики CareerLab Алены Владимирской Анна Алфимова.

По ее мнению, прогноз Всемирного банка — это не приговор, а призыв к действию: необходимо не бойкотировать, а адаптироваться к гибридным, а потом и полностью онлайн-форматам образования.

Еще по теме